Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:47, 29 марта 2021
 356

Зачем школе нужна медиация

Причины конфликтов в школе могут быть разными. Но есть эффективный инструмент их разрешения — переговоры

В процессе жизнедеятельности каждый человек, сам того не подозревая, с самого раннего детства играет множество социальных ролей. А это предполагает расширение контактов и взаимодействие с людьми различных возрастных групп. В семье ребёнок вступает в контакты родитель-ребёнок, ребёнок-бабушка, брат-брат, сестра-сестра и. д. По мере взросления появляются новые социальные роли, а следовательно, расширяются контакты ребёнка. В детском саду малыш взаимодействует с воспитателями, другими воспитанниками, и на этом этапе его жизнедеятельность представляется контактами воспитанник-воспитанник, воспитанник-воспитатель, ребёнок-родители…

Конфликт – это часть общения

Как не потеряться в этой новизне, как найти своё место? Конечно же, свои интересы нужно отстаивать. «Хочу вон ту игрушку! Но ею уже играет Петя. Если попрошу – он может не дать. Значит, нужно отобрать. Я же сильнее! Или хочу идти рядом с Машей, но с ней рядом стоит опять Петя. Я могу оттолкнуть Петю и стать рядом»… Общение — это естественная часть жизни, а конфликт является её неотъемлемой составляющей. 

Вскоре не за горами и статус школьника. Новая атмосфера, новый уклад жизнедеятельности ребёнка, множество новых незнакомых взрослых и детей. Учебная деятельность определяет отношения ребёнка со взрослыми, ровесниками и одноклассниками.

Школьные реалии нашего времени ставят нас перед проблемой агрессивного, а зачастую и откровенно жестокого, ничем не обоснованного поведения детей. Наверное, почти каждый из нас за время учёбы в школе так или иначе сталкивался с ситуациями агрессивного поведения сверстников: либо сам был жертвой, либо участвовал в преследовании более слабых, либо просто был наблюдателем.

 К сожалению, явление это очень распространённое. Оно часто приводит к тяжелейшим последствиям, но при этом так же часто остаётся без внимания учителей, родителей или других взрослых. Согласно социологическим данным, часто в педагогических коллективах считают, что ситуация издевательства в классе над более слабыми — это нормально, что дети сами разберутся и всё само собой наладится. Что ребёнок, над которым издеваются, должен учиться постоять за себя. Приоритетное направление отводится учёбе, а всё остальное не так важно.

Проявление агрессии присуще каждому человеку так же, как и проявление добра, милосердия и других чувств.

Почему дети агрессивны?

Наиболее частые проявления агрессивного поведения школьников мы наблюдаем в виде физической, вербальной агрессии, травли. Все мы сталкиваемся в своей трудовой практике с драками школьников. Лично в моей практике из более чем 200 обращений за учебный год ко мне, как к социальному педагогу, 30 % приходится на урегулирование вопросов, связанных с агрессией в том или ином виде. Почему сегодня дети агрессивны? Субъективные причины – представления, формируемые образом жизни близких людей, СМИ, произведениями культуры различных жанров, уровнем образованности родителей. Образ сильного, попирающего нормы законности и этики человека, воспринимается как составная часть молодёжной субкультуры. Сила выступает зачастую как средство решения личностных проблем ребёнка. Сегодня самые популярные, любимые многими телевизионные сериалы культивируют решение всех проблем при помощи силы и оружия. Дети подражают своим телевизионным кумирам в своих детских играх, используя силовые приёмы взаимодействия.

Так что же представляет собой агрессивное поведение? Известный норвежский автор антимоббинговых программ Эрлинг Руланн в понятии «агрессивные действия» или «агрессия» усматривает обязательное наличие намерения в действиях одной из сторон. Однако наблюдения повседневных школьных будней позволяют сделать вывод о том, что в основе конфликта не всегда лежит умысел. На мой взгляд, наличие намерения присуще старшей возрастной категории школьников. А вот конфликты, возникающие среди младших школьников и школьников среднего звена, вытекают, как правило, из желания поиграть.

Например, на перемене ученик Иванов толкает ученика Петрова и, оглядываясь, убегает, таким образом приглашая его поиграть. Ученик Петров не понимает намерений Иванова и расценивает его действия как агрессию в свой адрес. Намерение поиграть заканчивается потасовкой и беседой в кабинете социального педагога или директора школы. Таким образом, в процессе межличностного общения всегда возникают разногласия и ссоры между участниками общения. Как можно этому противостоять? Только используя более эффективные технологии работы с несовершеннолетними. Наиболее перспективным и инновационным решением может стать использование медиативных технологий для предупреждения и разрешения конфликтов среди несовершеннолетних.

«Вовремя уйти»?

В октябре 2020 года в нашем учебном заведении провели социологическое исследование, касающееся изучения важных сторон жизнедеятельности школьников. В частности, исследовали такие сферы, как семья, друзья, увлечения, школьная жизнь подростков, отношение к вредным привычкам, противоправным проступкам. Сбор информации по этой проблеме проводился методом социологического анкетирования. Одним из интересных был опрос школьников 5–11 классов «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации». Ребят попросили ответить на один вопрос: «Как вы обычно ведёте себя в споре или конфликтной ситуации?», на который давалось 15 вариантов ответов. Почти 60 % респондентов среднего звена выразили готовность отстаивать свои интересы, используя жёсткий тип решения конфликтов и споров. 40 % школьников среднего звена считают наиболее приемлемым способом решения конфликта «вовремя уйти». В основном к этой категории респондентов относятся девочки (уходящий тип). Демократичный и компромиссный типы присущи в основном респондентам старшей ступени обучения. Таким образом, мы видим, что необходимость разрешения конфликтов в школе актуальна.

 В школе успешно функционирует реабилитационная служба, структурными подразделениями которой является психолого-педагогический консилиум и совет по профилактике правонарушений. Однако, как показывает практика, этих служб уже недостаточно, потому что конфликтов не становится меньше.

В своей практике мы привыкли к таким формам урегулирования конфликтов, как силовой и правовой подходы. Силовой подход не всегда разрешает конфликт. Иногда бывают случаи, когда такой метод разрешения конфликта переходит в скрытое, латентное течение до тех пор, пока проигравшая сторона не наберёт достаточно силы для того, чтобы отыграться или отомстить. Таким образом, силовой подход решения конфликтов не всегда эффективен. Разрешение конфликта правовыми способами, несомненно, более высокий уровень, но нужно учитывать, что судебная система не всегда способна решить все конфликты.

Служба примирения

Главная задача любого образовательного учреждения — максимально снизить конфликтогенную ситуацию в образовательном процессе. Для решения любой конфликтной ситуации в формате переговоров с позиции взаимного согласования интересов служит школьная служба примирения. Урегулирование конфликтов путём переговоров в российском обществе явление новое. Оно становится более востребованным и соответствует международной практике. Даже в судебной практике на сегодняшний день решения не принимаются, прежде чем истец и ответчик не пройдут процедуру медиации.

Становление школьной службы примирения и поиски способов снижения конфликтности в образовательном процессе проходило путём проб и поисков. Подготовка нескольких медиаторов из числа школьников оказалась делом малоэффективным, так как изначально привлекались только старшеклассники, желающие поступать на факультет психологии. Только подготовили, а тут уже и выпуск. Пришли к выводу, что нужно вовлечь в эту технологию максимально большое количество учеников.

Во‑первых, нужно работать с обычными детьми по профилактике и разрешению конфликтов. Практическая часть этого направления можно реализовать в виде тематических кругов, кругов ценностей, тренингов, ролевых игр, программ примирения (медиации). Такие формы работы интересны детям, способствуют духовно-нравственному развитию личности, становлению активной гражданской позиции, осознанию каждым участником своих возможностей и личной сопричастности в изменении окружающей действительности. А также воспитанию чувства личной ответственности за своё благополучие, коммуникативной культуры и, самое главное, они содействуют научению говорить сквозь призму своих чувств и оценивать свои поступки, говоря о том, какие чувства может испытывать обиженный человек.

В качестве примера применения программы «семейный круг» удалось решить конфликтную ситуацию в семье мигрантов. В силу сложившейся ситуации мать ребёнка вынуждена была выехать на заработки в Россию, оставив малолетнюю дочь со своими родителями. Воссоединение матери с ребёнком состоялось, когда девочке исполнилось 13 лет. Кратковременные приезды и подарки воспринимались ребёнком как желание матери откупиться. В результате работы с этой семьёй удалось гармонизировать детско-родительские отношения.

Во втором случае компания подростков группы отобрала у сверстника дорогостоящий кожаный мяч и один из мальчишек забросил его на крышу общественного здания. Позднее, когда стемнело, он вернулся и забрал мяч себе. По этому факту обратилась мать пострадавшего ребёнка, которой было известно только место учёбы обидчика. Правонарушителя нашли, провели Программы примирения и по заглаживанию вреда. Виновник осознал причины своего поступка и их последствия, извинился и получил прощение пострадавшего. При этом несовершеннолетний нарушитель самостоятельно нашёл способы загладить причинённый вред. Обе стороны удовлетворены. Справедливость восстановлена. Необходимость обращения в правоохранительные органы отпала.

Следующие два случая относятся к более тяжким, так как сопряжены с причинением телесных повреждений.

Подросток, искренне веря в то, что выступает защитником «обиженной» девочки, по неосторожности причинил сверстнику такие телесные повреждения, что ему потребовалась медицинская помощь. В ходе работы с этими подростками были использованы две программы – Программа примирения и Программа заглаживания вреда. Во время медиации подросток сам сформулировал способы урегулирования ситуации, возместил материальные затраты на медицинское сопровождение пострадавшего и извинился. Осознание, сопереживание и соучастие в решении конфликта способствовали формированию у виновника конфликта ответственного и взрослого поведения.

 Во втором случае подросток, играя с командой в футбол на дворовой спортивной площадке, услышал, что проходивший мимо сверстник нелестно отозвался об игре одного из членов команды. В ответ тот получил приглашение показать, как надо играть. На реплику подросток ответил некорректно, как показалось игравшим. И в результате потасовки парень получил телесные повреждения мягких тканей лица. Учитывая, что пострадавший не учится в той же школе, что и обидчик, его законные представители не в эту школу не обратились. О ситуации стало известно от социального педагога школы, где обучается пострадавший. С обидчиком провели Программу заглаживания вреда. В результате подросток-нарушитель и его отец встретились с пострадавшим и его родителями, чтобы загладить вред, причинённый их сыном. Ребята помирились.

Важно понять, что конфликты — неотъемлемая часть жизни людей, коллективов, общества в целом. Причины их возникновения тоже могут быть разными. Но неизменным остаётся одно: должен быть механизм, способствующий их конструктивному разрешению. И эффективный механизм это – переговоры (медиация). Насколько это хорошо работает, наверное, можно судить по школьной статистике правонарушений. Если бы вышеописанные конфликты не урегулировали бы средствами медиации, то статистика противоправного поведения учащихся пополнилась бы рядом общественно опасных деяний (ООД). С момента создания школьной службы примирения не было ни одного случая обращения участников образовательного процесса в правоохранительные или судебные органы за восстановлением справедливости.

Нина Куцая, социальный педагог

Елена Осетрова, директор школы № 41 г. Белгорода

По материалам газеты «Доброжелательная школа Белогорья»

 

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×