Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:39, 11 июня 2021
 Ирина Ивченко, педагог – библиотекарь Веселовской школы имени Героя Социалистического Труда Я.Т.Кирилихина Красногвардейского района 574

Сердце и душа школьной библиотеки – это её читатели

Сердце и душа школьной библиотеки – это её читатели В марте Ирина Ивченко стала лауреатом премии губернатора Белгородской области «Призвание». Фото: архив администрации Красногвардейского района
  • Ирина Ивченко, педагог – библиотекарь Веселовской школы имени Героя Социалистического Труда Я.Т.Кирилихина Красногвардейского района
  • Статья
  • Ирина Ивченко, педагог – библиотекарь Веселовской школы имени Героя Социалистического Труда Я.Т.Кирилихина Красногвардейского района
  • Статья

«Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой», — писал Дмитрий Лихачёв.

Это высказывание выдающегося культуролога России не устарело, оно актуально и в наше время для библиотеки Веселовской школы имени Героя Социалистического Труда Якова Кирилихина.

Согласно ФГОС школа должна сформировать грамотного, компетентного читателя, который сможет ориентироваться в многообразии литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию, использовать библиотеку и её инструменты для удовлетворения своих информационных и читательских потребностей. И в этом направлении ведётся работа в школьной библиотеке. Привлечение детей к чтению, воспитание у них устойчивого интереса к книге, стремление общения с ней, умение слушать и понимать содержание текста – вот задачи, которые ставит перед собой современный педагог-библиотекарь. Мудрость печатного и устного слова, радость открытий при встрече с книгой стараюсь дарить пользователям библиотеки, в которой работаю четверть века.

Незнайка приглашает

В школьной библиотеке создана очень уютная, комфортная обстановка, поэтому читатели с удовольствием приходят сюда, чтобы взять книгу, выбрать для чтения журналы и газеты, подготовиться к урокам, найти материал для исследовательской и проектной деятельности.

Создавая внутреннее убранство библиотеки, я старалась так, чтобы ребёнок, переступая её порог, смог найти для себя точки опоры, которые помогут ему освоиться и сориентироваться в незнакомой обстановке, создадут благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу. Этому служат, например, изображения персонажей из хорошо знакомых каждому ребёнку литературных произведений. Так Незнайка приглашает ребят в библиотеку. На стеллажах прикреплены герои сказок: Карабас-Барабас, Иван Царевич, Серый волк, Золушка, Буратино, Арлекино. Они играют роль добрых приятелей, к которым юный читатель пришел в гости.

Известно, что большую часть информации ребёнок воспринимает с помощью зрения, поэтому, приходя в библиотеку, ребята могут познакомиться с книжными выставками различной направленности. Например, у маленьких читателей большой успех имеет выставка «В гостях у сказки». В качестве наглядности использован игрушечный кот, который ходит по цепи и рассказывает сказки. Здесь же и лампа Алладина, девочка Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик».

Опыт работы свидетельствует, что необычное оформление разными материалами и оригинальными символиками позволяет читателям с интересом воспринимать и свободно ориентироваться в библиотеке, чтобы найти необходимую литературу, ощутить положительные эмоции.

Школьная библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребёнка, решая, таким образом, одну из важнейших задач современной школы: создание условий для раскрытия талантов и способностей одарённых детей.

Театр – в помощь

Одной из форм работы библиотеки Веселовской школы, несомненно, является театрализация, с помощью которой литературное произведение приобретает новое качество – характеры, конфликты получают воплощение в живых лицах, поступках. Элементы театрализации всегда более выигрышны, создают определённую атмосферу, прекрасное настроение и надолго остаются в памяти читателей. В рамках Недели детской и юношеской книги ученики начальной школы участвуют в конкурсах инсценировок басен. Например, к юбилеям детских писателей Сергея Михалкова, Ивана Крылова. Театрализация используется и при проведении Дня славянской письменности и культуры, православного праздника Воскресения Христова.

Эффективной формой работы, позволяющей развивать интерес к чтению, читательские и коммуникативные умения детей, стали читательские конференции. «Детство сиротское – детство трагическое»… Такое название получила читательская конференция по рассказу Альберта Лиханова «Свечушка» для девятиклассников. А учащиеся пятых классов участвовали в читательской конференции «Дети и война» по книге Любови Воронковой «Девочка из города».

Исследовательская деятельность – инновационная форма работы библиотеки. Под руководством педагога-библиотекаря ученики защищают свои творческие работы на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Большинство работ посвящены краеведению, это видно даже по их названиям: «Символы Белгородской области и Красногвардейского района», «Герб семьи Белошапкиных», «История храма села Весёлое», «Я прадедушкой очень горжусь» и т. д.

Без проектов — никуда

Большую роль педагог-библиотекарь играет и в реализации проектной деятельности, так как переход на стандарты второго поколения строится на формировании у обучающихся ключевых компетенций. Информационная – главная из них. Метод проекта требует от библиотеки создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Он способствует росту познавательной активности читателей, раскрытию творческого потенциала, формированию самостоятельности и ответственности, созданию условий для сотрудничества между библиотекарем, учителем и обучающимися.

Проекты – это творчество детей. Это и видео, и фотографии, и сочинения-эссе к различным конкурсам. Творческие проекты читатели школьной библиотеки представляли на региональных конкурсах «Книгу прочитаю – многое узнаю», «Пусть всегда будет мир», на муниципальных конкурсах «Время, как звёзды, сердца зажигать», «75-летие Великой Победы», на конкурсе художественного слова «Мой край – родная Белгородчина».

Для читателей: учителей, родителей, школьников – в библиотеке создана картотека журнальных статей с разделами «Рассказы о православных праздниках», «Святые Руси», «России верные сыны», «Об иконах», «Православные рассказы».

Не забываем о читателях и в летние каникулы. Для них составлен список рекомендуемой литературы «Читаем летом».

В течение двух лет наши читатели участвуют в различных акциях, проводимых школьной библиотекой.

Акции – разные и полезные

В мае 2019 года библиотека присоединилась к акции «Прочитанная книга о войне – твоя благодарность за Великую Победу». В ней участвовали не только ребята, но и педагоги, учителя, работники образовательного учреждения. После прочтения книги, нужно было составить отзыв о ней или написать пожелание другим читателям. Свои пожелания и отзывы о прочитанных книгах читатели оставляли в специально оформленных для этого стилизованных фронтовых письмах, которые собирались в почтовый ящик.

Вот строки из одного письма:

«Непрощённая. Кем? За что? Почему? А судьи кто? Вот вопросы, которые волнуют читателя при чтении книги А. Лиханова «Непрощенная». Алёнка – маленькая, хрупкая девочка-подросток, чья жизнь исковеркана войной. Потеря матери, плен, потеря дочки – вот итог её жизни. Одиночество, совесть, которая не даёт покоя. А вины‑то и нет. Очередная жертва войны. Как страшно…»

Главные цели акции – сохранение памяти и бережного отношения к героической истории Отечества, формирование у читателей потребности в постоянном чтении, стимулирование чтения художественно-исторической литературы.

В рамках месячника школьных библиотек обучающиеся приняли участие в акции «Собери макулатуру — сохрани дерево!», собрав более одной тонны макулатуры. Участвуя в этой акции, ребята внесли свой посильный вклад в общее дело по охране окружающей среды.

Наши достижения

Раскрывать творческий потенциал читателя должен творчески работающий библиотекарь. Победы и призовые места педагога-библиотекаря и читателей школьной библиотеки в конкурсах различного уровня – это результат совместной творческой деятельности на протяжении многих лет.

В 2019 году шестиклассник нашей школы стал призёром областного конкурса «Память храня» и победителем в районном конкурсе на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации «Моя Белгородчина – моя Россия». За участие в районном конкурсе художественного слова в этом же году четверокласснику присуждено второе место. В 2018 году пятиклассница стала призёром районного конкурса на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации «Моя Белгородчина – моя Россия», посвященного 65-летию образования Белгородской области. За участие в муниципальном этапе открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» семиклассник награждён дипломом призёра. В 2017 году ученица шестого класса заняла призовое место в районном конкурсе художественного чтения «Здесь моя тяга земная…»

Высоких результатов достигли школьники и в заочных мероприятиях. В 2018 году ученица 10 класса победила в региональном заочном конкурсе «Книгу прочитаю – многое узнаю», а третьеклассница стала призёром этого же конкурса. За участие в заочном региональном конкурсе «Пусть всегда будет мир!» читательница получила диплом призёра.

В 2017–2018 учебном году педагог-библиотекарь стала призёром Всероссийского конкурса «Творческий библиотекарь школы – 2017», муниципального творческого конкурса «Истоки подвига» на тему «Нам слава досталась в наследство», посвященного 75-летию Курской битвы, победителем муниципального этапа областного конкурса «За нравственный подвиг учителя». В 2019–2020 учебном году — призёром региональных конкурсов «Я с книгой открываю мир» и «Информационно-библиотечный центр – инновационная модель библиотеки образовательной организации».

Публикации различного уровня позволяют представить опыт работы школьной библиотеки по различным направлениям: об уважаемых земляках (директоре школы Раисе Гавришовой, председателе колхоза имени Ильича Якове Кирилихине); сценарии библиотечных мероприятий, анализ работы школьной библиотеки в условиях информатизации общества.

Школьная библиотека воспитывает у учащихся культуру чтения, любовь к книге, умение пользоваться услугами библиотеки, прививает потребность в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей. Наши читатели знают, что они сердце и душа библиотеки, что их здесь ждут.

Ирина Ивченко,

педагог – библиотекарь Веселовской школы имени Героя Социалистического Труда Я.Т.Кирилихина Красногвардейского района

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 3 (май), 2021

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×