Второй хлеб
В череде кулинарных праздников есть день, посвящённый, пожалуй, самому популярному продукту в России – картошке. Недаром этот овощ в нашей стране называют «вторым хлебом»
С клумбы – на огород
День картофеля в России отмечается 26 августа, потому что именно 26 августа 1770 года в очередном выпуске журнала «Труды Императорского Вольного экономического общества» впервые была опубликована научная статья учёного-агронома Андрея Болотова «Примечания о картофеле». Именно он назвал этот странный для России тех лет овощ «картофелем» и рассказал, как нужно его правильно выращивать и готовить.
Несмотря на то, что картофель к тому времени для нашей страны уже не был диковинкой, многие люди не знали о его пищевой ценности и о том, какие части этого растения нужно есть. Ведь поначалу многие люди выращивали новое растение на клумбах, как цветы, и не пронимали, что самая ценная и вкусная его часть – это корнеплоды. Агроному Болотову пришлось проделать большую просветительскую работу, чтобы убедить не только высший свет, но даже своих крепостных крестьян в том, что место картофеля – не клумбы, а огороды!
Многие считают картошку исконно русской едой, родина этого продукта – Южная Америка. Оттуда путешественники привезли его в Европу. А в России картофель оказался благодаря царю Петру Первому.
А как картошка попала на столы жителей Белгородского края? Об этом рассказывает известный белгородский журналист, писатель и краевед Борис Осыков.
«Земляные яблоки»
В роскошный петербургский дворец графа Бориса Петровича Шереметева из дальних Нидерландов прибыл заснеженный экипаж. И посланец Петра Первого бережно вручил графу заграничный подарок – завидный знак внимания молодого царя к заслуженному полководцу. Только дар оказался каким‑то странным: пышным дорогим мехом был тщательно обёрнут простой холщовый мешок. А в нём незнакомые плоды – серые невзрачные клубни, похожие на «земляные» яблоки. Граф осторожно надкусил один из них и тут же сплюнул…
Так в России впервые встретили «земляные яблоки» — картофель. Дарёные царём клубни отправились в кладовую, где вскоре погибли от зимнего холода. А ведь они предназначались для посева в щедрую землю белгородской вотчины графа.
Екатерина Вторая продолжила многие начинания Петра Первого. Не забыла и про «земляные яблоки». В 1765 году она купила в Германии и Англии почти полтысячи пудов картофельных клубней и отдала распоряжение разослать их в российские губернии, в том числе и в нашу Белгородскую. Горе-исполнители отправили картофель на простых подводах в деревянных бочках — и это в суровые зимние морозы! Конечно же, почти все клубни погибли. Однако императрица отдала новое распоряжение: закупить картофель в Европе сразу на 500 серебряных рублей. И снова «диковинные» клубни отправили в губернии, в Белгородскую попала целая тысяча. Все они были высажены и принесли первый урожай.
Однако крестьяне ещё долго испытывали страх перед неизвестным растением и не хотели его выращивать. В народе картофель прозвали «чёртовым яблоком», и есть его считалось большим грехом. В середине XIX века по России даже прокатилась волна картофельных бунтов, потому что крестьян заставляли сокращать площади посевов зерновых культур и больше земель отдавать под картошку. С годами ситуация так разительно переменилась, что картошка получила настоящее всенародное признание.
С 1865 по 1913 год её посевы на землях Белогорья увеличились в восемь (!) раз. Картофель уверенно шагнул с огородных полосок в простор полей. Урожайность его стала расти. В 1896 году в Белгородском, Корочанском и Новооскольском уездах собрали более чем по два с половиной миллиона пудов картофеля в каждом. Картошка стала самой настоящей «русской едой», и невозможно сосчитать, сколько раз этот воистину второй хлеб спасал наших людей от голодной смерти при неурожаях.