Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:29, 26 января 2017
 Екатерина Клокова, старший воспитатель детского сада № 40 «Веселинка» г. Губкин 4875

Для маленьких пешеходов

Для маленьких пешеходов Уголок по ПДД в одной из групп детсада № 40 г. Губкин
  • Екатерина Клокова, старший воспитатель детского сада № 40 «Веселинка» г. Губкин
  • Статья
  • Екатерина Клокова, старший воспитатель детского сада № 40 «Веселинка» г. Губкин
  • Статья

В детских садах и школах Губкина придумали, как эффективно и интересно учить детей правилам дорожного движения

Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» города Губкина расположен в микрорайоне Журавлики, вблизи оживлённой трассы, в связи с чем остро встала проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Уже четыре года наш детсад сотрудничает с ОГИБДД ОМВД России по г. Губкину, школой № 17, детским садом комбинированного вида № 39 «Золотая рыбка», центральной детской библиотекой (филиал № 5).

С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов - детей, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

Огромное значение в формировании у детей правильного поведения на улице принадлежит семье. Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации в сети Интернет. Однако эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их общей культуры. Личный пример мамы или папы имеет первостепенное значение для ребёнка. Но родители испытывают затруднения в воспитании детей, применении почерпнутой из литературы информации на практике. Позиция взрослых должна постепенно меняться: от обучающей позиции к позиции равного партнёра в игре, а затем к созданию условий для применения ребёнком полученных знаний. Поэтому очень важно тесное взаимодействие семьи и детского сада.

  • Сюжетно-ролевые игра по знанию правил ПДД.

  • Сюжетно-ролевые игры по знанию правил ПДД.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является создание на базе детсада экскурсионного бюро, в котором родители станут не пассивными наблюдателями, а, по необходимости,  активными участниками.

Особая ответственность за воспитание культуры поведения детей на улице возлагается на воспитателей ДОУ, потому что именно в таком раннем возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребёнка в социуме и очень важно не упустить этот период. Каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил дорожного движения, сколько сформировать умение действовать правильно в сложных дорожных ситуациях. Конечно, изучение правил – дело нужное, но суть заключается в том, чтобы привить ребёнку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению поставленной проблемы.

Занятия по самостоятельной работе детей
Занятия по самостоятельной работе детей

В нашем детском саду разработан педагогический проект «Автогородок в ДОУ», автогородок создан на территории детсада. Он оснащён необходимым оборудованием, изготовленным совместными усилиями педагогов и родителей. Для отработки с детьми на практике полученных знаний о правилах дорожного движения в помещении детского сада, а также для проведения открытых мероприятий, в детском саду был создан мобильный автогородок, представляющий собой нарисованные здания, модель участка дороги с набором дорожных знаков и дополнительных элементов (пешеходный переход, дорожная разметка, бордюры).

Мы провели опрос среди родителей, чтобы узнать их запросы по инновационным формам взаимодействия, по результатам которого сделали вывод о необходимости организации на базе дошкольного учреждения экскурсионного бюро «Зебрёнок».

Творческой группой детсада по правилам дорожного движения «Весёлый Светофорик» составлен перспективный план занятий (с учётом требований программы по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения Т.И. Даниловой «Светофор»), согласован и утверждён график работы экскурсионного бюро.

Чтобы закрепить полученный материал, ребята получали задания на дом, которые они делали вместе с родителями. Например: «Нарисуй дорогу в детский сад», «Придумай сказку про знак, который мы изучили», «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой», «Безопасный маршрут «Дом - детский сад-дом». На основе индивидуальных безопасных маршрутов родители решили изготовить развивающий баннер - «Безопасный маршрут «Дом - детский сад-дом», представляющий собой яркую, красочную, эстетически оформленную схему микрорайона Журавлики со всеми зданиями, учреждениями, дорожной разметкой, который разместили в экскурсионном бюро «Зебрёнок». Благодаря этому баннеру дети могут в игровой форме закреплять полученные знания на практике.

  • Уголки ПДД в группах детсада.

  • Уголки ПДД в группах детсада.

  • Уголки ПДД в группах детсада.

  • Уголки ПДД в группах детсада.

  • Уголки ПДД в группах детсада.

Также совместно с родителями организована развивающая предметно-пространственная среда экскурсионного бюро «Зебрёнок»:

- изготовлены макеты знаков дорожного движения (на самоклеящейся бумаге, на деревянных и пластиковых подставках), которые способствуют закреплению знаний детей о назначении дорожных знаков, их начертаниями;

- для каждого ребёнка разработаны индивидуальные безопасные маршруты «Дом - детский сад-дом»;
- имеются планшеты, магнитные доски и доски для рисования по формированию основ правил дорожного движения;

- плакаты по правилам дорожного движения;

- газеты по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, выполненные родителями совместно с детьми;

- игровые модули для конструирования и моделирования ситуаций;

- мульт- и фильмотеки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

- медиатека интерактивных игр по формированию основ правил дорожного движения;

- игровой набор «Дары Фрёбеля», посредством которого дети имеют возможность в игровой форме закрепить знаки и правила дорожного движения (выкладывают знаки, дорожную разметку).

Во всех возрастных группах организуются выставки «Семейная мастерская».

В работе с родителями использовались следующие формы: анкетирование, консультации, акции, круглые столы (в том числе с приглашением работника ГИБДД), выставки, выпуск электронной газеты и т.д.
В ходе круглого стола «Безопасность наших детей в наших руках» родители имели возможность обсудить с представителями ГИБДД волновавшие их вопросы по использованию детских автокресел и удерживающих устройств, световозвращающих элементов разного типа и другие.

Участие родителей в подготовке к выставкам поделок и рисунков способствовало расширению кругозора родителей, передаче опыта от старшего поколения младшему, а также сближению детско-родительских отношений.

Одной из форм просветительской работы среди родителей стал выпуск электронной газеты для педагогов и родителей «Зебрёнок», в тематических номерах которой размещались консультативные материалы, подобранные педагогами; статьи, составленные родителями воспитанников; публиковалась информация о проводимых в детском саду мероприятиях; анонсировались конкурсные мероприятия. В рамках обратной связи родители имели возможность выслать на электронный адрес детского сада, указанный в газете, свои пожелания по содержанию дальнейших выпусков, задать интересующие их вопросы. Ответы они получали либо в следующем выпуске газеты, либо в личном электронном письме.

Особую педагогическую ценность несли мероприятия, построенные в форме активного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Совместные мероприятия проводились в игровой форме не менее одного раза в квартал. Тренинговые занятия стали эффективным средством повышения компетентности родителей и отработки на практике умений организации совместной с детьми образовательной деятельности, направленной на формирование у дошкольников представлений о правилах дорожного движения.

Детский сад участвует в традиционной муниципальном конкурсе «Зелёный огонёк» и часто становится победителем во многих номинациях.

"Зелёный огонёк" в детском саду № 40
"Зелёный огонёк" в детском саду № 40

В 2014 году в рамках Всероссийской социальной кампании «Притормози» была проведена акция «Осторожно, водитель, ты же тоже родитель!», в которой воспитанники и педагоги выходили на улицы города с агитационными плакатами. Проводилось немало обучающих мероприятий, детских и творческих акций, раздача памяток и листовок и т. д.

Для родителей и воспитателей проводятся семинары - «Притормози», «Пристегни самое дорогое» (об актуальность использования автокресел для детей), в тематику родительских собраний постоянно включается обсуждение вопросов предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. При этом акцентируется внимание родителей на следующем:

- использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей;

- исключить возможность самостоятельного появления детей до 10 лет без сопровождения взрослого лица на проезжей части дороги;

- соблюдение детьми и подростками Правил дорожного движения при управлении вело и мототранспортом.

Участники акции "Осторожно, водитель, ты же тоже родитель!"
Участники акции "Осторожно, водитель, ты же тоже родитель!"

 

В детском саду комбинированного типа № 39 «Золотая рыбка» разработаны совместные проекты с детьми старших и подготовительных групп «Безопасное колесо», «Школа пешеходных наук». Проводилось много мероприятий, творческие конкурсы «Наш инспектор самый лучший», «Внимание, дорога!»; игры-тренинги, развлечения «Засветись и улыбнись», «В стране дорожных знаков»; конкурс среди педагогов детских садов по изготовлению методических пособий по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

В школе № 17 одной из эффективных форм работы стали совместные мероприятия начальных классов школы и подготовительных групп детского сада, проведение агитбригады воспитанниками детского сада № 40 «Веселинка» для учеников начальных классов.

Во время тематического месячника по профилактике ДДТТ «За безопасность дорожного движения» воспитатели и учителя начальных классов провели мероприятия по изучению правил дорожного движения: викторины, КВН «Знатоки правил дорожного движения»; экскурсии с юными инспекторами из школы № 17 по теме «Улицы нашего микрорайона»; соревнования «Красный, желтый, зелёный»; конкурсы для детей старшего дошкольного возраста «Так на дороге делать нельзя», «Я придумал новый дорожный знак» и другие.

Центральная детская библиотека тоже активно включилась в эту работу. Для дошкольников проводились беседы «Правила дорожные, они совсем несложные», «В гости к Зебре» «История дорожных знаков»; конкурсы «Дорожная грамота», «Твой приятель Светофор», конкурс юных чтецов «Это должен знать каждый!»; мероприятия «В гости к инспектору Пешеходову» с привлечением инспекторов ГИБДД.
Результаты такой совместной работы налицо: случаев дорожно-транспортного травматизма с участием наших воспитанников не было!


 

Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний и включает 5 этапов:

І этап - это уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог;

ІІ этап- расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта на улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД;

ІІІ этап- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения;

ІV этап – это формирование у детей чувства ответственности;

V этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля.

С дошкольниками организовываются разнообразные формы работы в совместной деятельности: наблюдения, непосредственно образовательную деятельность, игры-путешествия, квест- игры, викторины, КВН, ЛЭПбуки, чтение специальной литературы, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, игры–тренинги, праздники, развлечения, выпуск газет и листовок и др. Педагоги используют в своей работе инновационные методические средства обучения – ЛЭПбуки, «Ленты времени», которые способствуют более успешному закреплению и повторению материалов проектов.

  • Уголки по ПДД в группах детсада № 40.

  • Уголки по ПДД в группах детсада № 40.

  • Уголки по ПДД в группах детсада № 40.

  • Уголки по ПДД в группах детсада № 40.

  • Уголки по ПДД в группах детсада № 40.

Увлекательно и интересно пособие тем, что его делают совместно взрослые и дети. Роль педагога в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Педагог является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания пособия и помогает советом тогда, когда это необходимо.

ЛЭПбуки которые изготовили дети с педагогом, выглядят как интерактивные книжки, информация в которых представлена в виде открывающихся окошек и кармашков, вынимающихся и разворачивающихся листочков, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов и прочих забавных деталей.

Интерактивная тематическая книжка «Азбука юного пешехода» появилась в результате реализации познавательно-творческого проекта «Формула безопасности дорожного движения», разработанного на основе парциальной программы «Белгородоведение» для ДОО (содержательный блок «Мой дом, моя улица»). В любое удобное время дети могут открыть ЛЭПбук и с радостью повторить пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В наших маленьких книжках-раскладушках поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают о нём.

Очень эффективны практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт. При проведении целевых прогулок к остановке автобуса, к проезжей части дороги, по тротуарам, к стоянкам автомобилей педагоги обращают внимание детей на положительный пример со стороны взрослых и на некоторые нарушения со стороны водителей и пешеходов, формируя общественное сознание детей и желание повлиять своим положительным примером на поведение окружающих.

При проведении прогулки педагоги делают акцент на разные погодные условия, из – за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман).

Представления, полученные на целевых прогулках, закреплялись в процессе непосредственно образовательной деятельности: дети рисуют, выполняют аппликации, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации.

В группах организованы центры активности, в которых педагоги в соответствии с возрастом дошкольников подобрали игровые материалы и оборудование по теме «Правила дорожного движения»: макеты участков дороги, модели светофоров, дидактические и настольно-печатные игры, детскую литературу и многое другое.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×