Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:07, 03 сентября 2015
 Анастасия Ченцова, ученица белгородской школы № 19 1357

Сапёры всегда шли впереди

Сапёры всегда шли впереди Рисунок Александры Соломиной
  • Анастасия Ченцова, ученица белгородской школы № 19
  • Статья
  • Анастасия Ченцова, ученица белгородской школы № 19
  • Статья

В Великой Отечественной войне участвовали мои прадедушка и прабабушка. Они ушли из жизни ещё до моего рождения. О них я знаю по рассказам родителей, бабушки и фотографиям.

Мой прадедушка Иван Семёнович Берлизев (он родился 23 февраля 1919 года)  был призван в армию в 1938 году и служил в 157-м отдельном сапёрном батальоне, участвовал в боях на реке Халхин-Гол. А затем началась Великая Отечественная война, и он попал на фронт. Прадедушка был командиром сапёрного отделения в составе 13-го отдельного сапёрного батальона. Все эти годы были для сапёров тяжёлыми и связанными с постоянным риском для жизни.

За разминирование стратегически важных объектов прадед был награждён орденом Славы третьей степени. Он спас жизни многим людям. Но для него война не закончилась 9 мая 1945 года, солдатам его профессии пришлось ещё долго трудиться, очищая нашу землю от страшных свидетельств войны. А потом началась война с Японией. Их батальон был переброшен на Дальний Восток.

Вражеские солдаты хорошо подготовились к встрече наших войск, заминированными оказались большие районы, и это задерживало продвижение Советской армии. Сапёрные батальоны шли впереди танковых бригад и разминировали для них дороги.

Прадедушка прошёл всю Японскую войну и был награждён медалью «За победу над Японией». Домой он вернулся только в конце 1946 года. Бабушка вспоминает, что пришёл он домой совсем седой, хотя без ранений и контузий.

Прабабушка Ольга Логвиновна Берлизева всю войну работала в тылу, рыла окопы, участвовала в строительстве оборонительных сооружений и растила детей. Она была ветераном войны и труда.

Держа в руках награды прадедушки, я представлял, какой ценой они были завоёваны, сколько пота и крови за них пролито. Думаю, что мы, их потомки, всегда должны помнить и бережно хранить о них память. Я горжусь тем, что у меня были такие прадедушка и прабабушка.

Максим Беседин, 12 лет, пос. Троицкий Губкинского городского округа

Судьба переводчицы

После начала советского наступления под Сталинградом озлобленные оккупанты провели в Ивне новую волну карательных акций. В райцентре и во всех сёлах района были проведены массовые аресты. В Ивню согнали, по разным данным, от 300 до 600 мирных жителей. Их содержали в подвалах полицейского управления (ныне это здание редакции районной газеты «Родина») и в сараях в течение 12 суток. Прибывшая из Курска гестаповская комиссия с помощью местных полицаев проводила среди них отбор и составляла списки подлежащих расстрелу. Из числа арестованных в этот период было расстреляно 43 человека – главным образом партийные и советские активисты и члены их семей. Расстрелы проводились в урочище Красненьком, на восточном берегу малого ивнянского пруда. Ныне там установлен памятный знак. Всего за период оккупации Ивнянского района гитлеровцы и их прислужники повесили, расстреляли и замучили 165 наших земляков. Более 30 из них были жителями районного центра.

Многих арестованных спасла от расстрела жительница села Самарино Екатерина Карташова-Вагнер. Немка по происхождению, она служила переводчицей при местной оккупационной комендатуре и иной раз могла убедить немецкое начальство отпустить арестованных людей под своё поручительство.

Во время войны она жила в селе Самарино Ивнянского района. Немцы пришли в село в  1943 году.   Они ходили по домам и просили еду. Пришли и к Екатерине Васильевне. Говорили на ломаном русском языке с немецкими словами, и она стала с ними говорить на немецком языке. Эти солдаты доложили своему командиру, что в селе живёт немка. Комендант предложил ей стать  переводчицей. Так как его подчинённые находились в нескольких сёлах, Екатерине Васильевне приходилось ездить с ним. Она, как могла, защищала своих земляков, просила за них. Ни одного человека не угнали в Германию, никого не расстреляли. А однажды, рискуя своей жизнью, она выкрала в комендатуре списки коммунистов и комсомольцев.

Когда пришла русская армия, её арестовали и посадили в тюрьму, считая, что она помогала немцам. Но люди, которые её знали, стали писать, что её арест несправедлив, и просили освободить Екатерину Васильевну, ибо помнили её доброту и заботу о них. Девять месяцев ей пришлось провести  в тюрьме, но потом её отпустили, потому что не нашли доказательств её предательства.

Вот такая судьба была у моей прапрабабушки Екатерины Васильевны Карташовой!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×