Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:40, 16 июня 2022
 Николай Рухленко,  начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 1250

Аккредитационные показатели для школ. В чём суть?

Аккредитационные показатели для школ. В чём суть? Памятник первой учительнице на территории Ровеньской школы № 2 Фото: Вадим Заблоцкий (архив)
  • Николай Рухленко,  начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко,  начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья

К большому удовлетворению, вслед за методикой расчёта аккредитационных показателей по техникумам и колледжам утверждена методика расчёта по школам. Этот документ долго ждали. Он внёс в процедуру аккредитации максимальную ясность, отпала необходимость придумывать что‑то своё, звонить коллегам в соседние регионы и узнавать, а как у них, чтобы сопоставить, а может быть, даже равняться. Предложенная формула однозначна для всей страны. При этом аккредитация школ проводится по каждому уровню общего образования: начального общего, основного общего и среднего общего.

Автоматом – 10 баллов

Как известно, компетенция общеобразовательной организации определена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», которая включает также разработку и утверждение образовательных программ. Они определяют содержание образования, то есть дают ответ на вопрос: чему учит школа, какой учебный материал осваивается.

Первый показатель, по которому оценивается школа— это соответствие структуры и содержания образовательных программ требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом.

У каждой школы есть два пути.

Первый: школа имеет право разработать программы самостоятельно. Если всё в порядке, то школа получит 10 баллов, если же будет выявлено несоответствие, то это нулевой результат. Не будем забывать, что при разработке программ должны быть выполнены в полной мере не только требования ФГОС, но также учтены примерные образовательные программы.

Путь второй: с недавних пор школе позволено не разрабатывать программу самостоятельно, а применять в работе примерные учебный план, календарный учебный график и рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, которые включены в примерную образовательную программу, размещённую на информационном ресурсе в сети «Интернет» — Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/). В таком случае анализ образовательной программы на соответствие структуры и содержания не проводится, школа автоматом получает 10 баллов. Второй путь, безусловно, предпочтительнее. Зачем рисковать? Да и образовательная политика сегодня направлена на обеспечение единого образовательного пространства, а этому способствует не первый, а второй путь.

Ещё 10 баллов — автоматом

Второй показатель – это соответствие планируемых результатов освоения образовательных программ требованиям, установленным ФГОС, согласно которому, как известно, определены три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

По данному показателю возможны два значения: или соответствие, или несоответствие. Если первое значение, то это максимальные 10 баллов, если второе — то ноль баллов. Никаких промежуточных значений не предусмотрено (например, частично соответствует). На что нас ориентирует методика расчёта? А всё на то же, что и по первому показателю. Никто у школы не отбирает право на самостоятельную разработку программы, но тогда и отвечай по полной, гарантируй, что ничего не упустил, что всё учтено. А можно исключить риск и взять материалы в готовом виде с ресурса Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/).

Квалификационные категории – это здорово!

Третий показатель свидетельствует, как в школе обстоит дело с кадрами, он даёт ответ на вопрос: кто учит детей? Дословно он звучит так: доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, участвующих в реализации образовательных программ.

По данному показателю применимы три значения: если доля составляет половину и выше, то заветные 10 баллов твои, если от 20 % до 49 % — то забирай пять баллов, ну а если менее 20 % — не обессудьте, это ноль баллов.

При расчёте показателя во внимание берутся только педработники по должности «учитель». А почему при расчёте показателя отдаётся предпочтение категорийным учителям? Любой учитель обязан один раз в пять лет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. Каждый учитель должен работать добросовестно. А вот аттестация на категорию – дело добровольное, заявление подаётся в областную комиссию, результаты своей деятельности нужно подтвердить документально, строгие эксперты сделают анализ и вынесут вердикт.

Чтобы получить первую или высшую категорию, нужно иметь стабильные положительные результаты освоения школьниками образовательных программ, весомый личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, активно участвовать в работе методических объединений и профессиональных конкурсах, транслировать свой опыт другим коллегам. Чем больше таких учителей, ярких, сильных, умелых, тем сильнее коллектив в целом, тем больше уверенность в высоком результате учащихся.

Постоянно повышать квалификацию

Следующий, четвёртый, показатель направлен на анализ повышения квалификации педагогических работников. Чем выше доля педработников, прошедших повышение квалификации по профилю преподаваемого учебного предмета, за последние три года в общем числе педработников, участвующих в реализации образовательных программ, тем лучше.

Вопрос: откуда и почему три года? С одной стороны, законодательством закреплено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. С другой стороны, педагоги обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, систематически его повышать. В нашей жизни сейчас всё стремительно меняется, педагог не должен бояться перемен, и как раз курсы во многом дают ответ о новых подходах, методиках, технологиях, течениях, явлениях, так что учиться надо постоянно.

Директор каждой школы должен мотивировать на это своих подчинённых, причём адресно. Если на момент аккредитации повысили квалификацию менее 70 % педработников, то это плохо и это ноль баллов, если от 70% до 89 %, то это пять баллов, несмотря на, казалось бы, высокий результат. Максимум – это 10 баллов, он достаётся тем школам, в которых 90 % и более педагогов повысили квалификацию. Причём значение показателя невозможно подтасовать, так как каждое удостоверение о повышении квалификации вносится в федеральную информационную систему.

Учебник каждому ученику – по каждому учебному предмету

Пятый показатель – обеспеченность каждого школьника учебником из федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, по каждому учебному предмету — вполне ожидаем и логичен.

ФГОС устанавливает, что школа должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников и (или) учебного пособия в печатной форме, необходимого для освоения образовательной программы на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Дополнительно школа может предоставить учебные пособия в электронной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Если соотнести документы, то ФГОС содержит более широкие требования, чем методика расчёта аккредитационных показателей, согласно которой определяются значения показателя только по учебникам и только по учебным предметам. Обеспеченность учебными пособиями не анализируется. 

По данному показателю возможны два значения: или десять баллов, или ноль. Если соотношение составляет 1:1, то такой результат равен 10 баллам. Числитель в данном случае – это количество учебников из федерального перечня по каждому учебному предмету, а знаменатель – это фактическое количество учащихся. В школах Белгородчины в настоящее время нет дефицита учебников. Возможность не получить 10 баллов может быть упущена, если в школе есть учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, например: слабовидящие, с умственной отсталостью и т. п. Для них должны быть специальные учебники, но этому руководители школ не всегда придают соответствующее значение, а право быть равным на получение образования есть абсолютно у каждого школьника, и это право должно быть подкреплено необходимым комплектом учебников.

Без цифровой (электронной) библиотеки нельзя

Наличие цифровых (электронных) библиотек, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам – это ещё один показатель.

Наступило время, когда просто библиотеки мало, цифровая (электронная) библиотека – это ответ на вызовы времени. Развитие информационно-образовательной среды происходит в каждой школе, каждый руководитель понимает, что по‑другому нельзя. Кроме того, активное применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вызвал к жизни ковид-19, в связи с чем каждый школьник должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объёме независимо ни от каких обстоятельств. Библиотека школы должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана.

Если эксперты по данному показателю устанавливают значение «имеется», то школа получает пять баллов, при отсутствии цифровой (электронной) библиотеки ноль баллов.

Даёшь результаты!

Значение седьмого показателя основано на результатах оценочных процедур, которые представляют собой или тестирование, или контрольную работу.

По данному показателю школа может заработать или 10 баллов, или пять, или ничего, то есть ноль.

Что является обязательным при проведении оценочных процедур? Это присутствие не менее 70 % учеников от списочного состава класса, который принимает участие в оценочной процедуре. Если меньше – не в счёт. Учебные предметы и классы определяются методом случайной выборки, то есть школа их заранее не знает, а значит, все нечистоплотные действия исключены. Предметов должно быть не более двух. Ну и конечно, это не один класс, а разные. Оценочные материалы федеральные, то есть их разрабатывает не сама школа и даже не регион, они берутся из федеральной информационной системы оценки качества образования, тем самым исключается факт утечки материалов или прорешивания накануне.

Оценочная процедура в первом учебном полугодии проводится по оценочным материалам предыдущего года обучения. Для проведения оценочной процедуры во втором полугодии используются оценочные материалы текущего года обучения. В зачёт идут результаты только тех школьников, которые преодолели минимальный порог, то есть имеют 60 % правильных ответов. Для определения значения данного показателя применяется формула, в числителе которой количество учеников, преодолевших минимальный порог, а в знаменателе общее количество учащихся, выполнявших работу, и это помноженное на 100 %. Если в итоге получается 70 % и более, то это равно 10 баллам, если от 51 % до 69 % , то это 5 баллов, всё, что меньше, — это ноль баллов. Нулевой результат, конечно, побуждает задуматься, а что же делать дальше, какие управленческие меры надо предпринять, чтобы выправить положение?

Что в итоге?

А в итоге надо сложить заработанные по семи показателям баллы. Если в сумме получится 65 баллов, то это максимум, это отлично. Допустимая нижняя граница – 45 баллов. Если менее 45 баллов, то это отрицательный результат, государственная аккредитация не пройдена. Значит, надо исправлять ситуацию и пробовать в очередной раз.

Николай Рухленко, 

начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования

министерства образования Белгородской области
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×