Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:21, 20 июля 2020
 Татьяна Овчарова,  учитель русского языка  и литературы лицея № 9 г. Белгорода 780

Стратегия удалённой работы

Стратегия удалённой работы Татьяна Овчарова на дистанционном уроке Фото: личный архив
  • Татьяна Овчарова,  учитель русского языка  и литературы лицея № 9 г. Белгорода
  • Статья
  • Татьяна Овчарова,  учитель русского языка  и литературы лицея № 9 г. Белгорода
  • Статья

Как белгородские школы пережили дистанционное обучение

Массовое введение дистанционных технологий потребовало знакомства с большим количеством инструментов, позволяющих организовать обучение удалённо. В период каникул и нерабочих дней мы просмотрели большое количество вебинаров, общались с коллегами, которые начали работать в дистанционном режиме до начала каникул. Такой активный период подготовки позволил выработать определённую стратегию удалённой работы.

Во‑первых, большое разнообразие платформ, инструментов, программ требует освоения не только педагогом, но и учеником. Для них разобраться в новом способе обучения не менее сложно, чем для учителя, а иногда и более. Те навыки владения компьютером на пользовательском уровне, которые есть у педагога, у многих учеников отсутствуют, поэтому из всего многообразия выбраны всего несколько инструментов, не требующих от ученика дополнительных усилий, требующихся дл овладение способами работы на том или ином ресурсе.

Во‑вторых, пришло понимание, что большой объём работы по видеосвязи очень утомителен даже для взрослого человека. Именно поэтому режим коротких видеоконференций используется при разъяснении сложных моментов один-два раза в неделю.

В‑третьих, понятно, что нагрузка на зрение и время нахождения ученика за компьютером увеличились в разы. Поэтому следует продумать, как организовать работу ученика с отрывом от экрана.

Татьяна Овчарова на дистанционном уроке Татьяна Овчарова на дистанционном уроке / Фото: личный архив

Мои уроки в дистанционном формате были построены на сочетании нескольких форм:

— самостоятельная работа ученика с учебником или текстом произведения по заданию учителя с последующей проверкой результатов работы по фото или с помощью тестирования в приложении Google формы, консультация по возникающим вопросам в социальной сети или мессенджере, оценка с комментарием в «Виртуальной школе»;

— просмотр коротких учебных видео на канале You tube с дополнительным учебным заданием как пояснение к материалу учебника;

— выполнение заданий с развёрнутым ответом по рабочему листу приложения Google формы с дальнейшим анализом допущенных ошибок и демонстрацией наиболее удачных работ в приложении Google таблицы;

— организация уроков в режиме on-line в сервисе Zoom для обсуждения с учениками в режиме реального времени особо сложных тем и вопросов.

Система дистанционной работы показала следующие плюсы:

— ситуация заставила заняться педагогическим самообразованием в тех сферах, которые могут быть полезными и при выходе на очную форму обучения;

— появилась возможность дать ученику самостоятельно организовывать свой рабочий процесс;

— появилась возможность за время урока опросить и оценить каждого ученика.

Также есть целый ряд существенных минусов такой формы обучения:

— платформы, которые предлагают готовые дистанционные уроки, во многом не соответствуют существующим программам либо не подходят для выполнения задач педагога в конкретном классе на конкретном уроке, также они от перегрузки перестают работать;

— сокращение времени урока требует урезания учебного материала, ограничения количества упражнений, в связи с чем может пострадать качество обучения;

— возросла нагрузка на глаза не только у ученика, у учителя она ещё больше: на экран приходится смотреть при составлении карты урока и подборе материала, при заполнении «Виртуальной школы» и выставлении оценок, при проверке работ учеников, при общении с учениками и коллегами, то есть весь день учителя проходит за экраном компьютера и телефона;

— появилась необходимость оценивать и контролировать каждую работу ученика в письменном виде, то есть ежедневное количество проверок у учителя соответствует количеству учеников в классах, где проводились уроки;

— обнаружилось, что ученики даже в старшем звене часто не владеют в достаточной степени самыми простыми операциями: переименовать файл, сжать файл до нужного размера, прикрепить файл, и учителю приходится выполнять многие действия за ученика, принимать задание по всем возможным интернет-каналам, консультировать по техническим вопросам, не связанным с предметом;

— низкая степень ответственности отдельных учеников: оказалось сложным убедить отдельных учеников выполнять задания вовремя, в некоторых случаях требуются значительные усилия учителя-предметника и классного руководителя, чтобы убедить ученика приступить к занятиям.

Татьяна Овчарова,

учитель русского языка и литературы лицея № 9 г. Белгорода

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×