Король музыкальных инструментов
Семь интересных фактов о белгородском органе
Ребята, наверняка кто‑то из вас в декабре отмечает день рождения. Снежок, морозец, подарки, а потом ещё подарки – уже на Новый год. День рождения в декабре – двойной праздник. А мы недавно познакомились кое с кем, кто тоже отмечает день рождения в первый месяц зимы, – оргАном Белгородской государственной филармонии. «Почему кое с кем? – спросите вы. – Орган ведь неодушевлённый!» Да, но часто его сравнивают с человеческим телом по строению. А ещё нередко называют королём музыкальных инструментов.
Родом из Германии
День рождения белгородского органа отмечают два дня – 15 и 16 декабря. «Родился» наш орган далеко – в немецком городе Баутцен. Там его изготовили специально по заказу из Белгорода: собрали полностью, построили, проверили, а затем… разобрали обратно. После этого орган через всю Европу в нескольких фургонах привезли к нам. И тут снова собрали, как конструктор.
Один из крупных в России
Белгородский орган – один из самых больших своих братьев в России, но не самый крупный среди тех, что есть в мире. Он весит 10 тонн (вы же помните, в одной тонне целых 1000 кг!), его высота – 15 метров. А ещё орган — четырёхэтажный и внутри него больше трёх тысяч труб.
С зеркалом заднего вида
Орган – один из самых сложных музыкальных инструментов. Игровой пульт органиста – его называют по‑немецки шпильтиш – сравнивают с пультом управления самолёта или поезда. Здесь огромное количество всевозможных рычагов, кнопок, педалей, лампочек, есть свой бортовой компьютер и даже зеркало заднего вида, как в автомобиле. Оно нужно для того, чтобы поддерживать контакт с музыкантами на сцене, выступающими в ансамбле с органом.
Куда ступает нога органиста
У белгородского органа две клавиатуры для игры руками. Их ещё называют мануалами. Но это далеко не предел, потому что у самых больших органов в мире – в Америке и в Австралии – до семи клавиатур. И расположены они одна над другой. Есть у органа ещё одна особенная клавиатура. На ней играют ногами и называют её педальной. 32 клавиши на ней расположены по тому же принципу, что и на ручной, или фортепианной клавиатуре. Только она значительно больше по размеру для того, чтобы на каждую клавишу могла поместиться нога органиста.
Ботинки с секретом
Чтобы ловко справляться с техническими сложностями во время игры, органисту нужна специальная обувь — так называемый органный ботинок. Он сделан из тонкой кожи и плотно облегает ногу. Подошва такой обуви позволяет музыканту чувствовать клавиатуру во время игры, а небольшой каблучок — исполнять несколько звуков одновременно.
Главное богатство органа – его регистр. Так называют каждый ряд его труб с определённым тембром. Включают или выключают регистр регистровые кнопки, которые находятся справа или слева от исполнителя. Названия этих кнопок знакомы многим: флейты, гобои, труба. Именно поэтому орган и называют королём музыкальных инструментов.
Жизнь органа
По своему строению орган напоминает человеческое тело. У него есть «мозг» – это его компьютер. «Лёгкие» органа – это меха, где под давлением находится воздух. А «сердце» органа – под сценой. Это электромотор. Под большим давлением он подаёт воздух по воздушному каналу к трём тысячам труб. Мотор органа «спрятан» в специально обустроенной звукоизоляционной камере, поэтому зрители в зале не слышат никаких посторонних шумов. Для долгой жизни органа необходимы постоянные показатели: 20 градусов тепла и 60 % влажности. Их поддерживает специальная система климат-контроля.
А фасад светится!
Ещё одна особенность именно белгородского органа – уникальная подсветка фасада, то есть передней части инструмента. Осветительные приборы расположены на сцене и по бокам зала. А управляют ими из светоаппаратной. Для каждого отдельного произведения, которое будет играть, органист вместе со светооператором разрабатывают специальный документ, где записывают, как оформят концертные номера, – световую партитуру.
Хотите узнать ещё больше об органе (а главное – услышать, как он звучит!) – смотрите видеоурок «Тайны Белгородского органа».