Большое приключение юных геологов
Побывать на Полярном Урале и насладиться красотой его необыкновенной природы. Жить в палатках, изучая горные породы под руководством опытных специалистов, учиться ориентироваться на местности и работать с геологическими инструментами… Такая удивительная возможность появилась у ученика Шуховского лицея г. Белгорода Ивана Семыкина и ещё нескольких белгородцев.
Полярный Круг и мамонты
До этой поездки Иван уже дважды был на Ямале на обучении.
«Любая возможность поехать туда – теперь для меня праздник. Поэтому, когда получил приглашение поучаствовать в экспедиции, ни минуты не раздумывал и тут же согласился! Тем более что это уникальный опыт», – рассказывает школьник.
Проект «Юные геологи» запустили в 2022 году в рамках тематического года экологии. Он направлен на популяризацию профессий геолога и эколога. Начиналось всё с летней полевой геологической школы вблизи Салехарда. Но постепенно проект набирает обороты. В этом году его участниками стали 50 ребят от 15 до 17 лет. Это ямальские активисты Движения Первых и 10 белгородцев, получившие приглашение от губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова.
Путешествие началось с экскурсионной программы по Салехарду. Ребята побывали на набережной Оби у знаменитой статуи мамонта Мити и в музее, посвящённом истории Ямало-Ненецкого автономного округа и роли его первого губернатора Юрия Неёлова, а ещё увидели памятник-маяк отрядам Великой Северной экспедиции, пересекли Полярный Круг. Для них провели увлекательную экскурсию в окружном архиве. Познавательным стало и посещение музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского, где можно увидеть знаменитого мамонтёнка Любу. В 2007 году его обнаружил на Ямале оленевод Юрий Худи. Находка имела уникальность сохранность. У мамонтёнка, жившего более 42 тысяч лет назад, сохранились кожный покров, хобот и все остальные части тела.
Дорога с препятствиями
После интересных экскурсий начался непростой путь к лагерю. Туда юные геологи добирались на автобусах, пароме и поезде. Конечный участок пути надо было преодолеть пешком.
«Пройти около семи километров через горные массивы не всем было легко. Были и заболоченные места, и участки с зарослями карликовых ив и берёз… Непростой ландшафт. Моя подготовка позволила справиться со всеми этими трудностями – я занимался спортивным ориентированием, преодолевал туристические маршруты. Мальчики помогали девочкам нести рюкзаки. С нами находились опытные гиды. В итоге до лагеря добрались все. И уже с этого перехода началась обучающая программа. Мы делали остановки, записывали какие‑то моменты в полевые дневники, которые нас научили правильно оформлять», – вспоминает Иван.
Это интересно!
Теория и полевые работы
Ребята жили в палатках по 2–3 человека. В лагере оборудовали полевую кухню. Юные геологи побывали на увлекательных лекциях об истории Полярного Урала, о его растительном и животном мире, об организации особо охраняемых природных территорий, ювелирных камнях и многом другом. Насыщенные теоретические занятия сочетались с захватывающими полевыми выходами. Школьников снарядили геологическими молотками, кирочками и кувалдами. Они изучали геологические пласты, отбирали образцы горных пород, которые в дальнейшем подробно исследовали в камеральной лаборатории, обустроенной в лагере.
Один из дней посвятили мерзлотоведению. Ребята ходили к снежникам и ледникам.
«Мы беседовали с геологами о морфологии ледников, о горных породах, которые есть под ними, и их изменениях под воздействием, о моренах (так называют геологические отложения, созданные ледником) и многом другом», – рассказал Иван.
В зоне внимания юных геологов оказались нефрит, пирит, серпентинит. Помимо лекций и практических занятий, для ребят организовали просмотр фильма «Территория», который вышел в 2014-м году и рассказывает об открытии грандиозного месторождения золота на Крайнем Северо-Востоке СССР. Интересно, что предыдущая версия киноленты 1978 года снималась как раз‑таки на Полярном Урале.

Насыщенным был и последний день экспедиции. Школьники с гидами преодолели перевал. Начавшийся дождь стал проверкой на прочность. Но возвращались ребята довольные и счастливые.
Участники проекта всерьёз задумались о том, чтобы связать свою жизнь с геологией.
«Я увлечён историей. Думаю связать своё будущее с ней. Но географию тоже люблю с самого детства. Такие экспедиции важны для всестороннего развития. А ещё мне было интересно узнать об истории открытия и освоения месторождений полезных ископаемых. Я был на Ямале весной и осенью 2024 года. Вместе с этой поездкой я прожил там уже полгода. В одной прекрасной песне поётся: «На холодном Ямале/ На Полярном Урале,/ Если вы не бывали – приезжайте скорей./Вы не бойтесь метелей/ Вас в морозы согреют/ Очень тёплые души северных людей!» Это действительно так. Там чудесные люди. И у меня появилось много друзей», – отмечает Иван Семыкин.
Анна Черкашина