Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:00, 24 ноября 2025
 Галина Половина, заведующая  сектором живописи,  скульптуры, ДПИ отдела хранения и  экспозиционно-выставочной работы Белгородского государственного художественного музея 85

Герои были, есть и будут…

Герои были, есть и будут… Фото: Пётр Жигимонт. Под Сталинградом. 1983 г. Холст, масло. 140х250
  • Галина Половина, заведующая  сектором живописи,  скульптуры, ДПИ отдела хранения и  экспозиционно-выставочной работы Белгородского государственного художественного музея
  • Статья
  • Галина Половина, заведующая  сектором живописи,  скульптуры, ДПИ отдела хранения и  экспозиционно-выставочной работы Белгородского государственного художественного музея
  • Статья

В выставочном зале Белгородского государственного художественного музея проходит выставка «Крепость духа»

Экспозиция организована в рамках одноименного проекта, который подготовлен Белгородской местной организацией всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, а также Белгородским художественным музеем.

Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Его основу составляют две выставки. И, несмотря на то, что выставка «Несломленнные» посвящена современным событиям и современным героям ХХI века, а выставка «Крепость духа» из фондов музея представлена произведениями ХХ века, их объединяет общая идея – отразить духовные скрепы русских людей!

Выставка, сформированная из собрания Белгородского художественного музея, тематически трактована широко и многопланово. В экспозицию вошли 46 произведений живописи, графики и сценографии выдающихся отечественных мастеров ХХ века: народных художников СССР и РФ братьев Алексея и Сергея Ткачёвых, Алексея Михайлова, Владимира Переяславца, Николая Соломина, Евгения Щеглова, Алексея Пахомова, Альбины Акритас, белгородцев Ильи Хегая, Александра Мамонтова, Марата Парахненко, Ггигория Гритчина, Василия Казака, Евгения Поленова и других.

Экспонируемые произведения в реалистических традициях отечественной художественной школы ХХ века воспевают лучшие качества русского национального характера: беспримерную храбрость, решительность, широту и удаль.
 

Герои были, есть и будут… - Изображение Фото: Губин Виктор Семёнович Воин Захарий. 20 в. Холст, масло. 120х74

Несколько произведений на экспозиции посвящены священникам и православным храмам, как образам веры и незыблемости духовной силы русского человека в произведениях Николая Соломина, Григория Гритчина, Владимира Соколинского, Геннадия Кудрявцева, Иосифа Бобенчика, Виктора Березина

«Портрет заслуженного художника России протоиерея отца Стефана» написан в 2007 году воронежским мастером, заслуженным художником РФ Евгением Щегловым. На полотне изображён пожилой седобородый священник Русской православной церкви с проницательным взглядом в процессе написания картины – заслуженный художник России и почётный гражданин города Борисоглебска в Воронежской области Стефан Михайлович Домусчи, протоиерей, много лет служивший настоятелем Знаменского храма, который сам лично расписывал.

Картина «В Кондопоге» (1960) ленинградского живописца Алексея Еремина по всей видимости создана в одну из первых поездок художника в Карелию. Написанная энергично сочным широким свободным мазком, она изображает главную достопримечательность города – Успенскую шатровую деревянную церковь, построенную в 1774 году, к сожалению полностью сгоревшую 10 августа 2018 года. Решение об ее восстановлении уже принято.

Герои были, есть и будут… - Изображение Фото: Алексей Еремин. В Кондопоге. 1960-е гг. в. Холст, масло. 90х100

На экспозиции представлены две работы братьев Алексея и Сергея Ткачёвых – классиков советского искусства, являвшихся редким примером многолетнего плодотворного творческого тандема в искусстве. В центре их внимания всегда была русская деревня, жизнь которой они хорошо знали, так как родились в с. Чугуновка, Брянской области. Всё своё творчество они посвятили людям русской деревни, её неспешной, размеренной повседневной жизни с нехитрым крестьянским бытом, работой на земле, с хлопотами, заботами и маленькими радостями.

Жизнерадостные деревенские мотивы, наполненные ярким солнечным светом, цветными тенями, яркими рефлексами стали не только характерными чертами живописной манеры братьев Ткачёвых, но и снискали им славу «советских импрессионистов». Творчество народных художников СССР Сергея Петровича (1922–2022) и Алексея Петровича (1925–2025) Ткачёвых достаточно ёмко и многопланово представлено в фондовом собрании музея (44 единиц хранения). 

Герои были, есть и будут… - Изображение Фото: Алексей и Сергей Ткачёвы. Косцы. 1990 г. Холст, масло. 120х144

Одна работа на выставке – «Косцы» – отражает мирную жизнь селян, вторая — «Пришёл солдат с войны» — отсылает к послевоенному времени. В центре картины на фоне необъятных зеленых просторов возвышается монументальная фигура бывшего солдата, пришедшего с фронта искалеченным, его сынишка трогательно приник к отцу. Символичен жест трёх рук, сжимающих рукоять косы, этот жест воспринимается как передача трудовой эстафеты, ведь именно мальчишке придется работать на земле, которую освобождал его отец. 

Тема Великой Отечественной войны занимает значительное место в обширном художественном наследии братьев Алексея и Сергея Ткачёвых (трое сыновей из семьи Ткачёвых воевали, среди них был и Сергей), но обратились они к ней спустя почти 40 лет со дня Победы, уже в зрелом возрасте. И это как раз тот случай, когда художники, пережившие войну, не стремились осмысливать её по свежим следам и отражать в образах событийных, несмотря на давнее желание рассказать о суровых годах Великой Отечественной. Слишком большую ответственность чувствовали живописцы уже в самом обращении к этой теме. Было ясно, что решать её нужно новыми художественно-образными средствами. 

И только много позднее, десятилетия спустя, пережитое в военное лихолетье плотно входит в их творчество. Художники обращаются к более опосредованному метафорическому раскрытию темы войны через воспоминания и раздумья о ней с позиции прошедших лет. Общеизвестный факт, что многие участники Великой Отечественной не любили вспоминать свое фронтовое прошлое, а тем более говорить о нем, слишком тяжелы были эти разговоры. Вот и Ткачёвым понадобилось не одно десятилетие, чтобы вернуться к событиям войны и послевоенного времени. 
 

Герои были, есть и будут… - Изображение Фото: Алексей и Сергей Ткачёвы. Приш`л солдат с войны. 1983-1987 гг. Холст, масло. 169х197

На экспозиции представлено несколько произведений мастеров Студии военных художников имени М. Б. Грекова, среди них и крупноформатное полотно Владимира Переяславца «Испытатель Герой Советского Союза полковник Романенко И. Г.». В этой профессии нужно действительно иметь и мужество, и смелость и крепость духа. На картине советский лётчик-истребитель и военачальник, участник советско-финской, Великой Отечественной и советско-японской войн, Герой Советского Союза (21.04.1940), генерал-лейтенант авиации (25.05.1959) изображён в прыжке с парашютом, в сложном ракурсе и колорите. 

Герои были, есть и будут… - Изображение Фото: Владимир Переяславец. Испытатель Герой Советского Союза полковник Романенко В. Г. 20 в. Холст, масло. 130х200

Полотно «Песнь Белогорья», созданное белгородскими авторами, заслуженными художниками России Александром Мамонтовым и Маратом Парахненко, отражает фольклор нашего региона, олицетворяет мощь народной духовной культуры, передающей из поколения в поколение не только устное народное творчество, но и обряды, песни и другие явления народного быта.

Картина Отари Шиукашвили «Однополчане» показывает суровое мужское братство мужественных людей, положивших свою молодость на защиту Родины. Они и сейчас, собравшись в День Победы 20 лет спустя (картина написана в 1960-е гг.), стоят плечом к плечу, с горечью вспоминая своих однополчан не вернувшихся с войны.

Герои были, есть и будут… - Изображение Фото: Отари Шиукашвили. Однополчане. 1968 г. Холст, масло. 118х158

Несмотря на то, что на выставке немало работ на сюжеты мирной тематики, большую часть экспозиции занимают полотна, полные драматизма, напрямую или ассоциативно отсылающие к эпизодам Великой Отечественной войны и героического прошлого России. Недаром самый крупный тематический блок в живописном разделе посвящён мужеству, несгибаемости характера и силе духа русских людей, в суровый час выступавших на защиту своей земли. Афиша и эскиз декорации к пьесе Константина Симонова «Русские люди», исполненные заслуженным художником РСФСР, белгородцем Григорием Гритчиным звучат своего рода эпиграфом этого раздела.

 

Герои были, есть и будут… - Изображение Фото: Григорий Гритчин. Афиша к спектаклю "Русские люди" К.Симонова. 1984 г. Бумага, фанера, темпера. 70х100

Бывший фронтовик с 1965-го по 1967-й год работал главным художником в областном драматическом театре им. М. С. Щепкина, а после ухода из театра оформлял разовые постановки. На его счету более 30 спектаклей. Григорий Иванович, прошедший войну, неоднократно и очень проникновенно обращался к этой теме и в театре («Русские люди», «А зори здесь тихие»), и в станковой живописи («На защиту Родины», «Танковое сражение под Белгородом» и др.).

Герои были, есть и будут… - Изображение Фото: Григорий Гритчин. На защиту Родины. 1992-1993 гг. Двп, темпера. 102х67

Пётр Жигимонт – художник старшего поколения «грековцев» – с юных лет работал и учился, в 1934–1937 годах в Харьковском государственном художественном институте, (окончил его экстерном в 1950 году), в 1937–1939 годах – в Ленинградском институте живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина. Затем была армейская служба, война, ранение, госпиталь и снова фронт. Художником-баталистом Петра Ивановича сделала сама жизнь, а искренность и правдивость, как основа художественного видения мира, стали главными в его живописи. Главной и неисчерпаемой темой в его художественной биографии на протяжении 40 лет были события Великой Отечественной войны. 

В коллективе «грековцев» Пётр Жигимонт стал одним из ведущих мастеров панорамно-диорамного искусства. За создание диорамы «Форсирование Днепра войсками Советской Армии» в 1949 году был удостоен Государственной премии СССР, за участие в восстановлении панорамы Франца Рубо «Бородинская битва» – золотой медали им. М. Б. Грекова. В составе авторского коллектива создавал первую советскую панораму «Сталинградская битва» (1950).

Тема Сталинграда, глубоко войдя в сердце и творчество художника, нашла свое отражение и в музейном крупноформатном полотне, написанном в 1983 году, тридцать лет спустя после окончания работы над панорамой.

Картина «Под Сталинградом» написана в лучших традициях «грековцев» старшего поколения. Жигимонт в работе достигает поразительного драматизма в изображении одного из самых ожесточённых сражений. Художник, не акцентируя батальные сцены, в тоже время показывает и напряжённый момент боя на дальнем плане, и затишье между поединками с врагом на переднем, где санитарка оказывает медицинскую помощь раненым, которых она вынесла с поля боя.

Страдание героев, их терпение – символ мужества и стойкости советских солдат. Склон холма, словно прикрывающий наших воинов, является смысловой доминантой работы – будто сама родная земля оберегает наших бойцов. Колористический строй полотна, решенный в приглушенной палитре неброских охристых оттенков пожухлой и выжженной травы, усиливает эмоционально-образный строй картины. В кажущейся сдержанности выразительных средств заключена большая сила эмоционального воздействия.

Пластической выразительностью и ассоциативностью выделяется на экспозиции работа «Ожидание» старооскольского живописца Ильи Хегая. Творчество художника объединяет желание создать символически обобщённый и в то же время легко узнаваемый, земной, реальный образ, заключающий такие значительные для нас понятия, как надежда, любовь, сострадание… Экспонируемое полотно призывает зрителя к размышлениям, побуждает воображать, вспоминать и домысливать. Что или кого ждёт одинокая пожилая женщина? Мужа? Детей? О чём грустит она? О прошлом, будущем? Почему так полно скорби её лицо?

Герои были, есть и будут… - Изображение Фото: Илья Хегай. Ожидание. 1985 г. Холст, масло. 165х110

Произведение ещё одного художника-баталиста, представителя более молодого поколения «грековцев», заслуженного художника РСФСР Алексея Михайлова «Горький хлеб», написанное в 1981 году по юношеским впечатлениям, посвящено событиям первого года войны, когда автору было 15 лет, и он ещё не был призван на фронт. 

Лето 1941 года… Первые месяцы войны, отходят наши части, горят золотые пшеничные поля, на горизонте, почти закрывая небо, вздымаются черные клубы дыма. Оставшиеся в деревнях старики и дети не могут спасти богатый урожай. В картине Алексея Михайлова с максимальным драматизмом показаны переживания, неподдельное горе крестьянина, вынужденного перед угрозой пожара отставить плуг в сторону. Контраст огромного горящего поля и человека, его хозяина, с испуганно прильнувшей к нему внучкой – усиливает драматизм происходящего. Поза старика, стоящего спиной к зрителю, вся его монументальная фигура, возвышающаяся над полем, выражает несгибаемость характера и крепость духа. При минимальном арсенале живописно-пластических средств (обобщенный рисунок, сдержанный колорит) художник добивается необыкновенной выразительной силы. 
 

Герои были, есть и будут… - Изображение Фото: Алексей Михайлов. Горький хлеб. 1981 г. Холст, масло. 118х188

Четыре эскиза декораций белгородского сценографа Нины Мельниковой к спектаклю «Ярослав Мудрый» по пьесе Ивана Кочерги отсылают к далекому прошлому России и посвящены образу великого киевского князя Ярослава Мудрого. Решённые композиционно и колористически экспрессивно, они, как и пьеса, исследуют его личность, внутренние конфликты и поиски истинной мудрости и смысла жизни. 

Сюжеты мирной тематики на выставке представлены главным образом в графических произведениях. И здесь черты национального русского характера отражены не только в образах воинов, но и в жизни простых русских людей, обитателей городов, сёл. Работы Германа Мазурина, Ирина Воробьёвой, Альбины Акритас и других с мотивами мирной повседневной жизни людей повествуют об их трудовых и спортивных подвигах, для достижения которых характер и крепость духа одни из важных составляющих успеха. 

Выставка, экспонируя яркие события и героев прошлого и настоящего, направлена на патриотические и гуманистические идеалы.

Галина Половина, заведующая сектором живописи, скульптуры, ДПИ отдела хранения и экспозиционно-выставочной работы Белгородского государственного художественного музея
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×