Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:48, 04 мая 2017
 Оксана Букарева, заведующая детским садом № 12 г. Белгорода  1755

У прадеда День Победы или 70 шагов под мирным небом

У прадеда День Победы или 70 шагов под мирным небом Фото из архива детского сада № 12 г. Белгорода
  • Оксана Букарева, заведующая детским садом № 12 г. Белгорода
  • Статья
  • Оксана Букарева, заведующая детским садом № 12 г. Белгорода
  • Статья

Педагоги белгородского детского сада № 12 делятся с коллегами опытом патриотического воспитания малышей

Как воспитывать патриотические чувства современного дошкольника? Как помочь ребёнку занять достойное место в системе отношений с окружающими?

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Важнейшей задачей патриотического воспитания является развитие у  детей любви к близким и своему Отечеству, уважения к культурным традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира  может стать основой формирования  нравственно-патриотических чувств.

Ведущим направлением в этой деятельности является приобщение детей дошкольного возраста  к историческому наследию страны и региона, ратному подвигу защитников Отечества. Эта работа предусматривает комплексность подхода: формирование первичных представлений о фактах героического прошлого, воспитание нравственных и гражданско-патриотических чувств и ответственного отношения к сохранению исторической памяти. Значимым аспектом является учёт  возрастных особенностей детей, специфики восприятия, характерной для дошкольников при выборе форм, средств и методов организации образовательной деятельности.

 В единственном в  Белгороде детском саду компенсирующего вида, который посещают, наравне со здоровыми детьми, дети с ограниченными возможностями здоровья, - детском саду № 12 нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое  внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, толерантности и душевного комфорта. Детский сад предоставляет детям с ОВЗ возможность развиваться разносторонне.

Фото из архива детского сада № 12 г. Белгорода

Суть нравственно-патриотического воспитания коллектив детского сада видит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

С целью поиска новых форм и методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников педагогический коллектив взялся за очень непростую, ответственную и инновационную задачу: создать, опираясь на имеющийся в учреждении опыт работ, методическое пособие «У прадеда День Победы», посвящённый Великой Победы. Получилось уникальное пособие - сборник дидактических и методических материалов, представляющий авторские находки педагогов детского сада № 12. Подобный сборник может создать любой коллектив единомышленников. Пока ещё живы участвовавшие в военных действиях ветераны, дети войны, которые могут рассказать своим правнукам о тех героических днях, есть возможность успеть собрать, а затем транслировать эти воспоминания неумолимо уходящего великого поколения людей.

Обложка методического пособия «У прадеда День Победы»
Обложка методического пособия «У прадеда День Победы»
Фото из архива детского сада № 12 г. Белгорода

Идея  создания этого сборника была высказана на педагогическом совете и сразу же единогласно принята.  Работать над  его созданием стала не только инициативная группа, но и весь коллектив. Проект длился 70 дней. Каждые 10 дней разрабатывались и апробировались новые мероприятия, собирались воспоминания, шла работа над авторскими стихами и рассказами, виды деятельности сменяли друг друга.  Все родители, бабушки и дедушки также активно присоединились к этой работе. В сборник вошли воспоминания ветеранов, рассказы детей, педагогов, собственные стихи воспитателей для детей, методические и практические материалы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 Собранный методический материал является не только универсальным средством для воспитания у дошкольников и младших школьников нравственно-патриотических чувств, любви к малой Родине, чувства гордости за подвиги их земляков, но и уникальным инструментом для расширения детского кругозора, развития таких психических функций, как мышление, память, речь.

Разработанные в течение проекта дидактические и методические материалы, рекомендации  могут стать практической основой деятельности воспитателя по патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста.

Материалы сборника предназначены для различных категорий педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, а также могут использоваться в деятельности учителей начальных классов.

Все материалы сборника вошли в копилку педагогических находок  нашего детского сада.  По каждому мероприятию сформирован банк данных на различных носителях и каждый педагог ДОУ  может воспользоваться им.

Этот проект способствовал сплочению всех участников образовательных отношений, повышению профессионально-личностной компетенции педагогов, расширению вариативности форм работы, направленных на гражданско-патриотическое и нравственное воспитание дошкольников.

Фото Юрия Коренько

Из опыта работы воспитателя Веры Петровой

У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Но как воспитать любовь и привязанность к своему городу? Эта часть работы требует большей опоры на воображение ребёнка и его память. Для ребёнка город конкретизируется улицей, т.е. он осознает себя, прежде всего, жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им нужно о нём рассказать и показать его. Можно рассказать детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показывать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках. 

История Белгорода в памятниках
История Белгорода в памятниках
Фото с сайта https://www.belpressa.ru

Очень важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детсад. Это улица дневная, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно темным, витрины магазинов – особенно нарядными…

 А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все эти впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывают новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких людей всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

Фото Юрия Коренько

Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется. Это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей  улицы, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – всё лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е.  воспитываем бережливость, учим трудиться,  приобщаем к красоте  природы.

Фото Вадима Заблоцкого

С каждым разом  подаваемый материал всё более усложняется. Рассказы о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе переходят  на новую ступень – знания ребёнка обогащаются информацией о родной стране и людях, которые живут в ней.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Средствами  патриотического воспитания дошкольников могут стать также и само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, та или иная деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

В 2007 году Белгороду присвоено звание Города Воинской Славы. На Соборной площади  расположен мемориальный комплекс с Вечным огнем, где скульптурная композиция изображает скорбящую мать, а также фигуры воина и рабочего с приспущенными знаменами. Здесь же имеются памятные плиты с фамилиями тех, кто погиб в боях за Белгород.  Накануне 9 мая в 2001 году в парке Победы была открыта Аллея Героев и  установлены 17 бюстов Героев Советского Союза. В центре – бюст маршала Георгия Жукова.

В Белгороде работает историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Посещение музея, организация встречи дошкольников с ветеранами, изготовление памятных подарков для них, торжественное возложение цветов к памятникам, проведение музыкального праздника, подготовка выставки поделок и рисунков, посвященных Дню Победы, – все это вызывает  большой интерес у детей. Они активно отвечают на вопросы, свободно вступают с воспитателем в диалог.

В результате этой работы у ребят формируетсяодно из самых сильных чувств – любовь к Родине, без чего человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте чувствовали причастность к своей Родине,  ответственность за её будущее

Фото Юрия Коренько

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (в прошлое города и т.д.). Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, поделок, альбомов, тематическим рисованием). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у  дошкольников способствует становлению личности, развитию  ее нравственной основы.  Именно в этом возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становится все более осознанным и организованным, расширяются представления и углубляются нравственные чувства детей.

Фото Юрия Коренько
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×