Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18:12, 28 февраля 2017
 Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области 2690

Зачем белгородским школьникам профилактический диктант?

Зачем белгородским школьникам профилактический диктант? К тотальному диктанту белгородцы уже привыкли, теперь на очереди - профилактический. Фото: БелПресса
  • Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области
  • Статья

Департамент образования области с нарушениями на ОГЭ и ЕГЭ предложил побороться с помощью профилактического диктанта.

Успех на выпускных экзаменах в девятых и одиннадцатых классах во многом зависит от того, насколько результативной и продуманной была информационно-разъяснительная работа, насколько правила сдачи ЕГЭ и ОГЭ усвоены выпускниками и в какой мере они готовы следовать установленным законом требованиям. Уже традиционными в этом плане стали беседы, собрания, которые проводятся в каждой школе.

Усилия департамента образования области также направлены на формирование законопослушности у участников экзаменов. В прошлом году были подготовлены и направлены во все школы письма-памятки, разъясняющие предмет ответственности за нарушения на экзаменах. Эти материалы размещены также на сайте областного департамента образования. Памятки не утратили своей актуальности и в настоящее время.

Николай Рухленко
Николай Рухленко
Фото Владимира Юрченко

В этом году наши школы существенно обновили подходы к проведению информационно-разъяснительной работы. Так, в Корочанском районе провели конкурс слоганов и смотр агитбригад, в Старом Осколе активно используют потенциал школьной периодики, выпустили календарики на тему ЕГЭ, в Красногвардейском районе прошёл конкурс видеороликов, в Чернянском районе состоялись дебаты старшеклассников по проблеме ЕГЭ. Удачной находкой в этом районе стала видеооткрытка с сюжетом об успешном выпускнике прошлых лет. В Ракитянском районе старшеклассники на тему ЕГЭ написали сочинение и т.д. Рассказ о таких изюминках можно продолжить.

Департамент образования в свою очередь с нарушениями на ОГЭ и ЕГЭ в этом году предложил побороться с помощью профилактического диктанта.

Диктант, посвящённый проблеме государственной итоговой аттестации и ответственности при её проведении, учащиеся девятых и одиннадцатых классов написали в последние дни февраля. Девятиклассников у нас в этом году 13050 человек, а одиннадцатиклассников - 6050.
Тексты про ГИА были разработаны совместно специалистами кафедры филологического образования Белгородского регионального института развития образования и департамента образования.

Фрагмент из текста диктанта для девятиклассников:

«Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамены.

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса – ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения основного государственного экзамена и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Если Вы представляете себе процедуру сдачи экзамена, Вам будет значительно проще его сдать. Поищите максимальную информацию о процедуре проведения основного государственного экзамена, чтобы быть к этому готовым. Лучше пользоваться информацией, размещенной на официальных сайтах: Вашей школы, управления образования, департамента образования области».

Тексты созданы в публицистическом стиле, который характеризуется логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Наш расчёт был направлен на воздействие не только на разум выпускника, но и на его чувства.

Вот фрагмент из текста диктанта для одиннадцатиклассников:

«У Вас, как у участников ЕГЭ, должна быть внутренняя установка: «Соблюдение Порядка – это моя обязанность». Соблюдать запреты – это свойство сильного человека. Разве сложно не иметь при себе запрещённые средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, или не общаться друг с другом, или следовать указаниям организаторов и т.д.?

Путёвка в жизнь не даётся просто так. Перед каждым поступком и решением участник ЕГЭ должен серьёзно подумать. Тем более, когда рядом нет ни родителя, ни учителя, посоветоваться не с кем, предостеречь некому. Взял на экзамен шпаргалку и думаешь – попробую, а вдруг всё получится, никто не заметит, но очень часто такая логика приводит к большим жизненным неурядицам. Недостаточное обдумывание своих решений – это огромная ошибка. О чём можно подумать, прежде чем сделать что-то? Во-первых, о последствиях лично для себя. Станет ли тебе лучше от этого? Однозначно, нет. Потянулась рука за шпаргалкой, уже этим самым ты замахнулся на свои планы, на свою мечту, так можно раз и навсегда перечеркнуть своё будущее.

Самый главный урок для Вас – нужно хорошо, каждодневно учиться. Важно понимать, что учёба – это труд и добиться успеха можно только в результате труда. ЕГЭ сдаётся самостоятельно, без помощи посторонних лиц, а значит, способствует упорству, борьбе с ленью».

Логичен вопрос: а почему решили использовать диктант? Диктанты как значимые просветительские акции в последнее время активно вошли в нашу жизнь. Вспомним тотальный диктант по русскому языку, всероссийские географический, исторический и этнографический диктанты. Году экологии будет посвящён экологический диктант. Школьникам предлагаются для написания профилактические диктанты про грипп и туберкулёз. Диктанты широко применяются на уроках, причём не только по русскому языку. Сегодня ученики пишут физические, химические, математические, биологические диктанты.

Следует признать, что диктанты являются средством формирования сознания через перо. Когда человек пишет ту или иную истину, он её лучше усваивает и запоминает, причем часто очень надолго, как руководство к действию. А нам это как раз и надо.

Тексты в школах читали и проверяли учителя-словесники, работающие в выпускных классах. Они умеют ярко подать материал, обладают навыком выразительного чтения. Очень важно, как будет подан текст, чтобы он вызвал соответствующий интерес у школьников.

Накануне ГИА диктант – это ещё и возможность проанализировать грамотность своих подопечных.
При этом хочу обратить внимание, что результаты диктанта никак не повлияют на выставление итоговых отметок по русскому языку. Хочу повторить, что это не оценочная процедура, а воспитательная акция. Конечно, прокомментировать ошибки будет полезно.

Департамент образования области намерен продолжить эту работу. Мы обратились к работникам школ, родителям создать свои тексты диктантов, лучшие из которых будут использоваться в дальнейшей работе.
Диктант, безусловно, стал одной из форм формирования у выпускников уважительного отношения к закону, ведь ГИА и обязательное исполнение установленного порядка ее проведения – это вещи неразделимые

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×