Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:52, 16 января 2023
 242

Как получить статус земского учителя

Как получить статус земского учителяСветлана Добровольская выиграла областной конкурс «Земский учитель» в 2020 году и приехала работать в Ивнянскую школу № 1Фото: архив БелИРО
  • Статья
  • Статья

Программа «Земский учитель» стартовала в 2020 году по инициативе Президента России Владимира Путина по аналогии с ранее начавшейся программой «Земский доктор». Её цель – привлечь новых педагогов в сельскую местность.

Каждому победителю конкурса положена единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей как прибывшим (переехавшим) на работу в населённые пункты, где проживает менее 50 тысяч человек (это может быть село, рабочий посёлок или небольшой городок). Как раз те места, в которых испытывают постоянный кадровый голод. Денежные средства могут быть потрачены по усмотрению учителя на любые цели. 
О том, как стать участником программы, мы беседуем с заведующей Центром сопровождения деятельности общеобразовательных организаций Белгородского института развития образования Жанной Яхтаниговой

— Жанна Мухарбиевна, сотрудники вашего центра занимаются сопровождением реализации всей программы. И вы как никто знаете все её тонкости. Уверена, очень заманчиво для учителя получить миллион рублей и постоянное место работы сроком на пять лет! Расскажите, кто может стать участником программы? Это касается только молодёжи или могут участвовать уже состоявшиеся педагоги? 

— Возрастные требования для участника программы «Земский учитель» довольно широки. Это возраст от 18 до 55 лет, наличие среднего профессионального или высшего педагогического образования. 

— Как узнать о том, что начался конкурс и когда можно подавать документы? 

— Департамент образования ежегодно не позднее 30 декабря текущего финансового года формирует список вакансий и размещает их на своем официальном сайте и на портале «Земский учитель» (Zemteacher.edu.ru) Министерства просвещения РФ. Портал функционирует по принципу одного окна, обеспечивая оптимальное взаимодействие участников и организаторов программы «Земский учитель» через единую точку доступа. Из этого перечня учителя самостоятельно выбирают будущее место работы. 

— Предположим, я выпускница педагогического вуза. Расскажите о тех шагах, которые должен сделать претендент? 

— Для того, чтобы стать участником программы необходимо пройти несколько этапов отбора. 

Первый этап

Приём документов и регистрация претендентов 

Для этого нужно приготовить следующие документы: 

1) заявление по форме, утверждённой министерством образования области; 
2) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
3) копию документа об образовании и (или) квалификации;
4) копию документа об установлении первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель» (при наличии);
5) копию документа, подтверждающего возможность учителя преподавать смежные и (или) иные учебные предметы основной общеобразовательной программы;
6) копию документа о наличии учёной степени в области преподаваемого учебного предмета, педагогики, психологии; 
7) копию документов, подтверждающих иные заслуги, которые могут быть заявлены как достижения в педагогической деятельности;
 8) копию аттестата об основном общем образовании (о среднем общем образовании), полученном в общеобразовательной организации, в которой имеются вакантные должности, включённые в перечень вакантных должностей (при наличии);
9) копию трудовой книжки;
10) копию свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе; 
11) копию документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счёта;
12) согласие учителя на обработку персональных данных по форме, утверждённой департаментом образования; 
13) согласие о готовности к переезду в сельские населенные пункты либо рабочие посёлки, либо посёлки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек по форме, утверждённой департаментом образования;
14) справку (иной документ) из кредитной организации с реквизитами банковского счёта. 
Документы предоставляются в период с 10 января по 15 апреля. В течение всего этого периода сотрудники Центра сопровождения деятельности общеобразовательных организаций консультируют участников программы по вопросам сроков и формы предоставления документов. Документы регистрируются Региональным оператором в день их предоставления, учителю выдаётся или направляется выписка из реестра поступления документов с описью принятых документов и указанием даты и времени их регистрации. 

Второй этап

Экспертная оценка документов 

Она проходит в течение 30 дней со дня подачи. 

Это, прежде всего, проверка документов, выставление баллов претендентам и формирование рейтинга. При выставлении баллов учитываются различные достижения в научной и профессиональной сфере. Например, уровень квалификации, учительский стаж, наличие учёной степени, участие в научных конференциях федерального или регионального уровней, наличие публикаций по теме, опыт работы, срок окончания учебного заведения. 

В нашем регионе есть дополнительные критерии отбора, они учитываются при формировании рейтинга учителей. Это: 

— наличие первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель» или может ли учитель преподавать смежные и (или) иные учебные предметы;

— участие в конкурсах профессионального мастерства не ниже регионального уровня (победители, призёры, финалисты, лауреаты конкурсов);

— наличие региональных, ведомственных и (или) государственных наград. 

Важным фактором может стать то, что учитель является выпускником общеобразовательной организации, куда хотел направиться. А также стаж педагогической деятельности свыше 10 лет и переезд для работы в село из городов субъектов Российской Федерации.

Третий этап

Отбор победителей проекта

Победителей отбирают в мае и место получает тот, кто набрал больше баллов по итогам экспертной оценки. 

Четвёртый этап

Подписание трёхстороннего договора

Победители конкурсного отбора подписывают трёхсторонний договор (между победителем, правительством региона и школой), по которому берут на себя обязательство проработать не менее пяти лет в должности учителя выбранной школы. 

После подписания документа учитель может подавать заявку на выплату денежных средств в региональное министерство образования. Компенсация будет выплачена до 1 декабря этого же года на расчётный счет учителя, банковские реквизиты которого он подавал вместе с пакетом документов.

— Много ли желающих стать земским учителем? 

— Ежегодно более сорока человек, так что конкурс у нас довольно солидный, как в престижный вуз! 

— Как часто бывают такие случаи, что договор заключён, деньги получены, а педагог передумал, не захотел участвовать в работе?

— Таких случаев в нашей практике ещё не было. Да, случалось, что претенденты предварительно посещали место предполагаемой работы и по какой‑либо причине отказывались. А вот если договор заключён, деньги получены, и вдруг передумал – придётся эти средства вернуть в областной бюджет. 

Беседовала Виктория Горяйнова

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 7, 2021 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×