Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:10, 08 февраля 2019
 57

Януш Корчак: «Любите своего ребёнка любым!»

Януш Корчак: «Любите своего ребёнка любым!»Кадр из фильма Анджея Вайды "Корчак" (1990)
  • Статья

Заповеди знаменитого польского педагога актуальны во все времена

Польский врач и педагог Януш Корчак – человек удивительный. Человек – легенда. Человек с Большой Буквы. Вест мир знает его историю: воспитатель концлагеря Треблинка, который вместо того, чтобы спастись – мог ведь, его бы вывезли из лагеря! – предпочёл погибнуть в газовой камере вместе с еврейскими детьми, которых не пощадили фашисты. Это подвиг Настоящего Человека. А ещё был подвиг Настоящего Педагога: книги Корчака о воспитании и любви к детям стали настольными книгами сотен тысяч учителей и педагогов во всём мире.

Настоящее имя Корчака — Хирш Хенрик Гольдшмит. Дома его называли Генриком. Корчак – его творческий псевдоним. Под именем Януша Корчака Гольдшмит подал на конкурс мололых драматургов свою пьесу «Каким путём?»

Пять интересных фактов из жизни Януша Корчака

1. 15-летний педагог

Когда его отец тяжело заболел, семье понадобились деньги. Генрик хорошо учился и в 15 лет стал давать платные уроки и сверстникам, и ребятам помладше. Вот тогда его и увлекла педагогика. Он умел интересно рассказывать даже о самых скучных школьных предметах.

2. Первая статья

В 18 лет Генрик Гольдшмит опубликовал свою первую педагогическую статью – «Гордиев узел». «Настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях – и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов?» — именно так он ставил проблему. Талант и стиль молодого автора так понравились редактору еженедельника, что он предложил ему вести авторскую колонку.

3. Медицинский факультет

После смерти отца Гольдшмит поступил на медицинский факультет Варшавского университета: врачи тогда неплохо зарабатывали, нужно было кормить семью. Но педагогику он не бросил.

4. Посвятил себя детям

В 29 лет он сделал свой выбор: отказался от личной жизни и посвятил себя детям. Он жил в комнате на чердаке детского дома, писал сказки для чужих детей и книги для взрослых. А днём работал в детском доме воспитателем. Через несколько лет он стал директором Дома сирот.

5. «Не все люди мерзавцы!»

Когда Польшу оккупировала фашистская Германия, еврейских детей-сирот в Варшаве согнали в гетто, Корчак заботился о них, приносил еду и лекарства. В августе 1942 года детей перевезли в концлагерь Треблинку. Корчак к тому времени был уже известным педагогом. Свидетель тех событий Эммануэль Рингельблюм писал, что когда Корчак проходил мимо фашистов с выстроенными в четвёрки детьми, полицаи стали смирно и отдали ему честь.

«Это вы написали «Короля Матиуша»?», — спросил тогда один из нацистов. – «Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны».

«А дети?», — спросил Корчак.

«Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон»

«Ошибаетесь. Не могу. Не все люди – мерзавцы», — ответил Корчак.

Через несколько дней в концлагере Треблинка более сотни еврейских ребятишек погибли в газовой камере. Чтобы успокоить детей, не знавших, куда и зачем их ведут, Корчак рассказывал им сказки. Он погиб вместе с детьми, просто не смог оставить малышей одних в минуты смерти…

10 заповедей для родителей от Януша Корчака

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребёнка. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.

Нина Шкилёва, вице-президент белгородской ассоциации детских и семейных психологов «А.Р.Г.О»:

«Недавно у меня состоялся приватный разговор, в котором человек говорил, что ребёнок — это не личность, он не должен иметь прав и желаний. А личностью человек становится тогда, когда чего‑то достигает и может сам за себя платить.
Это, с моей точки зрения, очень печально звучит, потому что такая позиция — результат воспитания без уважения, принятия и любви. Ведь взрослые никак иначе не получаются, кроме как из детей. 

Заповеди Януша Корчака кажутся простыми и очевидными вещами, однако выполнение их не так просто. Очень трудно любить и принимать во всей полноте другого человека, даже своего собственного ребёнка, если нет собственного опыта такого принятия и любви. Современные исследования в области психологии развития и теории привязанности подтверждают, что эмоциональное насилие, так же как и физическое, очень негативно сказывается и на развитии интеллектуальных способностей, и на эмоциональном развитии, и на адаптационных возможностях. Поэтому для педагога так важна рефлексия отношения к детям и забота о себе, препятствующая эмоциональному выгоранию».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×