Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:58, 17 августа 2022
 Николай Рухленко 300

Цифровизация сферы образования Белгородской области

Цифровизация сферы образования Белгородской областиВ Ровеньской школе № 2 на занятиях часто используют ноутбукиФото: Вадим Заблоцкий
  • Николай Рухленко
  • Статья

Цифровизация затрагивает все отрасли экономики. Сфера образования не исключение.

Все предыдущие промышленные революции оставили существенный след на истории образования. Четвёртая промышленная революция – Индустрия 4.0 – однозначно приведёт к большим переменам в образовании, прежде всего в содержании, методах и формах учебной работы. На первый план выходит персонализация образовательного процесса.

Информатика – в ТОП-5

Многие думают, что цифровизация школ – это компьютеры, планшеты, ноутбуки, интерактивные доски и т. п. Да, цифровая образовательная среда (сокращённо ЦОС) — это важно. Но не менее значимы цифровая культура, сознание, мышление, что позволяет сделать вывод о неразрывности, единстве данного процесса.

Рубежным для Белгородской области стал 2019-й год, когда мы вступили в федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который, как красноречиво говорит название, направлен на оснащение учреждений современным оборудованием, развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. При этом в регионе большая работа по оснащению образовательных организаций компьютерным оборудованием проводилась и ранее, практически во всех школах были созданы компьютерные классы, закуплены автоматизированные рабочие места для учителей, проведён Интернет. Но нельзя не считаться с тем, что компьютерная техника очень быстро устаревает.

И эффект от реализации проектов уже есть: всё больше выпускников сдают ЕГЭ по информатике. Она входит в ТОП-5 самых выбираемых предметов: в 2021-м году на ЕГЭ по информатике подали заявки более тысячи одиннадцатиклассников (примерно в соотношении 80 % мальчиков и 20 % девочек). Анализ результатов ЕГЭ по этому предмету показывает положительную динамику по всем показателям. Увеличился средний тестовый балл (2016 год — 53,3, 2021 год — 58); выросло количество 100-балльников (2016 год — ни одного, 2020 год – 8) и высокобалльников (более 80 баллов) — 2016 год – 6 % участников ЕГЭ, 2021 год – 17,5 %

На площадках «Кванториумов»

С 2017 года в Белгородской области работает региональный технопарк «Кванториум», включающий IT-квантум. Это площадка для освоения новых IT-технологий, мастерская для реализации детских инженерно-технических проектов. В IT-квантуме реализуются 12 программ, которыми охвачены 312 детей в возрасте от 9 до 17 лет. За весь период обучение в IT-квантуме прошли более 600 обучающихся, разработаны 27 проектов. Наиболее успешными и интересными стали «Разработка программы анализа автомобильных номеров для системы автоматизации проезда транспорта», «Голосовой ассистент-помощник ПК», «Создание таблицы Менделеева на языке Python при помощи библиотеки Tkinter».

С 2020 года функционирует мобильный технопарк, деятельность которого рассредоточена по региону: в 2020 – 2021-м учебном году занятия прошли в шести муниципальных образованиях: Белгородском, Борисовском, Корочанском, Прохоровском районах, Шебекинском и Яковлевском городских округах. Сейчас работа продолжается в Белгородском, Борисовском, Корочанском районах и Яковлевском округе с переводом 40 % детей на программы повышенного уровня, а также начата работа в Ивнянском и Ракитянском районах. 

На основании мониторинга потребности обучению детей программам технического творчества определены пять пилотных муниципалитетов для очного обучения детей с применением дистанционных технологий. Для этого разработана электронная платформа «Кванториум-онлайн». Обучение ведётся с сентября по декабрь в Валуйском и Алексеевском городских округах (90 человек), Волоконовском, Чернянском и Вейделевском районах (95 человек) 1 раз в неделю по 36-часовой программе. С января по май 2022 года часть детей продолжают обучение по второму 36-часовому модулю. 

Партнёром «Кванториума» из реального сектора экономики стало ООО «КаЭЛ», основной вид деятельности которого — разработка и внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП)
Обучающиеся становятся победителями конкурсов на участие в профильных сменах «ЮниКвант» в «Артеке» и «Орлёнке», национального чемпионата «ЮниорПрофи», а также областных конкурсов технической направленности. 
Во всех муниципальных образованиях действуют мини-технопарки с охватом свыше трёх тысяч детей. 
 

В  Новенской школе Ивнянского района ребят учат моделировать роботов  на компьютере в начальной школе В Новенской школе Ивнянского района ребят учат моделировать роботов на компьютере в начальной школе / Фото: Вадим Заблоцкий

 Электронные площадки

Белгородская область тесно взаимодействует с компаниями, которые занимают ведущие позиции в реализации проектов в сфере цифровой трансформации. Например, интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру», «Сберкласс» (проект ПАО «Сбербанк» для реализации персонифицированной модели образования); компания «Яндекс» с комплексом сервисов («Якласс», «Яндекс.Учебник», «Яндекс.Репетитор» и другие), компании «Ростелеком»; «Цифровое образование» (правообладатель коммуникационной платформы «Сферум»), информационно-образовательная среда «Российская электронная школа»; электронно-библиотечная система «Знаниум», ООО «МЭО» (Мобильное электронное образование). А ещё издательство «Просвещение», которое предоставляет услуги в сфере цифрового контента для учащихся и педагогов. 

К примеру, ресурсы РЭШ используют 75 % белгородских школьников, Учи.ру – 33 %, Яндекс.Учебник – 31 %, Якласс – 20 %, Сферум – 86 % и т. д. Это говорит о том, что цифровые ресурсы сейчас очень востребованы.

Сейчас школам, колледжам и техникумам Белгородской области предоставлен онлайн-доступ к цифровым образовательным ресурсам и сервисам на базе университета «Иннополис» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика России». 129 белгородских школ уже зарегистрировались на образовательной платформе «Иннополиса».

76 школ принимают участие в проекте «Персонализированная модель образования на школьной цифровой платформе», в рамках которого школьникам предоставлен доступ к цифровой платформе персонализированного обучения, запущенной ПАО «Сбербанк», для реализации индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов.
Эффективному внедрению цифровых технологий в образовательное пространство способствует грантовая деятельность. В 2020–2021 годах победителями конкурсов грантов в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» стали 45 образовательных организаций.

Учиться должны и педагоги

Любое изменение в системе образования должно начинаться с изменения самого педагога. Цифровое образование прежде всего должно осуществляться через мотивацию и подготовку учителей к работе в ЦОС. 
Специалисты Белгородского института развития образования разработали программы повышения квалификации педагогов. За последние два года обучены по программе «Цифровая образовательная среда и информационная безопасность» 3 067 педагогических работников, по программе «Формирование цифровой образовательной среды: электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение, цифровая безопасность» — 348 педагогов.
БелИРО повышает квалификацию и по другим программам, например, «Методика создания урока в системе дистанционного обучения для педагогов IТ-направлений общеобразовательных организаций», «Методика создания урока в системе дистанционного обучения для педагогов общих дисциплин общеобразовательных организаций». За 2021-й год по ним обучились 1 080 педагогов.

Кроме того, темы по использованию информационно-коммуникационных технологий («Современная и безопасная образовательная среда», «Цифровая образовательная среда и информационная безопасность») включены абсолютно во все программы повышения квалификации. В 2021-м году такие курсы прошли 2 840 педагогов.

Повышением цифровой квалификации педагогов будет также заниматься Белгородский информационный фонд, который получил на это лицензию в сентябре 2021 года.

В самом БелИРО создана современная образовательная среда. Все пять компьютерных классов имеют от 10 до 15 рабочих мест, оснащённых современными ноутбуками и персональными компьютерами, интерактивными панелями и проекционным оборудованием. Один из компьютерных классов дополнительно оборудован как лаборатория робототехники и 3D-моделирования, в которой размещён специализированный полигон для испытаний моделей роботов и системы хранения, а также современный 3D-принтер и два 3D-сканера – стационарный и переносной. На рабочие места слушателей и преподавателя установлено соответствующее специализированное программное обеспечение.
Совместно с компанией «Элпо» в одной из аудиторий института размещена лаборатория современного интерактивного учебного оборудования с использованием принципа зонирования помещения. В ней представлены современные программно-аппаратные обучающие комплексы для детей разных возрастов (интерактивный пол, различные варианты комплектования компьютерных классов на базе моноблоков, ноутбуков и планшетов, рабочие места, оснащенные оборудованием виртуальной реальности).

Важным направлением в цифровизации системы образования Белгородской области является внедрение цифровой системы управления образованием и масштабная подготовка кадров, способных эффективно использовать эту инфраструктуру.
 

В Шуховском лицее Белгорода информатика – один из главных профильных предметов В Шуховском лицее Белгорода информатика – один из главных профильных предметов / Фото: Павел Колядин

Электронный мониторинг

Одним из новых управленческих решений стало использование автоматизированной системы «Электронный мониторинг образовательных учреждений» в аттестации педагогов, что позволило уйти в этом вопросе от бумажной нагрузки, обеспечить работу экспертов без выезда в учреждение и проведение заседаний главной аттестационной комиссии в онлайн-формате. С сентября 2021-го года приём заявлений на аттестацию идёт в электронном виде через портал Госуслуг, что исключило необходимость личного приезда в Белгород для подачи заявления.

С 2020-го года в регионе действует единая цифровая система аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей всех типов образовательных организаций. По результатам аттестации формируется кадровый резерв руководителей. В наших планах перевод аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей на портал госуслуг, что позволит формировать цифровой след аттестующихся для выстраивания индивидуальной траектории непрерывного развития.

Чтобы обеспечить условия для самодиагностики профессиональных затруднений педагогов и актуализировать программы повышения их квалификации, в регионе создана информационная система индивидуальных образовательных траекторий развития педагогических кадров «Курс на ЕГЭ»

Электронные услуги

Проблема цифровизации — одна из главных в деятельности методических служб. Перевод услуг в электронный вид – перспективное направление, которое должно облегчить жизнь многим людям. С октября 2021-го года в электронный вид переведены все услуги, относящиеся к полномочиям департамента, а сейчас – министерства образования. Это и организация отдыха детей в каникулярное время, и приём и регистрация заявлений в школы, детские сады и учреждения дополнительного образования, и аттестация педагогических работников, и выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях региона. Также в электронном виде можно подать заявление на установление опеки, попечительства (в том числе предварительные опека и попечительство), патроната, освобождение опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей. Но есть уточнение: услуга по компенсации части родительской платы ещё не во всех муниципалитетах реализована через платформу государственных сервисов.

Цифровые помощники

В августе 2021 года в регионе утверждена Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления на 2022 – 2024 годы, которая предполагает реализацию шести масштабных проектов: «Библиотека цифрового образовательного контента», «Цифровое портфолио ученика», «Система управления в образовательной организации», «Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник учителя». Эти проекты рекомендованы на федеральном уровне и подразумевают системные изменения. 

В работе по цифровизации есть пока и проблемы. Главные — нехватка IT-специалистов, осуществляющих автоматизацию процессов деятельности образовательных организаций, а также отсутствие в системе образования региона муниципальных IT-служб, которые могли бы решать задачи по сопровождению цифровой образовательной среды на территории конкретного муниципального образования. Не решена полностью проблема «оцифровки» контента программ общего образования, требующая не только значительных ресурсных затрат, но и наличия и обновления у педагогов цифровых компетенций. Многие педагоги просто не умеют интересно представить учебный материал. У платформы «Виртуальная школа» пока нет государственного статуса, она недостаточно интегрирована с другими информационными системами, в том числе для проведения процедуры аттестации работников. 

Чтобы решить кадровые проблемы, департамент рассматривает вопрос по корректировке контрольных цифр приёма в колледжи и техникумы начиная с 2022 года.

Но в целом, даже при существующих проблемах, процесс цифровой трансформации сферы образования Белгородской области можно оценить как устойчивый. Произошедшие за последние годы изменения носят преимущественно поступательный характер: расширяется цифровая инфраструктура, повышается её качество, увеличиваются частота и масштабы использования цифровых сервисов и инструментов в учебной и управленческой деятельности, повышается внимание органов управления образованием к вопросам цифровизации.
 

Один из компьютерных классов БелИРО Один из компьютерных классов БелИРО / Фото: Артёма Яковчука

Что сделано за последние три года:

  • 33 колледжа и техникума и 192 из 554 школ обновили материально-техническую базу. В 2022-м году в эту работу включатся ещё 57 школ, в 2023-м – 100, в 2024-м – 77. Таким образом, в итоге база будет улучшена в 426 школах (77% от общего количества). В рамках регионального проекта «Профессиональное образование цифрового века» начиная с 2019-го года 30 колледжей и техникумов используют в работе автоматизированную систему «1С.Колледж.ПРОФ». За последние два года для колледжей и техникумов закуплены 2300 автоматизированных рабочих мест студента и 92 автоматизированных места педагога.
  • Открыты два центра цифрового образования «IT-куб»: в 2020 году в Центре образования №15 «Луч» г. Белгорода, в 2021 году – в Центре детского (юношеского) технического творчества №2 г. Старого Оскола. IT-куб — это центр образования детей по программам, направленным на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий. В двух центрах обучаются 485 человек. Направления обучения: «Программирование на Python», «Мобильная разработка», «Алгоритмика и логика», «Web- программирование», «Анимация. Спецэффекты. Блогерство», «Робототехника», «VR/AR», «Искусственный интеллект. Большие данные», «Проектная деятельность», «Кибергигиена». Благодаря IT-кубам внедряются новые методы и формы работы, например: воркшоп (коллективный метод обучения, который подразумевает активное участие каждого человека), олимпиады по программированию и другие. На базе центров проводятся различные мероприятия для учителей. В 2022-м году будет открыт IT-куб в Губкине. В 2024-м году откроются ещё три таких центра, места их размещения пока уточняются.
  • В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» закуплено оборудования на сумму 354,7 млн руб. Кроме того, за областные средства только с 2019 года приобретены 1489 автоматизированных рабочих мест учителя, включающих ноутбук, проектор, экран, многофункциональное устройство на сумму 251 млн руб. На оснащение пунктов проведения экзаменов потрачено 29 млн руб.
  • В 2019 – 2020 годах в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» на базе 87 школ, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В 2021-м году центры «Точка роста», но уже другой направленности – естественнонаучной и технологической – открыты на базе 45 школ. В перспективе до конца 2024 года будут открыты ещё 258 «Точек роста». 
  • С 2021 года два департамента (теперь уже министерства) – цифрового развития и образования — активно реализуют региональный проект IT-образования для школьников, в рамках которого закуплено оборудование почти на 500 млн руб. Плюс к этому выделено почти 100 млн руб. внебюджетных средств. В школы поступили 6823 ноутбука, 4371 планшет, 937 тележек-хранилищ с системой подзарядки и маршрутизатором. В итоге удалось создать в школах с наполняемостью более тысячи детей по два мобильных компьютерных класса, в остальных — по одному. 
  • В начальных классах всех школ и в пятых – восьмых классах 165 школ в рамках внеурочной деятельности введён учебный курс «Информатика», направленный на развитие алгоритмического и логического мышления, обучение школьников базовым навыкам программирования на современных языках Scratch и Python. С учётом этого в школах скорректированы основные образовательные программы. На уровне среднего общего образования работают 132 IT-класса.
  • В 2021-м году прошёл региональный чемпионат «Цифровое ГТО», направленный на популяризацию цифровых навыков среди учеников, учителей и родителей. Количество участников чемпионата – почти 140 тысяч учащихся 2 – 11 классов. Для 200 победителей олимпиадного этапа чемпионата из всех муниципальных образований с 12 по 25 июля 2021 года впервые прошла летняя IT-школа. Ребята в течение двух недель учились создавать сайты и мобильные приложения, встречались с экспертами из IT-сферы, участвовали в спортивных и культурных мероприятиях с дискотеками, театральными вечерами, квестами.
  • В 60 детских садах реализуется программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». 143 дошкольных учреждения применяют программы технического творчества на основе алгоритмизации и программирования. 40 детских садов стали инновационными площадками по теме: «НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда». В рамках регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования» («Дети в приоритете») в 2020-м году 35 детских садов были оснащены оборудованием для детского технического творчества на сумму 3,5 млн руб., в 2021-м году закуплено интерактивное оборудование ещё для 70 детских садов на сумму 5 млн руб.
  • В 2021-м году 22 детских сада подали заявки на присвоение статуса федеральной сетевой инновационной площадки «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир».

Николай Рухленко

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа» № 1 (22) 2022 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×