Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:04, 10 мая 2018
 Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области 838

Самостоятельный ребёнок: каким он должен быть?

Самостоятельный ребёнок: каким он должен быть? Николай Рухленко. Фото Владимира Юрченко
  • Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области
  • Статья

Учить школьника самостоятельности – это не значит, что он всё должен делать сам. Педагоги и родители должны ему в этом помочь.

Когда говорят о ребёнке, что он самостоятельный, то это звучит и воспринимается как высшая похвала. Почему? Да потому, что самостоятельный человек умеет действовать по собственной инициативе, выполнять дела без обращения к взрослому и без его контроля.

Применительно к школьнику высшей мерой самостоятельности является прежде всего умение работать с учебником, выполнять домашние задания. Когда их подготовка превращается в изматывающий процесс, в орбиту которого втянуты вместе с родителями бабушки и дедушки, тёти и дяди (и так повторяется изо дня в день), когда ребёнок привыкает к этому, а папа и мама считают это второй сменой, то такая система рано или поздно даёт сбой. Вся беда в том, что ребёнок не умеет управлять собой.

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые вводятся в наших школах, однозначно ориентируют педагогов на развитие самостоятельности учащихся. При этом очень важно, чтобы каждым ребёнком была принята и освоена социальная роль ученика, чтобы он видел личностный смысл в учении.

В областной департамент образования в настоящее время поступает немало вопросов, связанных как раз с позицией школ и учителей, которые якобы установки стандартов поняли буквально и всю нагрузку по освоению материала по учебникам переложили на плечи самих детей. Со слов родителей, педагоги заявляют, что их роль изменилась, что их задача теперь не объяснять, не воспроизводить материал учебника, а контролировать, спрашивать, как ученики усвоили программу.

Безусловно, позиция таких школ и учителей более чем странная. Самостоятельность подобным образом не развивается. Нельзя не признать, что человек владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом, но овладение изучаемым материалом происходит под руководством учителя. Полный цикл этого включает восприятие нового материала, его осмысление, запоминание, упражнение, повторение, углубление, применение и т.п. А регулировщиком всего этого является учитель. Кто как не он придаст добыванию знаний увлекательность, живость?!

Учащиеся не просто механически  должны читать учебник. Очень важно научить ребёнка работать с книгой. По каждому предмету есть темы достаточно сложные, которые с определённой трудностью усваиваются детьми. Учитель в ходе самостоятельной работы должен наблюдать за классом, он подходит к ученикам, оказывает помощь, обращает на что-то внимание, сильным ученикам предлагает несколько усложнённые и дополнительные задания. Если это настоящий учитель, то он по одному взгляду ученика заметит, что ему что-то непонятно. Бывает и так, что слабый ученик из-за лености не хочет работать самостоятельно, недостаточно усидчив, в таком случае учитель обязан тактично усилить контроль за его работой и соответственно сориентировать родителей.

Чтобы работа с учебником давала эффект, нужно соблюдать ряд правил. По учебнику на уроке самостоятельно можно изучать доступный материал. Многие темы содержат совершенно новые сведения, их нужно излагать и объяснять самому учителю. Самостоятельной работе с учебником должна предшествовать вступительная беседа учителя, в ходе которой необходимо дать подробные советы, обратить внимание на вопросы, которые должны быть усвоены. Учитель должен продумывать приёмы, способствующие пониманию содержания учебника: выделить главное, подобрать примеры, делать выписки, составить план, проиллюстрировать. Самостоятельная работа состоится лучше, если ее предварит опыт или яркий пример. Работа с учебником не должна занимать весь урок, её необходимо совмещать с другими формами и методами. Всё это подтверждает, что самостоятельная работа подвластна только подготовленному учителю, учителю-мастеру.

Это право учителя - выбирать, причем педагогически обоснованно, формы, методы, средства обучения. В конечном счёте именно учитель обязан обеспечивать высокое качество образования. При этом ориентировка новых стандартов на формирование самостоятельности  совсем не означает, что учитель не будет руководить умственной деятельностью своих подопечных.

Родителям также нужно больше общаться с ребенком, обсуждать его действия по возвращении из школы, когда  он будет делать уроки, когда будет отдыхать, чем этот досуг будет заполнен. Во многом проблема кроется в том, что в последние годы в семье меньше внимания стали уделять трудовому воспитанию. Приоритеты отданы познавательной, игровой, учебной, исследовательской деятельности. А именно в труде ребёнок определяет для себя цель, планирует её достижение, выбирает средства реализации плана, проявляет волевые усилия.

Ни в коем случае нельзя решать за ребёнка его домашние задания. Нужно терпение. Путь к самостоятельности долгий, непростой, без пауз и остановок. Если не получается домашнее задание, то нужно обсудить варианты решения проблемы: посмотреть в справочнике, позвонить одноклассникам, получить консультацию у учителя. Не стоит ждать быстрых результатов, но постепенно, шаг за шагом ребенку нужно дать понять, что его собственные усилия – основа успеха.

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×