Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:13, 12 января 2021
 Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области 710

Искать добро вокруг себя

Искать добро вокруг себя Обложка книги «Незабытые игрушки». Художник Галина Лопачёва
  • Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области
  • Статья

Почему детские игрушки всегда с нами

1 сентября 450 белгородских школьников, победивших в региональном конкурсе «История моей семьи в истории моей России», получили в качестве подарка от Альберта Лиханова его новую книгу «Незабытые игрушки». Она вышла в 2020 году в издательстве Российского детского фонда «Детство. Отрочество. Юность». Незадолго до этого все ребята также были награждены его книгой «Мой генерал». Таким образом, сегодня на Белгородчине 450 счастливых обладателей сразу двух книг выдающегося детского писателя современности. Книг, формирующих душу, закаляющих характер, помогающих разобраться в жизненных перипетиях. «Мой генерал» и «Незабытые игрушки» — это как два чуда, которые будут всегда под рукой и готовы в любую минуту прийти на помощь, научить и посоветовать, которые будут прививать вкус к хорошим словам, любовь к родному языку, учить отличать добро от зла.

Предвоенное детство

Открывает книгу фотопортрет Альберта Лиханова, производящий яркое и сильное впечатление. Взгляд словно проходит сквозь тебя. Глаза ясные и добрые. Перед нами человек как будто в момент зарождения новой, гениальной идеи. Глядя на портрет, любой способен почувствовать духовное величие автора.

«Незабытые игрушки» автор посвятил своей бабушке Марии Васильевне, своей мамочке Милице Алексеевне и отцу Анатолию Николаевичу.

Одна деталь – не матери, не маме, а мамочке – обращает на себя особое внимание. Сразу становится понятно, что для автора мама – это святое и священное существо. Сколько нежности и ласки со стороны ребёнка вмещает это слово – мамочка. И как красиво на этом фоне звучит слово «отцу». Строго, внушительно, глобально, уважительно.

Автор не откладывает в долгий ящик и в самом начале повести поясняет смысл её названия. Давайте и мы вдумаемся. Совсем скоро на белом свете не останется людей, которые бы помнили и видели войну. А время перед войной? Что оно из себя представляло? Война всё разделила на до и после. В народе так и говорили «ДОВОЙНЫ». Я не раз слышал это выражение от своей бабушки Моти (Матрёны). Альберт Лиханов в книге предлагает вспомнить, какими были игрушки довоенной поры.

Повесть «Незабытые игрушки» автобиографическая. С высоты прожитых лет писатель стремится осмыслить предвоенное детство. Удивительно другое: насколько всё отчётливо удалось сохранить в памяти ребёнку пяти лет. Небольшое по объёму произведение очень разносторонне характеризует жизнь страны перед самой войной, буквально за несколько месяцев до неё и за несколько недель. Маленький герой не всё понимал в этой большой жизни. Но он был тонко чувствующей натурой, любящим существом, живо интересующимся всем происходящим, открыто глядящим на окружающий мир, на своих близких. Воспитывающийся в добре, это самое добро он искал и вокруг себя.

В семье царила любовь, забота друг о друге. Отец, работавший слесарем на заводе, интересовался духовной жизнью сына. В патриотическом становлении мальчика принимала активное участие бабушка. Мама работала в поликлинике, в лаборатории, где исследовали человеческую кровь. Взрослые предчувствовали войну. Это выражалось в невзначай сказанных репликах, в поведении. При этом они всячески защищали маленького человека от страха перед грядущей бедой.

Описание майской демонстрации 1941 года завершает повесть. Наш маленький герой, одетый в гимнастёрку и с будёновкой на голове, на плечах отца движется впереди колонны рабочих завода, где трудится отец. Мальчик радостно открыт миру и счастью. А взрослые считают его надеждой – надеждой страны, завода, семьи.

Книга прекрасно иллюстрирована. Авторы иллюстраций Галина Лопачёва и Пётр Любаев профессионально тонко воплотили идею автора повести: информативно, эмоционально, эстетично. Все иллюстрации понятны и удобны для восприятия, поэтому вызывают читательский интерес.

Игрушки учат познавать себя

Книга убеждает, как важны для полноценного развития каждому ребёнку игрушки. Семья нашего героя жила небогато, но было понимание значимости игрушек.

Действительно, у игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Ко всему, что касается детства, у нас, взрослых, должно быть серьёзное отношение. Немногочисленные и немудрёные игрушки остались в памяти нашего героя как любимые и близкие друзья.

Игрушки для ребёнка — та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Игрушки учат общаться и познавать себя.

По «Незабытым игрушкам» можно и нужно проводить родительские собрания, диспуты, конференции. Совсем недавно книга стала предметом разговора с руководителями муниципальных органов управления образованием. Кто‑то наверняка подумает: нашли о чём говорить, с начальниками такого уровня нужно обсуждать глобальные темы. Отвечу: «А что может быть глобальнее воспитания личности?»

Тем более что июльские изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» даже при белгородском подходе считать воспитание личности ключевым приоритетом побуждают многое скорректировать. Существенно дополнено и уточнено само понятие «воспитание», которое должно быть направлено на формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

А вот в 13-й школе Белгорода «Незабытые игрушки» стали темой педагогического совета. Директор школы Эмма Юрьевна Дегтярёва предложила педагогам прочитать книгу и затем поделиться своими мыслями насчёт её педагогического потенциала. Оказалось, что получилось очень жизненно, потому что педагоги принесли на педсовет множество ситуаций, взятых из окружающей действительности и требующих коллективного анализа. Директор школы отметила, что было очень полезно.

Отец – пример для подражания

Книга благодатна для того, чтобы поговорить о роли отца в становлении ребёнка. Отец у нашего героя добрый, надёжный, основательный. Для мальчика отец является примером для подражания. Как правило, мальчик копирует поведение отца. Во многом отец определяет нравственный облик и способы поведения в семье и социуме. То, как отец выстраивает отношения с матерью, служит примером для сына. Взаимодействие отца и матери — это почва, на которой у ребёнка формируются представления о взаимодействии между мужчиной и женщиной. В семье героя основой отношений между матерью и отцом являются любовь, согласие, уважение.

Хотя наш герой ещё дошкольник, но отец уважает личность сына, строг и справедлив, мудр и уравновешен в воспитании. Отец в воспитании сына придерживается тактики развития самостоятельности и ответственности. При этом – всякое отсутствие жестокости и унижения, давления и навязывания своего мнения. Всё это свидетельствует о зрелости отца.

Иллюстрация к книге «Незабытые игрушки». Художник Пётр Любаев Иллюстрация к книге «Незабытые игрушки». Художник Пётр Любаев

Наш герой не обделён вниманием со стороны матери и бабушки. В семье он единственный ребёнок. Но всегда и во всём наблюдается чувство меры, действует правило педагогической целесообразности и здравого смысла.

В регионе мы постарались придать самому факту вручения книг «Мой генерал» и «Незабытые игрушки» общественный резонанс, рассказали об этом в средствах массовой информации. Само по себе это важное событие, но оно нуждалось в реальном последействии, которое выразилось в том, что многие дети пожелали прочитать книги и выразить своё мнение. Это говорит о вдумчивости чтения. Инициирована акция – написать эссе «Читая «Незабытые игрушки». А в ряде школ объявлен конкурс сочинений «Любимая игрушка моего детства».

Как‑то мне в день рождения моя коллега подарила большого плюшевого мишку. С ним любили играть подрастающие дочь и сын. Было огромное количество других игрушек, но к мишке интерес никогда не утрачивался. Дети выросли, случился переезд на новое место жительства. Так вот мишка-друг был упакован в первую очередь. Сейчас с мишкой с удовольствием играет внук.

Мишка уже от возраста пообтрепался, голову держит набок, но по‑прежнему занимает почётное место – на комоде.

У героя повести Альберта Лиханова «Незабытые игрушки» тоже был мишка. Его автор почтительно именует Медвежонок и пишет с заглавной буквы. Одно место в повести особенно трогает, тянет и тянет его перечитать:

Но вот Медвежонок с сине-красной ниточкой на шее по‑прежнему со мной.

Он сидит в моём книжном шкафу, за уголком, и поэтому как бы пребывает в полумраке.

Но я знаю, что он там, и когда мне очень хорошо или когда очень плохо, я достаю его и смотрю, изменился ли Медвежонок, как изменился сам я.

Сначала он смотрит на меня пустым стеклянным взглядом, и я знаю, что он обижен на меня. Обижен справедливо.

Уж очень долго я не встречался с ним, не говорил с ним, не рассказывал ему про свои радости и печали.

Я знаю, что его Душа всё знает обо мне, и с обидой понимает мою неправильную привычку — когда мне плохо, приходить к нему, а когда хорошо, то и вовсе про него не вспоминать.

И я перед ним извиняюсь как могу и умею…

Медвежонок смотрит стеклянным взором, но я знаю, что мне надо дохнуть на его глазки и потереть их, — обязательно своим рукавом, — и ещё раз, и ещё.

И тогда эти глазки посмотрят на меня совсем по‑другому.

Они вспомнят меня. Узнают.

Медвежонок не умеет говорить, но я знаю, что бы спросил он, если бы мог.

Он спросил бы меня:

— Не забыл?

— Не забыл! Прости, прости, прости меня! Но я не забыл свои игрушки.

А значит, жизнь.

И не только свою.

Иллюстрация к книге «Незабытые игрушки». Художник Пётр Любаев Иллюстрация к книге «Незабытые игрушки». Художник Пётр Любаев

Да, действительно, детские игрушки всегда с нами, помогают нам, прощают нас, сопровождают в воспоминаниях. Но они, даже незамысловатые, всегда с нами. В этом их ценность. Пусть у каждого в детстве будут такие игрушки.

Николай Рухленко,

первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×