Чтение – это наслаждение!

-
Статья
-
Статья
23 апреля отмечается Всемирный день книги и авторского права. Этот праздник провозглашён ЮНЕСКО в 1995 году, и по замыслу создателей одна из его целей – показать, что книги дарят наслаждение. Постоянные слушатели добровольного объединения школьников и их родителей«Орион» рассказывают книгах, от которых они получили удовольствие.
Джентльмен при джентльмене
Смешно читать только первую половину книги, потом – хочется рыдать и разорвать её в клочья. Это мнение не только наше, но ещё двух наших подружек и наших мам. Расскажем коротко об авторе и книге «Повнимательнее, Картер Джонс» (12+)
Гэри Шмидт – детский писатель и заодно профессор английского языка в Университете Кальвина. Или же, наоборот – профессор и детский писатель. Не можем ничего сказать о том, какой он профессор, но писатель – потрясающий.
Как написано в открытых источниках, он был проблемным учеником (его даже считали глупым) – и если бы не учитель, который обратил на него внимание, может, и школу бы не окончил. Его личная история с учителем стала основой для книги «Битвы по средам». Другие его детские произведения созданы под впечатлением рассказов пациентов, с которыми он познакомился во время лечения в онкологической клинике.
«Повнимательнее, Картер Джонс» – одна из тех историй, которая родилась в период лечения от рака. Интересно, что форзац книги совершенно не привлекает внимания. Как, в общем, и заурядная полосатая обложка не обещает ничего увлекательного. Но внутри – всё по‑другому.
Итак, что внутри?
В ужасный и суетный день начала школьных занятий, когда Картер и три его сестры сводят маму с ума, а такса то лает, то рыгает, на пороге дома появляется настоящий дворецкий. Только представьте: в Америке – дворецкий из Англии. Зачем‑то он пересёк Атлантический океан чтобы оказаться здесь, где выход в школу – это что‑то вроде чрезвычайно ситуации и эвакуации.
Когда недоразумения рассеиваются, то дети понимают, что дворецкий достался им по наследству от деда. Казалось бы, какая глупость – завещать своего дворецкого кому‑то. Но на самом деле дед завещал не самого дворецкого, а деньги на выплату ему жалованья за службу своей семье. А вот какой части семьи – это уже предстоит выбрать самому Дворецкому и свою позицию он обозначает так:
«Я – не няня, я – джентльмен при джентльмене».
Истинная суть этой фразы раскрывается постепенно: оказывается, что эту многодетную семью в момент отчаяния и горя бросил отец. И поэтому Дворецкий, имея возможность выбрать место свой службы, выбирает не бывшего главу семьи, а многодетное семейство, которое, несомненно, доставит ему хлопоты. Но ведь Дворецкий – джентельмен при джентельмене, а предатель – не джентельмен.
Дворецкий навязывает семье свои правила – что есть и пить, что читать и как писать сочинения. Но делает он это мягко, как и полагается служащему королевского двора.
«Если бы у него были длинные лапы, то он бы уже скрестил их», – говорит Дворецкий указывая на то, что таксу пора выгулять.
Дворецкий не достаёт детей нравоучениями и ни на чём настаивает. Но он говорит им: «Принимайте обдуманные решения и помните кто вы» – и в этом спрятаны требования к поведению и отношениям не только внутри семьи, но и в школе и с друзьями.
А ещё Дворецкий не отступает от своих правил даже в те моменты, когда дети явно бунтуют. Например так описан диалог Дворецкого и Картера о балете «Лебдиное озеро»:
— Отстой, – сказал я.
— Возможно, молодой господин Картер, вы поясните свою оценку более развёрнуто.
— Полный отстой, – сказал я.
— Должен ли я заключить, что искусство балета не находит отклика в вашем сердце?
— Полнейший отстой, – сказал я.
— Ни в уме, ни в сердце, – сказал он.
Не хочется перебивать вкус предстоящего чтения, поэтому не будем рассказывать весь сюжет книги. Но, думаем, что прочитав её, вы получите наслаждение и, держим пари, – ваше мнение не будет таким, как у Картера о «Лебедином озере»!
Доброта всегда уместна
Глубокая, трогательная и местами уморительная история о том, насколько близкими могут быть люди друг другу, и насколько важно хранить семью в своем сердце. В этой книге вымышлено всё, кроме любви к собственной семье.
Дэн Гемайнхарт – автор книги «Койот Санрайз» (16+). Его главная героиня – девочка 12 лет, которая живёт в автобусе со своим весьма странным и одновременно добрым папой. Девочка живёт под чужим именем, папа – тоже. Он не называет её дочерью, а она – не называет его папой. Причина тому – страшная семейная трагедия и настолько сильное желание забыть о ней, что они даже придумали себе новые имена и уехали из родного города. Всё это они сделали для того, чтобы память не бередить.

«Иногда боишься довериться людям, боишься так сильно, как будто ничего страшнее не бывает. Но знаете что? Ещё страшнее, неизмеримо страшнее справляться с чем‑то в одиночку», – этими словами главная героиня описывает свои чувства, когда она заговорила о своей тайне.
Своего отца Койот описывает так:
«Чокнутый и надломленный, безрассудный и прекрасный, человек, чей разум висит на волоске, но волосок этот – из закалённой стали, и Родео держится за остатки разума обеими руками и всеми фибрами души».
Путешествуя по Америке, Койот и Родео сталкиваются с попутчиками, каждого из которых определённые обстоятельства заставили покинуть родной дом. Вообще‑то подсаживающимся в автобус «попутчикам» на самом деле не по пути, но Родео соглашается менять свои планы и помогать людям. «Доброта всегда уместна», – говорит он, принимая решения. С одним из попутчиков у Койот происходит разговор о том, почему люди любят друг друга. И вот что говорит девочка:
«Я люблю Родео, потому что если я завтра плюну ему в лицо, и выкину в окно все его любимые книжки, и обзову его самыми плохими словами, которые только смогу вспомнить, он не перестанет меня любить. Ни чуточку. – […] – Я люблю Родео, потому что в самый страшный день моей жизни он обнял меня, прижал к себе и не отпускал целую вечность, – я попыталась сглотнуть ком в горле, но как‑то не получалось, я продолжила скрипучим шепотом. – Я люблю Родео потому что, если бы я не любила его, он бы погиб».
В течение книги Койот делает немало признаний о дружбе, семье, взаимовыручке – и слова этой девочки заставляют о многом задуматься. Удивительно, но автор смог эту грустную книгу разбавить шутками – в моменты, когда сердце начинает вырываться из груди, всегда случалось что‑то, что заставляло хохотать и вытирать слёзы веселья.
Дэн Гемайнхарт написал эту книгу, когда пережил внутреннюю тревогу о своих дочерях и жене. В этой книге вымышлено всё, кроме любви к собственной семье. И каждое слово героев книги – это чувства автора к ним.
Болезнь сковала тело, но не разум
Трогательная и грустная книга о феноменальной девочке, запертой внутри себя страшной болезнью. Книга Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим» (12+) – об учителях, врачах, детях и самое главное – о материнской любви.
«Конечно, учителя у нас были хорошие – за парой исключений, но все равно, они же не обладают, как Супермен, «рентгеновским» зрением и не могут видеть, что творится у меня в голове. […] У нас нет отстающих и не «звёзд». Из года в год нас учат одному и тому же, мы даже сидим в оном и том же кабинете, только учителя меняются», – так главная героиня книги описывает своё присутствие в школе. Она надеялась, что ей там будет весело и интересно, но школа разочаровала её.
Мелоди – уникальный ребёнок: у неё фотографическая память, а звуки для неё имеют вкус и цвет. Она помнит всё, что видела и слышала за одиннадцать лет своей жизни и она умнее всех в школе. Но, как она говорит, учителя не Супермены, они не догадываются об этом.
Однажды у девочки появилась возможность выражать свои мысли – она узнала, что существует «Медитолкер», и научилась обращаться с ним. С помощью этой штуки она, подобно Стивену Хокингу, начала говорить и стала как все здоровые дети. Ну или почти как все.
Когда в школе объявили конкурс вундеркиндов, то Мелоди принияла участие в нём – и выиграла! Впоследствии конкурс и подготовка к нему захватывают Мелоди и она приводит к победе свою команду. Казалось бы, Мелоди заслуживает лучшей жизни и признания от своих друзей – но они уезжают в Вашингтон без неё…
И хотя конец книги нельзя назвать счастливым, её все равно надо прочесть и прожить эту непростую жизнь девочки, которая не теряет оптимизма. Её стоит прочитать подросткам, чтобы учиться видеть хорошее в «иных людях» и почувствовать, как сильно они не хотят быть «иными».
Её стоит прочесть родителям, чтобы увидеть истинную материнскую любовь и услышать, как дети мечтают быть любимыми и понятыми. Вне возраста, здоровья и возможностей – все дети хотят одного, о чем и рассказывает Мелоди.
Это одна из немногих книг, на которую можно не ставить возрастных ограничений рекомендовать её всем – от 9 до 99 лет.

Что бы ещё прочитать?
Мы составили список книг, для которых действует правило «чтение = наслаждение».
Вот наш список – мы все перечисленные книги прочли и зуб даём, что они стоят вашего времени и внимания.
Сара Пенипакер, «Пакс» и «Пакс. Возвращение домой» (6+)
Ульф Старк, «Чудаки и зануды» (12+)
Энн Файн, «Дневник кота-убийцы» (6+)
Нина Дашевская, «Ирка рисует в скечбуке» (12+), «День числа Пи» (12+)
Аннет Схап, «Лампёшка» (6+)
Сильвия Хайнляйн, «Встречи по средам» (6+)
Гэри Шмидт, «Пока Нормально» (12+), «Битвы по средам» (12+)
Роб Буйе, «Всё из‑за мистера Террапта» (12+)
Пи. Дж. Паласио, «Чудо» (12+)
Али Бенджамин, «Доклад о медузах» (12+)
Анна Красильщик, «Давай поедем в Уналашку» (6+)
Николас Гэннон, «Приключений не предвидится» (12+)
Мария Гриппе, «Навозный жук летает в сумерках» (12+)
Лиза Томпсон, «Стёртый» (12+), «Мальчик золотая рыбка» (12+), «Банка со светляками» (12+)
Над материалом работали:
Софья Бородина, ученица 5 класса, член литературного клуба «Орион»
Амирахон Таирова, ученица 3 класса, член литературного клуба «Орион»
Екатерина Жернова, руководитель литературного клуба «Орион»