Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:49, 01 ноября 2022
 185

Уроки Яна Амоса Коменского

Уроки Яна Амоса КоменскогоПамятный барельеф на стене Национального педагогического музея имени Я. А. Коменского в ПрагеФото: Сайт Национального педагогического музея имени Я. А. Коменского в Праге
  • Статья
  • Статья

Почему слова великого чешского педагога актуальны и спустя несколько столетий

В 70-е годы прошлого столетия в период обучения в Белгородском педагогическом институте у нас был очень интересный предмет — «История педагогики» — и не менее прекрасное его преподавание. Это блестяще, глубоко, виртуозно, ответственно делал Илья Иосифович Августевич. В результате мы понимали, как важен историко-педагогический компонент в структуре педагогического образования.

Августевич мог так убедительно, выразительно, красиво и ярко рассказывать о выдающихся личностях, что складывалось впечатление, будто он лично с каждым знаком, дружил, беседовал. Всё это оживляло наше восприятие. Убеждение Ильи Иосифовича, что в отрыве от истории педагогики нельзя добиться желаемого результата и успеха в практической педагогической деятельности, передавалось и нам, его студентам. Действительно, история педагогики уходит своими корнями в более или менее отдалённое прошлое, но наш преподаватель умел её рассматривать в контексте современных проблем образования и путей их решения, учил и нас сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Ян Амос Коменский. Гравюра Джорджа Гловера Ян Амос Коменский. Гравюра Джорджа Гловера

Урок, которому 400 лет

Следует признать, что в последнее время наметилось определённое угасание интереса к истории педагогики, и надеяться в сколько‑нибудь обозримой перспективе на возрастание в содержании педагогического образования объёма особых учебных историко-педагогических курсов не приходится. Закономерно возникают вопросы, связанные с тем, как бы не забыть имена тех, кто внёс уникальный вклад в развитие педагогической мысли и теории.

Бывая в школах, беседуя с педагогами, иногда перевожу разговор в аспект прошлого. Вы знаете, это очень даже пугает молодых коллег, мало кому удаётся вспомнить кого‑либо из великих предшественников, а не то что сослаться, поразмышлять об идеях и делах. Но динамичные перемены в сфере образования рано или поздно потребуют рефлексии и взгляда не только в будущее, но и в прошлое. Чтобы понять направления развития методов обучения и формирования человеческой личности. Чтобы определить эффективность педагогического влияния на социальный прогресс. 
Когда в 2020 году срочно переходили в школах на дистанционный формат, пришлось вспомнить великого Яна Амоса Коменского (1592 – 1670), придумавшего урок как основную форму образовательного процесса. Трудно даже представить, что уроку уже четыреста лет. И вдруг пандемия посягнула на то, что казалось незыблемым, что просуществовало несколько столетий.

Напрашивается несколько выводов.

Во‑первых, урок, конечно, это величайшая педагогическая ценность и его рано списывать со счетов.

Во‑вторых, сегодня урок с дистантом должны соседствовать. Плюс ещё ПОТОК. Но как бы то ни было пандемия побудила заново перечитать и про Яна Амоса Коменского, и его замечательные сочинения.

Оказывается, педагогическая система, разработанная Коменским, не только внесла огромный вклад в теорию и практику воспитания и обучения, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития мировой педагогической науки. Должен признать, как свежо воспринимается наследие великого чешского педагога-гуманиста, философа, как будто это написано только что. Нет смысла в том, чтобы излагать его поучительную биографию. Скажу одно, что Коменский – это патриот, много времени ему пришлось провести в изгнании, но при этом он постоянно думал о счастье родины, воссоздать которое, как он считал, помогут школы и воспитание молодёжи:

«Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озеленённые, расцветшие города, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоустроить школы, чтобы учёностью и упражнениями в науках они зазеленели и чтобы мастерскими настоящего искусства и добродетели стали». 

Великая дидактика

Главным трудом Коменского считается «Великая дидактика». Действительно, умнейшая книга, нестареющий труд, через который должен пройти каждый, кто собирается свою жизнь связать со школой.

Оружие против падения нравов Коменский назвал пансофией, то есть всеобщей мудростью, которая должна стать достоянием всех — любого и каждого человека. Школа должна учить главному из главного – любить добро и ненавидеть зло, наслаждаться познанием истины и верно служить ей.

Эта идея уникальна и сегодня, потому что актуальным остаётся воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда. 

В своих многочисленных работах («Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований») Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Очень полезны его работы «Новейший метод изучения языков», «Пансофическая школа», а «Мир чувственных вещей в картинках» стал первым учебником, в котором реализован принцип наглядности, когда обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Коменский даже переложил свой учебник, составив его в виде пьесы, которую ученики с удовольствием разыгрывали. Перечисленные работы написаны ярко и увлекательно.

В «Великой дидактике» Коменский обратил внимание, что человек есть самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение, это микрокосмос в макрокосмосе, он создан для познания предметов, нравственной гармонии, в нём заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. Звучит очень современно и сегодня, а тогда в средневековье, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения, это было к тому же необыкновенно смело и ново. 

Коменский писал, что ум человека отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну, уму нет предела. Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость. 

Уже тогда Коменский заявил, что школы должны учить двум вещам: теории и практике. Знания нужны для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.

Коменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы все люди — богатые и бедные — имели возможность развить свои природные способности. 

Великий педагог называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма. Как актуально следующее высказывание:

«Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы».

Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это мастерские трудолюбия. Но для того чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию.

Материнская школа

Один из принципов, определённых Коменским, особенно восхищает своей глубиной: юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.

В жизни ребёнка Коменский выделял так называемую материнскую школу — до 6 лет. Для неё он составил методическое руководство «Материнская школа» — наглядное наставление о том, как благочестивые родители должны заботиться о детях. 

Для организации обучения Коменский предложил новое решение. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Коменский нашёл классно-урочную систему, которая предполагает неизменный состав учащихся одного возраста, проведение занятий в точно определённое время по расписанию, одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету. Занятия необходимо проводить ежедневно по 4 – 6 часов, после каждого часа перерыв.

У педагога читаем:

«В предобеденные часы должны упражнять преимущественно ум, суждения, память, а в послеобеденные — руки, голос, стиль и жесты».

Другими словами, уроки – в первой половине дня, а внеучебная деятельность – во второй. 

Как известно, Коменский выступал против домашних заданий. Большое значение он придавал экскурсиям и путешествиям. Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически.

У Коменского прочитал:

«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью».

А ещё:

«Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно».

Правда, умно и бесподобно?!

Урок – лицо школы

Думается, что и дистант, и ПОТОК ещё очень и очень долго не отменят основу основ нашей школы – урок.

Действительно, школа — это прежде всего урок. Ученик посещает более 10 тысяч уроков. Всё самое важное для него совершается на уроке.

Уникальна по смыслу цитата Василия Сухомлинского:

«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Эта форма несколько столетий определяла лицо школы. Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет её социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. Только на уроке, как и во времена Коменского, встречаются главные фигуры образовательного процесса: учитель и ученик, для которых урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный — это значит актуальный, важный, действенный, существенный для настоящего времени, обязательно закладывающий основу для будущего, готовящий ребёнка к жизни в меняющемся обществе. Это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Мы сегодня понимаем, что душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. Не о том ли несколько веков назад думал Ян Амос Коменский:

«Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане».

Коменский размышлял, что в воспитании даже гораздо более нуждаются люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем‑либо полезным, займётся бесполезным, пустым и пагубным.

Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет, что «им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Об этом всегда нужно помнить учителю и с достоинством и уважением относиться к своему делу. 

Какие качества, по Коменскому, должны быть присущи учителю, выполняющему возложенную на него благороднейшую задачу? Прежде всего — любовь к своему делу. Затем — трудолюбие. Собственная образованность, широта знаний и опыта учителя достигаются величайшим трудом, которым педагог занят всю жизнь. Чтобы учитель мог достойно выполнить почётные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки.

В воспитании у детей человечности очень важен для них пример учителя, которому они стараются подражать, дети — «самые настоящие обезьяны; ведь что бы они ни видели, это к ним пристаёт и они делают то же самое». Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являть образцовый пример, нужно «остерегаться походить на тех прирождённых Меркуриев, которые только показывают простёртой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Учитель — живой пример для учеников, он должен быть добродетельным, ведь невозможно воспринять добродетель с помощью различных картинок и моделей, только пример педагогов и воздействует на детей.

Дурной пример педагога очень вреден. Плох учитель — плохи и его ученики. 

Пандемия в какой‑то момент заставила задуматься, а нужна ли вообще школа? Родители, оказавшись наедине с детьми, спустя непродолжительное время запросили школу обратно, потому что поняли, что школы необходимы для совместного формирования детей. А Коменский ещё в XVII веке писал:

«При многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. … Если бы даже и были родители, которые могли бы посвятить себя воспитанию своих детей, то всё же более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других. Ведь совершенно естественно делать то, что на наших глазах делают другие, и идти туда, куда идут другие, следовать за теми, кто впереди, и опережать тех, кто следует за ними».

Однозначно здорово сказано.

Правила Коменского

На занятиях Илья Иосифович Августевич старался развивать мышление студентов. В начале одной пары он предложил для решения несколько пандектов Коменского, другими словами, мудрых правил:

Жизнь — призвание. Нужно избрать определённый род жизни, в котором с пользой и удовольствием ты провёл бы все дни земного бытия.
Жизнь — путь, а именно к старости, к смерти, к вечности. Надо готовить опору для старости, потому что нищенствующий старик — вещь жалкая и неисправимая. Старость — суббота жизни. Если не хочешь тяжкой старости, наполняй, пока позволяет сила возраста, свои закрома зерном мудрости и крепким здоровьем. 
Жизнь — поиск цели. Важно — не проскочить мимо. Делай то, что ты хотел бы видеть сделанным, умирая.

Каждый пандект становился источником большого и умного разговора. При этом Илья Иосифович никогда не навязывал своего мнения, он умело мог поставить наводящий вопрос, маленькой репликой сделать ценное вкрапление в разговор.

В своей практике я совсем недавно встретил педагога, который презентует «Пандекты для юношества» Коменского. Разговорились. Он поделился, какие пандекты вызвали у школьников особый интерес:

Жизнь — труд. Каждый должен верить, что послан в жизнь небесным хозяином для совершения какого‑то дела, словно в его винограднике.
Жизнь — муравьиный труд. Необходимо прилежание, польза (трудиться впустую — признак глупости). Делай добро, какое можешь, и делай быстро и надёжно.
Жизнь — козни. Следует соблюдать осторожность. Не слишком разбрасывайся в мыслях, словах, делах и попытках. Стремись задумать не многое, а хорошее и хорошо. Будь улиткой в замыслах, но птицей в их исполнении.
Жизнь — борьба. Борись честно.
Жизнь — игра счастья. Поэтому старайся быть умелым кузнецом своего счастья.
Жизнь — пьеса. Поэтому дели её на акты, как делит комедиограф свою пьесу. Мудр тот, кто ещё до смерти с успехом заканчивает сюжет своей жизни.
Жизнь — театр славы. Если у человека есть основания стремиться к славе — пусть это делает через добродетель. А если ты уже обрёл славу, то береги её тщательно, так как слава и добродетель пусть будут постоянным стрекалом для доблести.
Жизнь — поток или вихрь, потому беги быстро. Душа прилежных обогатится. Торопись, и решение со дня на день не откладывай: что под силу сейчас, завтра уже будет невмочь.
Жизнь — постоянная нехватка чего‑нибудь. Сохраняй терпеливо присутствие духа.
Жизнь — соблазн. Не стремись к удовольствиям этой жизни. Если они выпадут тебе на долю, пользуйся ими умеренно. Если не выпадут, будь доволен своей судьбой.
Жизнь — ненадёжное странствие, где со всех сторон угрожают опасности. Нет в ней часа, когда не угрожал бы конец, который может случиться от всякого пустяка. Поэтому верхом глупости было бы в столь ненадёжной жизни совершать что‑то постыдное или безобразное из‑за страстей. Если не хочешь быстро состариться, делайся старцем в молодости.

Мудрая и гуманная педагогика Коменского не сразу нашла своё воплощение. Некоторые его сочинения получили признание и широко распространились ещё при жизни педагога, что сделало его имя известным. Но мир вскоре забыл его, как забыл и его могилу, а его сочинения, разрозненные и рассеянные по свету, преследуемые и скрываемые, подвергались оскорбительным нападкам.

Так было двести лет. XIX век вновь открыл Коменского, и его мысли не только разлетелись по свету, но и нашли широкое использование. Сочинения Коменского признали гениальными, а его самого причислили к ряду самых великих мыслителей человечества. Пусть и в нынешнем веке интерес к Коменскому будет неизменен, пусть каждое новое поколение учителей находит у него мудрые мысли и советы, а школа сохраняет то лучшее, что было им открыто и вошло в её жизнь. 

Через века оценив величие Коменского, люди признали, как прав он был, желая использовать воспитание для преображения жизни, для достижения всеобщей гармонии. Пусть продолжается жизнь педагогических идей Коменского и сегодня. Пусть мир склоняется перед человеком, который не переставал проповедовать всеобщее счастье и радость и никогда не уставал бороться за них.

Николай Рухленко

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 4 (16), 2021 г.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×