Конфликтный неуправляемый ребёнок: кто он и что делать?
Почему школа должна помочь такому ребёнку, а не перекладывать ответственность на других
Случаи, когда в том или ином классе есть конфликтный неуправляемый ребёнок, далеко не единичны. Как правило, такому ребёнку свойственно прежде всего агрессивное поведение. Выражается это, к примеру, в том, что он может раскидывать вещи, бросаться школьными предметами, одеждой в раздевалке. То есть ребёнок ни с того ни с сего, без явной причины (до этого не было ни перепалки, ни ссоры) начинает выплёскивать злость. И школа должна разбираться с каждым таким случаем, не перекладывая ответственность только на ребёнка, родителей или учителя.
Причины — разные
Существуют различные причины появления симптомов агрессивного поведения.
1. Врождённые (психофизиологические) особенности развития
Например, гиперкинетический синдром, проявляющийся в виде расстройств поведения. В этом случае лечение просто необходимо, но родители не всегда спешат к врачу. И чем быстрее родители обратятся за медицинской помощью, тем скорее будет улучшение. Многие родители считают, что обратиться к врачу – это повесить на ребёнка клеймо. Но ситуация с течением времени не приходит в норму, а только всё более усугубляется.
2. Возрастные кризисы
Они выражаются в истериках и капризах. Несчастливый ребёнок – тоже причина, это своего рода крик о помощи, бунт.
3. Неправильная реакция родителей
Часто приходится сталкиваться с неверным поведением родителей. Ребёнок просто ведёт себя так, как ему позволяют родители. На поведении ребёнка сказывается, что и как мы разрешаем или запрещаем, позволяем или ограничиваем, внимательны ли мы к нему или равнодушны. Чаще всего именно педагогическая безграмотность родителей, их нежелание уделять время воспитанию ребёнка лежит в основе детской неуправляемости.
Обобщая приведённые факты, выделил бы причины медицинского и воспитательного (педагогического) характера, а эффект достигается тогда, когда они решаются в комплексе.
Без терпения — никак
Базируясь на многолетнем собственном опыте, разбирая множество ситуаций уже в роли государственного служащего, могу сказать, что путь исправления очень длительный и нелёгкий, нужно всем запастись большим терпением и желанием помочь ребёнку.
Однозначно, такой ребёнок – это много проблем для всех: для учителя, для одноклассников, для родителей, для администрации. Нестандартная ситуация стандартными методами не решается. Тем более что многие педагоги не знают, что в подобной ситуации нужно делать конкретно. К сожалению, в вузах и колледжах этому, можно сказать, не учат. А в орбиту действий такого ученика ежедневно попадают всё новые и новые дети, а значит, их родители, бабушки, дедушки. Представим, сегодня он побил девочку, тем самым настроил против себя её родителей и близких. Завтра первым стал задираться с соседом по парте, да ещё и сбросил на пол пенал, который соседу очень нравится. Да не дай Бог на пенале появилась царапина или трещина, это уже приобретает размах трагедии. В этот же день он обозвал плохим словом или вовсе оскорбил ещё одного одноклассника, который не удержался и расплакался. А на одном из уроков наш непростой ребёнок встал и начал ходить по классу, а на просьбу учителя занять своё место и включиться в работу ответил грубостью. Кого‑то мимоходом он ущипнул, а кого‑то укусил.
А отправляя ребёнка в школу, каждый родитель рассчитывает на его безопасность, почему это кто‑то должен обижать ребёнка, тем более причинять боль? Все родители сегодня осведомлены, что в период нахождения в школе именно школа несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка. Больше всего родители озабочены тем, что от подобного поведения страдает образовательный процесс, дети не могут сосредоточиться на новом материале, учитель тратит немало времени, чтобы успокоить разбушевавшегося маленького хулигана.
Спокойствие, только спокойствие!
У каждого ребёнка есть право находиться в школе, не боясь за своё здоровье. У каждого педагога есть право вести урок в спокойной обстановке, чтобы никто не мешал освоению программы. Каждый родитель имеет право, отправив ребёнка в школу, спокойно работать, не думая, что ребёнок получит травму или, ещё хуже, увечье. Родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно. А если ещё нравится учительница, да к тому же она как бы между прочим попросит у родителей помощи, мол, всё зависит от вас… Что же делать в этой непростой ситуации, а чего вообще нельзя делать? Как быть? С чего начинать?
Во‑первых, родителям нельзя взаимодействовать с нарушителем напрямую, это чужой ребёнок. Вот с ним как раз нельзя выяснять отношения, тем более угрожать ему.
Во‑вторых, всё происходящие в классе ситуации необходимо решать через учителя, классного руководителя, администрацию. Не нужно бояться обозначать вопросы, проблемы именно перед ними. Очень часто бывает, что родители действуют из солидарности, за компанию. Обиженный родитель пострадавшего ребёнка подговаривает всех остальных выступить единым фронтом против обидчика. И вы знаете, это нередко срабатывает, а ведь это неправильно. Прежде чем пойти на этот шаг, нужно выяснить у своего собственного ребёнка, а есть ли у него конфликт с этим одноклассником. Коллективная травля — это очень опасное и неблагодарное дело.
В‑третьих, в настоящее время очень много так называемых неудобных детей. И когда родитель обратился с проблемой к педагогам или директору школы, то школа обязана в полной мере применить весь имеющийся арсенал методов, средств, приёмов, подходов, методик, практик. В распоряжении школы сегодня немало возможностей корректировки поведения, невоспитанности детей, адаптации их к школе без нажима со стороны родителей.
Малый педсовет
По‑настоящему и ответственно должны работать социальные педагоги. Так как агрессия — одна из форм девиантного поведения, то работа должна проводиться по разным направлениям. Социальные педагоги наблюдают за такими детьми, учат выстраивать правильные взаимоотношения со сверстниками разными методами. Например, организацией совместных игр, мероприятий, дежурств. Вовлекают таких детей в творческую и спортивную деятельность (секций, кружков, студий). В индивидуальной работе социальные педагоги объясняют, как просить тот или иной предмет у другого ребенка, как вежливо себя вести, выстраивают и проигрывают правильное взаимодействие.
Каждая школа имеет свою специфику работы с трудными детьми. Очень важно, чтобы ситуация в классе не замалчивалась и не скрывалась от администрации.
В наших школах есть такая форма работы, как малый педсовет. С участием обеих сторон здесь конфликт разбирается. Довольно часто малый педсовет рекомендует родителям ребёнка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти психолого-педагогический консилиум, который есть в каждой школе. Возможна рекомендация пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. В Белгородской области действуют одна центральная ПМПК и 16 территориальных. Здесь ребёнку окажут психолого-педагогическая помощь, назначат занятия с психологом или нейропсихологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и т. д. Родители к этому должны относиться с пониманием. Результат будет тем весомее, чем быстрее семья прибегнет к такой помощи.
Школа в свою очередь обязана принимать меры по наведению порядка, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно. Применение физического или психического насилия по отношению к школьникам с чьей бы то ни было стороны не допускается. Обращения родителей администрация школы должна рассмотреть в обязательном порядке. На это отводится 30 дней. При наличии объективных причин срок может быть увеличен ещё на 30 дней. Так по закону, но министерство образования рекомендует рассматривать поступившие обращения всесторонне и объективно по существу поставленных вопросов в более сжатые сроки. Порядок рассмотрения всех обращений определён Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ. Чтобы получить официальный ответ, заявитель должен выдержать предусмотренные законом требования. Если обращение не рассмотрено или рассмотрено не по существу и с нарушением срока, то заявитель имеет право обратиться в правоохранительные органы.
Не будем забывать про существующие Совет по профилактике, комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Такая комиссия создаётся для урегулирования имеющихся и возникающих разногласий. К сожалению, возможности комиссии пока используются очень слабо, как и применение предусмотренных законодательством мер дисциплинарного взыскания. К учащимся могут быть применены замечание, выговор, отчисление из школы. При этом много установленных условностей, ограничений. Но если принятые меры результата не дали, если дальнейшее пребывание ребёнка в школе оказывает отрицательное влияние на других детей, нарушает их права и права работников, а также нормальное функционирование учреждения, то администрация школы должна действовать.
Только с согласия родителей
Просьба, требование, заявление, называйте как угодно, перевести конфликтного неуправляемого ребёнка в другой класс или другую школу неправомерны. Законодательно даже не закреплён такой механизм.
Перевод ребёнка в другой класс – это внутреннее дело школы. Если и есть такие факты, то они осуществляются при наличии согласия родителей, потому что в департамент образования жалоб, связанных с этим, не поступало. Перевод ребёнка в другую школу – это дело куда серьёзнее. И образовательное законодательство это квалифицирует как отчисление ученика, то есть прекращение образовательных отношений. Отчисляются из школы учащиеся в связи с завершением обучения, а также по инициативе родителей в случае перевода в другую школу или по инициативе школы, когда к ученику, достигшему возраста 15 лет, применено отчисление как мера дисциплинарного взыскания.
В процессе перевода ребёнка в другую школу министерство образования или муниципальный орган управления образованием участия не принимают. Это процедура, сторонами которой являются две школы. Иногда это делается по договорённости между директорами школ в целях спасения рёбёнка.
Гиперактивные дети
Большая проблема – это гиперактивные дети. Такие ученики есть практически в каждой школе, и отвергать их по меньшей мере неправильно, по большей – антигуманно. А вот учиться с ними профессионально работать необходимо.
Многие родители сами осознают проблему и не сидят сложа руки. Мгновенных результатов с такими детьми не бывает. Не должен обсуждаться и осуждаться их каждый шаг. Гиперактивных детей не так уж мало. Обычно за ними закрепляется слава неуправляемых. Интеллектуальные способности не в счёт, нужно, чтобы ребёнок высиживал урок, потому что он обязан. А если по природе своей он это сделать не в силах, так как ему иногда нужно прерваться и отдохнуть, что тогда? Уважаемые коллеги, может, подумаем и предложим приемлемые оптимальные варианты? После паузы он, гиперактивный ребёнок, снова включится в работу и будет работать. Надо всё‑таки искать и находить баланс между дисциплиной и потребностями конкретного ребёнка. Вы думаете, он рад этому? Или рады до бесконечности его родители?
Гиперактивные дети в школе как на ладони. Родителям ни в коем случае нельзя делать вид, что гиперактивность – это у кого‑то, это с кем‑то, только не у моего ребёнка. Гиперактивные дети от обычных отличаются слишком свободным поведением, непослушанием. Они не реагируют на запреты и просьбы, а также не умеют управлять эмоциями и желаниями. Эти характеристики – основа их неугомонности, противоречий и страхов. Нахождение в постоянном логическом напряжении наносит эмоциональный урон ребёнку, от чего плохо становится и малышу, и его родителям.
Причина неуправляемости может крыться во врождённом заболевании мозга, если никакие усилия не помогают. И тогда это чисто медицинская проблема.
Родителям неуправляемых детей тоже очень непросто. Во‑первых, мало кто из родителей захочет озвучить вслух проблемы своего ребёнка, для этого есть веские основания, потому что школа не готова адаптировать детей с гиперактивностью или дефицитом внимания, а «ярлык» и предвзятое отношение будут обеспечены очень надолго. Во‑вторых, родителей принято пугать спецшколой. Услышав только это слово, родители замыкаются и не идут на контакт. Но ни СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), ни конфликтное поведение, ни трудная адаптация к школе не являются показанием к обучению в так называемой специальной школе. Все эти дети должны быть в поле зрения школьной социально-психологической службы, которая обязана работать квалифицированно. Слово школьного психолога, социального педагога должны слышать. Именно эта служба обязана заявить и добиться, чтобы ребёнку со сложностями поведения был ослаблен режим, чтобы ему помогли подружиться с детьми, чтобы от него не требовали стопроцентного внимания и спрашивали по возможностям. Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребёнку в адаптации.
Совсем недавно, готовясь к одному совещанию, натолкнулся на советы психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью. Они меня очень заинтересовали прежде всего своим здравым смыслом. Эти советы должна знать школа, потому что считаю необходимым, чтобы их знали родители.
Как помочь гиперактивному ребёнку. Советы родителям от психиатра Елисея Осина
На встрече ничего не говорить первым.
Внимательно выслушать и записать всё, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон.
Обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребёнка – докладные, объяснительные и т. д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребёнка, значит, вы имеете к этому полный доступ.
Прояснить и записать все предъявляемые проблемы.
Задать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведённых мероприятий.
Задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация. Только после этого высказать своё мнение о том, что происходит.
Не спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит.
Не принимать никаких решений, сказать, что вы всё выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой вы человек.
Дома всё это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав вашего ребёнка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные.
Дальше лучше всего общаться со школой письменно – написать письмо, в котором вы выскажете свою точку зрения на происходящее, опишете то, что вы будете делать.
Общая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу: нет ребёнка — нет проблемы. Для этого она создаёт условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой;
На метод «нет ребёнка — нет проблемы» школа права не имеет, она должна учить всех. Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребёнка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.
Губкинский опыт
Интересный опыт есть в Губкинском городском округе. В чём его суть? Нелегко преодолеть существующую позицию директоров школ, которые не заинтересованы в том, чтобы о негативе кто‑то узнавал, и поэтому любыми способами стремятся скрывать такую информацию. Но от этого ситуация только усугубляется.
Взаимодействие выстроено следующим образом: руководитель учреждения при наличии потребности в оказании помощи сообщает об этом курирующему заместителю начальника муниципального органа управления образованием, который организует выезд мобильной группы. Педагогический анализ ситуации на месте очень эффективен.
Иногда родители не хотят вести ребёнка в территориальную ПМПК, считая её недостаточно профессиональной. В таком случае мы можем рекомендовать сводить или свозить ребенка в центральную (областную) психолого-медико-педагогическую комиссию, которая направит к специалистам для коррекции поведения. Если причина имеет медицинский аспект, то нужно обратиться к специалистам медицинского профиля — психоневрологу, психиатру. Чем раньше проблема будет выявлена, тем больше шансов её устранить.
Николай Рухленко