«Я расскажу – а ты послушай»
Как учителя становятся наставниками для своих коллег
Светлана Новикова – «родом» из педагогической династии. В её семье – шесть педагогов. Мама, Раиса Петровна Новикова, Отличник народного просвещения, работала в той же школе, где училась Светлана Николаевна и где она сейчас преподаёт английский язык. В школе № 7 Белгорода.
Опыт и желание
Учительский стаж Светланы Новиковой – 28 лет. Чтобы погрузиться в языковую среду (а это очень важно для преподавания иностранных языков), ещё студенткой белгородского пединститута она год проучилась в колледже Льюиса и Кларка в американском Портленде, а потом работала в американском детском летнем лагере Мишемоука в штате Северная Каролина.
В 1999 году Светлана Николаевна участвовала в российско-американском конкурсе учителей английского языка. А четыре года спустя победила в городском и заняла призовое место в областном конкурсе «Учитель года-2013».
С таким опытом – и не стать наставником? Конечно, Почётный работник общего образования Светлана Новикова активно погрузилась в эту работу.
«Школа наставничества в нашем образовательном учреждении существовала всегда. Моим наставником была моя же учительница английского языка Эльвина Васильевна Чеботарёва. Я видела, как моя мама работает с молодыми учителями начальных классов, многому научилась у неё. А ещё – у учителя-логопеда Татьяна Ивановны Брянцевой, сейчас она работает в Центре образования «Луч». Она очень творческий человек, всегда готовый прийти на помощь, человек, проведший меня через конкурс «Учитель года». Она действительно — Учитель учителей. А с 2015 года, когда в наше методическое объединение влились молодые педагоги, я сама стала учителем-наставником», — рассказывает Светлана Николаевна.
Главное — урок
«Очень сложно начинать работу в школе, если варишься только в собственном соку, — уверена педагог. — Молодым учителям многое нужно рассказывать, объяснять, и это касается не только методики преподавания или знания предмета, но и взаимоотношений с детьми, их родителями, коллегами… Как составить рабочую программу, план воспитательной работы, план урока. Что такое современный урок, какие технологии использовать, как оценивать ребёнка, строгим учителем быть или мягким, что такое виртуальная школа и как её заполнять, как проводить родительские собрания, что такое методическое объединение и тема самообразования, вопросы аттестации, семинары и выступления…… Но самым главным, конечно, является урок. На первых порах молодым учителям мы постоянно помогаем в подготовке к урокам, написании планов (технологических карт), затем, когда учитель становится более самостоятельным, я провожу консультации по отдельным аспектам преподавания предмета. Вместе решаем какие‑то проблемы, обсуждаем насущные вопросы».
В методическое объединение учителей иностранных языков за последние пять лет входило семь педагогов. Кроме консультаций для молодых учителей в школе проводят круглые столы, на которых более опытные коллеги делятся опытом работы и практическими материалами.
«Я считаю наше методическое объединение самым дружным, так как мы всегда приходим на помощь друг другу, постоянно друг у друга учимся, невзирая на возраст и педагогический стаж», — уверена Светлана Новикова.
Одна из важных форм работы с молодыми коллегами — взаимопосещение уроков. Часто молодые учителя присутствуют на уроках Новиковой, а она, по мере возможности, приходит на уроки к ним.
«И здесь очень важным моментом является разбор урока, следующий за посещением. Ведь нужно и понять логику учителя и тактично указать на неудачные моменты. И, самое главное, показать, как исправить то, что не получилось, чтобы в следующий раз урок прошёл на более высоком уровне», — поясняет педагог.
Конкурсы – это тоже важно
Признание коллег и педагогической общественности – очень важно для любого учителя. Но к профессиональным конкурсам надо готовиться. И хорошо, когда у молодых педагогов есть наставники и в подготовке к состязаниям в профмастерстве. Особенно к «Учителю года».
«В нашей школе есть команда опытных учителей, которые помогают молодым коллегам пройти конкурсные испытания. В 2011 году я включилась в этот процесс, и вот уже на протяжении 10 лет готовлю представителей от нашей школы. И здесь я, как наставник, помогаю учителям не только английского языка, но и начальных классов, физической культуры, педагогам дополнительного образования, музыки. И опытным коллегам, и только начинающим свой профессиональный путь. Ежегодно участники от нашей школы занимают призовые места — становятся лауреатами, или призёрами, или победителями», — продолжает рассказ Светлана Николаевна.
Ещё один важный для учителей конкурс — это конкурс педагогов и наставников «Две звезды». Подготовка к нему предполагает несколько иной подход: здесь важна не только методическая составляющая работы педагогов, но и творческий подход к представлению своих материалов.
«Поэтому, готовя коллег к этому конкурсу, приходится быть немного и режиссёром, и актёром, подвигая их к тому, чтобы они показали ещё и свои сценические качества. В 2017–2018 учебном году команда нашей школы (педагог-наставник Виктория Балакирева и молодой педагог Ирина) победила в муниципальном конкурсе, в 2018–2019 — педагог-наставник Марина Барыльникова и молодой педагог Елена Бочарова также достойно представили нашу школу на этом конкурсе. А в этом учебном году начинающий учитель немецкого языка Полина Мелихова стала победителем конкурса для учителей иностранных языков «Слэм-урок». Молодые учителя, как правило, полны сил и энергии, идей и желания творить, и здесь главная задача наставника – направить эту энергию в нужное русло, помочь коллеге правильно расставить акценты, подсказать, как представить замысел в лучшем свете…», — радуется за коллег Светлана Новикова.
Как «рождается» учитель
Хорошо, когда сразу находишь общий язык с подопечным, когда видишь, что зёрна попали в благодатную почву, и на твоих глаза «рождается» учитель. Растёт, набирается сил, опыта. И в профессиональном плане растёт, и по карьерной лестнице движется… Светлана Николаевна с удовольствием рассказывает о таких целеустремлённых коллегах, которые готовы не только учить, но и учиться:
«В 2015 году к нам в школу пришла молодая учительница информатики и английского языка Ирина Зайцева. А через год она стала призёром городского конкурса «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют». Затем и сама включилась в работу по подготовке своих коллег к конкурсам. Сейчас Ирина Владимировна работает заместителем директора Центра образования «Луч»».
На базе школы проводят методические семинары – участие в них помогает расти профессионально и молодым, и опытным педагогам.
«В эту работу включаются все члены методического объединения, очень часто к проведению семинаров подключаются и представители служб психолого-педагогического сопровождения, учителя других методических объединений, ведь иностранный язык – это тот предмет, который интегрирует в себе очень многие области знаний. Таким образом, методическую помощь получают не только учителя английского языка, но и других предметов», — отмечает Светлана Николаевна.
На таких семинарах рассказывают, как лучше построить урок; какие приёмы использовать в начале урока; какая рефлексия больше подойдёт к каждому конкретному уроку; как выстроить логические «мостики» между этапами урока; как организовать работу детей на уроке… Ответы на эти вопросы учителя ищут вместе – и тем самым помогают друг другу расти в своей профессии. Светлана Новикова глубоко убеждена, что только помогая друг другу, поддерживая и направляя, учась друг у друга, можно стать профессионалом.
Мысли о наставничестве
•Свои мысли о наставничестве Светлана Новикова формулирует так:
•Без наставничества, конечно, можно обойтись, но будет очень сложно и малоэффективно, поэтому эта работа нужна.
•Наставничество следует понимать в достаточно широком смысле: это не только обучение молодых коллег по своему предмету, но и помощь опытным коллегам, и не только в своей предметной области, а в целом. Ведь дидактические и методические приёмы универсальны, и каждый учитель, овладев ими, сможет переложить их на свой предмет.
•Для того, чтобы работа была эффективной, у учителя-наставника должно быть ВРЕМЯ для работы с коллегами, то есть ему нужно брать меньшую нагрузку, чтобы была возможность посещать уроки и вести работу по повышению профессионального мастерства учителей во внеурочное время. А это значит, что эта работа должна достойно оплачиваться.
•Ну, и немного о том, как я понимаю НАСТАВНИЧЕСТВО, в стихотворной форме:
«Я расскажу – а ты послушай!
Я покажу – ты посмотри!
Давай со мной! Не бойся, вместе
Преодолеем мы заторы на пути!
Теперь сама! Смелее, я ведь рядом,
Тебя и поддержу, и помогу!» -
Так, постепенно, шаг за шагом,
Коллегу в мир широкий вывожу.
И вот момент, когда вчерашний птенчик
Становится свободно на крыло.
И он летит, красиво, вдохновенно,
И Я могу учиться у него.
Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 5, август 2020 г.