«Радость открытия»

-
Статья
-
Статья
С февраля 2020 года в Белгородской области реализуется региональный проект «Вовлечение детей с расстройствами аутистического спектра в дополнительное образование «Радость открытия» (руководитель проекта Наталья Орехова, директор Белгородского областного Дворца детского творчества).
Цель проекта: увеличить охват детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте от 5 до 18 лет, вовлечённых в дополнительное образование, в 20 муниципальных образованиях Белгородской области с 20 % до 45 %.
В феврале 2020 года по итогам входного мониторинга было выявлено 144 ребёнка с расстройствами аутистического спектра, изъявивших желание заниматься в системе дополнительного образования.
С 1 сентября 2020 года в 20 муниципальных образованиях области 222 ребёнка с РАС начали обучение по АДО(О)П. По состоянию на 10 декабря 2020 года в рамках реализации проекта 289 детей с РАС занимаются в системе дополнительного образования.
Проведён мониторинг кадрового потенциала реализации проекта.
Осуществляется подготовка педагогических работников, реализующих АДО(О)П для детей с РАС, через организацию курсовой подготовки на базе федеральных и региональных организаций высшего образования и проведение обучающих семинаров. Всего в 2020 году обучен 91 педагог.
По результатам промежуточного мониторинга, проведённого в феврале 2021 года, установлено, что необходимо обучить ещё 76 педагогов.
В рамках проекта запланировано обучить 60 педагогов в 2021 году на базе БелИРО, и есть необходимость в 2022 году обучить ещё 16 педагогов, в связи с созданием новых ресурсных классов. С сентября по декабрь 2021 года 100 % педагогов, реализующих АДО(О)П для детей с РАС, пройдут курсы повышения квалификации на базе БелИРО.
В августе 2020 года заключены соглашения о сотрудничестве между департаментом образования Белгородской области и тремя общественными организациями «Родительская инициатива», «Мир без границ», «Синяя птица» по вопросу организации дополнительного образования детей с РАС.
Для оперативного взаимодействия с представителями родительской общественности, согласования, контроля и мониторинга всех мероприятий проекта создана рабочая группа «Проект «Радость открытия» в социальной сети «ВКонтакте», в которую входят муниципальные координаторы проекта.
Белгородский региональный модельный центр дополнительного образования детей в августе 2020 года подготовил рекламные буклеты для родителей детей с РАС о едином информационном портале «Навигатор дополнительного образования Белгородской области» с пошаговой инструкцией для регистрации в системе дополнительного образования.
В сентябре 2020 года электронный вариант буклета размещён на всех сайтах детских садов и школ муниципальных образований Белгородской области, в которых обучаются дети с РАС.
Разработано и внедряется 130 адаптированных программ для детей с РАС, из них: 9 технической направленности, 74 – художественной, 11 — естественнонаучной, 22 — социально-педагогической, 14 — физкультурно-спортивной. 130 новых АДО(О)П размещены в «Навигаторе».
В августе-сентябре 2020 года проведены диалоговые площадки для родителей детей с РАС в 20 муниципальных образованиях Белгородской области с целью решения проблемных вопросов в ходе реализации проекта. Всего в работе диалоговых площадок приняли участие 158 родителей детей с РАС.
В ноябре 2020 года был проведён промежуточный срез удовлетворенности родителей детей с РАС, которые посещают дополнительные занятия в 20 муниципальных образованиях. По состоянию на 16 ноября 2020 года в опросе приняли участие от представителей родительской общественности (208 человек)
По итогам среза удовлетворённости, установлено, что 81,7 % из числа опрошенных родителей удовлетворены услугой проекта «Радость открытия» и получили возможность записаться на те направления, которые им были интересны.
В ноябре–декабре 2020 года проведены коллективные творческие дела детей с РАС и их родителей.
Ежемесячно с мая 2020 года выходит информация о реализации проекта на сайтах департамента образования, внутренней политики Белгородской области, областного Дворца детского творчества, а также в СМИ и в социальной сети «ВКонтакте».
Для изучения востребованности адаптированных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ для детей с РАС в различных объединениях дополнительного образования, а также оказания индивидуальной адресной помощи каждому ребёнку с РАС, с 7 февраля по 5 марта 2021 года был проведён в онлайн-формате промежуточный мониторинг (в разрезе 20 муниципальных образований) в социальной сети «ВКонтакте». В анкетировании приняли участие 325 представителей родительской общественности.
В ходе мониторинга установлено, что наибольшей популярностью у детей и их родителей пользуется художественная и физкультурно-спортивная направленность.
72 % опрошенных родителей заинтересованы в реализации АДО(О)П художественной направленности в 2021–2022 учебном году, из числа тех, чьи дети в этом году посещают творческие объединения.
Адаптивная физкультура и секция плавания остаются самыми востребованными на сегодняшний день.
77 % родителей считают необходимым реализацию программ физкультурно-спортивной направленности.
249 пожеланий-запросов отражено на 2022 год в физкультурно-спортивной направленности.
Очень востребованы программы коррекции нарушения речи.
Все родители хотели бы, чтобы занятия продолжились и в следующем году.
Департамент образования Белгородской области