Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:55, 26 декабря 2022
 395

Что заставляет подростков рисковать?

Американский психолог Грэнвилл Стенли Холл дал яркое и образное определение подросткового возраста как «возраста бури и натиска». И это описание полностью отражает бунтарское, непредсказуемое, противоречивое и в том числе рискованное поведение современных подростков. Подростки катаются, цепляясь за поезд или электричку; делают селфи, свесившись с крыши многоэтажки; готовы на спор совершить любую опасную глупость. Что движет подростками в этот момент? Почему не работает инстинкт самосохранения? Постараемся ответить на эти непростые вопросы.

Зачем они рискуют?

Впреддверии каникул нам, взрослым, надо разобраться, что стоит за таким безрассудным поведением подростка. И это необходимо в первую очередь для понимания своего ребёнка, его защиты, возможности оказания помощи, и только в последнюю – для критики, разрыва отношений с ребёнком по причине «как он мог», «она опозорила меня в глазах знакомых», «я в его возрасте…».

Да, рискованное поведение подростков – это поведение чаще противоправное (злоупотребление химическими веществами: курение, эксперименты с алкоголем и наркотиками; рискованное сексуальное поведение;аутоагрессия: намеренное нанесение себе повреждений либо, в крайних формах, суицидальное поведение). В подростковой среде постоянно появляются новые формы экстремального поведения, позволяющие получить адреналин и повысить свой статус у сверстников: «зацепинг» (проезд вне салона общественного транспорта), «трейнсёрфинг» (катание на крыше поезда), «руфинг» (прогулки по крышам), «планкинг» (фото лежа на животе, вытянув руки вдоль тела, в самых непредсказуемых местах), skull-breakerchallenge (русское название – «проломи череп», «подсечка») и, соответственно, опасные селфи.

Возникает вопрос: «Зачем они рискуют?»

Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства и понимание того, где его предел. Обычно высокий риск — это побочный продукт обострённой познавательной деятельности. Подросток экспериментирует, чтобы: узнать себя лучше; попробовать разные стили жизни; показать окружению, что становится взрослым; повысить степень самостоятельности: «могу и решаюсь»; и наконец, просто потому, что это круто, здорово, прикольно.

Все эти «геройства» определяются особенностями подросткового возраста: гормональной перестройкой, стадией развития мозга и недостаточной социальной зрелостью. Особенности физиологического развития очень чётко фиксируются при проведении магнитно-резонансной томографии (МРТ), а тенденция к затягиванию детства, инфантильности даже взрослых людей приводит к тому, что социальная зрелость долго не наступает. 

Скажи мне, кто твой друг…

Следующий вопрос: «Рисковать для подростка — это нормально?»

Рисковать для подростка — это практически возрастная норма. Так юноша или девушка ищут себя, проверяют границы возможного и дозволенного, прокладывают свой путь. 

Подростковый возраст требует романтики и героизма,а ещё — моральных правил, на которые подросток мог бы ориентироваться, которые мог бы выполнять и против которых мог бы бунтовать. И на этом фоне активно и целенаправленно действуют различные группировки. 

И здесь необходимо вспомнить народную мудрость: «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Коммуникацию подросток осуществляет посредством рискованного поведения, и не надо ожидать, что в плохой компании его научат чистить зубы два раза в день и совершать добрые дела. В большинстве случаев рискованные действия направлены на то, чтобы казаться крутым среди сверстников, без понимания того, что такая «крутизна» в неявном для подростка виде предлагает в обмен взять его собственную жизнь.

Неформальные группы подростков – это особый социальный организм со своими специфическими законами возникновения, развития и функционирования. Они имеют свои нормы, ценности, цели, интересы, групповые мотивы и потребности. Мотивы объединения подростков в такие группы – самые разнообразные. Это могут быть общие интересы и склонности, единство судеб, преклонение перед силой, отвагой и независимостью новых «друзей», отвращение к одиночеству, желание продемонстрировать перед новыми знакомыми свою силу, ловкость и осведомлённость. 

В этом возрасте важное значение имеют социальные связи в подростковой среде. Для подростка настоящая катастрофа, если у него нет друзей или он не получает от них одобрения. Из‑за этого он легко поддаётся влиянию значимых для него ровесников.

Подросток сообщает: «Со мной что‑то неблагополучно, я нахожусь в ситуации кризиса и нахожу такой выход». И хорошо, когда родители слышат этот сигнал, обращают на него внимание и помогают найти менее опасные способы самоутверждения и познания мира.

Как оценить риск?

Постараемся ответить на следующий вопрос: «Как подростковые риски сделать безопасными?»

Найти «золотую середину» разумного риска: иметь возможность экспериментировать в разных областях своей жизни и иметь способность вовремя остановиться. Именно этот средний результат станет ценным опытом и ресурсом развития индивидуальности. Но это так непросто для подростка…

Основная задача и родителей, и детей — попытаться понять, какой риск и какая его степень полезна и способствует развитию личности, а какая создаёт угрозу для здоровья.

Если ваш подросток выбрал опасный вид спорта — скалолазание, паркур, катание на горных велосипедах, боевые искусства, даже если вам за него страшно, вы боитесь травм или агрессии соперников, лучше дать ему законную возможность испытывать и преодолевать себя, получать признание и чувствовать поддержку команды.

Какие бы сумасшедшие поступки подросток ни совершал, ему очень важна поддержка взрослых. А родителям, в свою очередь, необходимо знать, с кем общается ребёнок, где проводит время, интересоваться его жизнью, обсуждать с ним его интересы и трудности, сохранять доверие, чтобы вовремя его подстраховать.

И при этом помнить, что совсем исключить риск из жизни, всегда избегать любых рискованных поступков невозможно — это значило бы избегать и новых ситуаций, новой информации, новых переживаний, любого нового опыта.

Как родители могут сгладить рискованное поведение ребёнка-подростка?

•Помогите ребёнку научиться оценивать риск. Вы можете говорить о поведении других людей и его последствиях (на примерах фильмов или новостей). 

•Выработайте некоторые основные правила, согласованные с вашим ребёнком. Объясните ему, что эти правила направлены на то, чтобы сохранить его в безопасности. Решите вместе, какие последствия и санкции должны быть, если правила нарушены. 

•Воспитывайте в своём ребёнке социально ориентированные ценности. Чем раньше, тем лучше. Знание того, что важно для вашей семьи, для его друзей, для окружающих людей, поможет вашему ребёнку развить чувство ответственности и сформирует у него ценностную систему личности.

•Вы должны знать, что ценность собственной жизни сама по себе не формируется. Необходимы специальные условия и структурированная определённым образом информация. А инстинкт самосохранения как раз и толкает на рискованное, противоправное и саморазрушающее поведение как возможность доказать своё право существовать в определённом коллективе.

•Держите своего ребёнка в поле зрения. Знание, с кем он и где он, может помочь вам предотвратить часть ситуаций, связанных с риском.

•Поддерживайте открытое общение. Постарайтесь быть близки со своим ребёнком. Сильнаясвязь с родителями уменьшает вероятность рискованного подросткового сексуального поведения.

•Будьте хорошим примером для подражания. Подростки руководствуются тем, что видят, как ведут себя их родители. Если ваш ребёнок видит, что вы применяете двойные стандарты – от спешки до чрезмерного употребления алкоголя или агрессивного поведения, он не будет соблюдать ваши правила.

•Поощряйте широкие социальные отношения. Вероятно, вы не можете помешать вашему ребёнку дружить с определённым человеком или группой друзей, но вы можете дать ему возможность завести других друзей, используя спортивные, общественные или семейные мероприятия. Принимайте друзей вашего ребёнка в своём доме, так вы будете знать, где он, по крайней мере некоторое время.

•Предоставьте подросткам пути отступления от рискованных ситуаций. Бывает много случаев, когда вашего ребёнка подталкивают к рискованному поведению его сверстники. Вы можете подсказать ему, как не поддаться давлению и не потерять авторитет и репутацию среди сверстников. Например, он может отказаться курить по причине, что курение может вызвать у него приступ астмы. В этом случае преувеличение будет во благо. Дайте понять ребёнку, что он может отправить вам текстовое сообщение в любое время, когда ему нужно, чтобы вы заехали за ним, не беспокоясь о том, что вы будете сердиться или назовёте его слабаком.

«Развитие детства объективно связано с познанием окружающего мира опытным путём, что неизбежно приводит к попаданию детей в ситуации риска, — пишет социолог Изабелла Дементьева. — Задача воспитания в таком случае состоит не в том, чтобы изолировать ребёнка от рисков, а в том, чтобы вооружить его умением их преодолевать».

Р.S. И мы, взрослые, будем неоднократно задавать вопросы о наших подростках и стараться найти на них ответы, чтобы сохранить жизнь и здоровье наших детей, счастье нашей семьи. 

Екатерина Викторова, психолог, г. Белгород

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 4, 2020 г.

При подготовке публикации использовались материалы федерального информационно-просветительского портала «Растим детей. Навигатор для современных родителей».
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×