Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 26 июля 2025
 322

Загадки Леонардо в День загадывания загадок

26 июля отмечается День загадывания загадок. Это актуально сегодня? Или загадки теряют актуальность? Многие считают, что загадки — это что‑то из разряда детского, что они придуманы для развлечения и что от них мало пользы, а о глубоком смысле даже не стоит и говорить. Позволю с этим не согласиться, так как убеждён, что загадки – это действенный тренажёр для развития мышления и логики.

Предлагаю вспомнить, как загадки появились. Загадки – это малый жанр устного народного творчества, уходящий корнями в древность, когда человек только начинал познавать окружающий мир, учился связывать события и их причины, а также искал смысл бытия. Именно загадки позволяли привести в порядок свои знания и представления о мире. Человек пытался найти связь между явлениями, чтобы, так сказать, подчинить себе то, что его окружало. Люди в древности думали, что бури, неурожаи, засухи, наводнения и другие природные катаклизмы имели таинственное значение. Любому необъяснимому явлению придавался особый мистический смысл, все стихии одушевлялись, их наделяли сознанием и характером, создавались их образы, впоследствии с ними начинали общаться. Общение происходило в виде передачи скрытых посланий. Чтобы запутать существовавших духов и божеств, люди придумывали особые образы для всего того, что имело для них важность и от чего больше всего зависела их жизнь. Так возникали загадки, чаще всего они были об астрономических телах, природных стихиях, диких и домашних животных, доме и быте человека. 

Постепенно человек всё больше и отчётливее контролировал различные ситуации, надобность в иносказаниях утрачивалась. Но придуманные загадки, а вместе с ними вошедшие в язык понятия и образы не исчезли. Загадки стали играть роль мерила знаний и зрелости. Давайте вспомним русские народные сказки, когда от разгадывания загадок зависела жизнь героя или его судьба. Люди всегда по достоинству ценили умение находить ответ на самые сложные вопросы, поэтому часто использовали загадки в повседневной жизни в качестве испытания мудрости и смекалки. Юноши, помимо состязаний на физическую силу, проходя обряд инициации, показывали и силу своего ума. Они состязались в том, кто первым быстро и правильно сможет отгадать загадки предков. Свадебный обряд также предусматривал загадывание загадок.

11 июля 2025 года по Первому каналу российского телевидения шла передача «Что? Где? Когда?». Всегда её смотрю. Прежде всего потому, что она расширяет границы нашего познания, побуждает вместе со знатоками активно мыслить.

При счёте 5 : 5 в одиннадцатом раунде знатокам выпадает загадка Леонардо да Винчи:

«Некоторые люди обращаются к другим, но те ничего не слышат, хотя у них есть уши. Светят им, но те ничего не видят, хотя глаза их открыты. Просят милости, но никогда не узнают ответа».

На загадку команда взяла помощь клуба и дополнительную минуту. И Алесь Мухин, капитан команды, ответил, что это молящиеся люди и святые. Хотя изначально была версия, что верующие. Но ведущий потребовал точного ответа. В итоге команда Алеся Мухина со счётом 6 : 5 одержала победу. 

Я же в свою очередь решил погрузиться основательно в загадки Леонардо. Узнал, что в передаче «Что? Где? Когда?» были ещё три загадки Леонардо да Винчи, но на них эрудиты клуба не смогли дать правильный ответ. 

Первая загадка:

«Они будут двигаться один против другого, держа в руках острое железо. Они не будут причинять иного вреда, кроме усталости. Ибо, насколько один будет нагибаться вперёд, настолько другой будет отклоняться назад. Но горе тому, кто попадёт между ними».

Вопрос: какой процесс описал Леонардо да Винчи? Правильный ответ: речь о распиливании дров двумя людьми. 

Вторая загадка:

«Многие дети будут безжалостными побоями вырваны из объятий их матерей, брошены на землю и потом растерзаны. И те, что произвели лучших детей, будут больше биты. И дети у них будут отняты и освежёваны».

Вопрос: о чём говорил Леонардо да Винчи? Правильный ответ: орехи. 

Третья загадка:

«Поистине она наука и законная дочь природы. Ибо она рождена природой. Но, чтобы выразиться правильно, нужно сказать — внучка природы. Все видимые вещи были рождены природой и от этих вещей она родилась. Поэтому справедливо её называть внучкой природы и родственницей Бога».

Вопрос: что имел в виду Леонардо да Винчи? Правильный ответ: это живопись. 

Стал погружаться всё больше и задался вопросом, какие ещё загадки, не обязательно Леонардо да Винчи, прозвучали в передаче «Что? Где? Когда?». Нашёл: 

«В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, одна рука, да и та на спине. Что это?»

Правильный ответ — чайник. 

«Листочки. После строчек лис — точки. Что за исчерпывающую картину нарисовал в этом стихотворении Владимир Маяковский?»

Правильный ответ — исчерпывающая картина весны.

«Она расскажет вам о любви ценой собственной жизни. Кто или что она?»

Правильный ответ – ромашка.

«Из‑за себя бью тебя. Из‑за тебя бью себя. О чём или о ком речь?»

Правильный ответ – комар.

«Дважды человеку даётся это бесплатно. Если у него возникает желание получить это в третий раз, он должен заплатить. О чём идёт речь?»

Правильный ответ — зубы.

Леонардо да Винчи широко использовал свои загадки в искусстве. Он это делал для того, чтобы добавить дополнительные слои значения к работам и сделать их более глубокими и многогранными.

Некоторые примеры такого подхода:

— использование символических объектов, жестов и взглядов. В картинах Леонардо множество деталей с двойным смыслом, которые могут многое рассказать о замысле художника;

— применение математических закономерностей. Леонардо был гением математики и часто использовал числовые соотношения в своих работах; 

— создание картин с определённым намерением. Например, «Тайная вечеря» создана так, что реальное пространство монастыря плавно переходит в изображённое на картине; 

— использование сложных поз героев. С помощью сложной позы Леонардо хотел вдохнуть жизнь в образы, которые присутствуют на его картинах. 

Также Леонардо да Винчи использовал незаконченный характер работ как приём творчества. Например, свою знаменитую «Мону Лизу» художник писал до конца жизни, постоянно добавляя новые детали в течение 16 лет.
 

Фрагмент экспозиции музея Леонардо в образовательном комплексе № 15 «Луч» г. Белгорода Фрагмент экспозиции музея Леонардо в образовательном комплексе № 15 «Луч» г. Белгорода / Фото: архив образовательного комплекса № 15 «Луч» г. Белгорода

Леонардо да Винчи — имя, которое знает весь мир. Гениальный художник, изобретатель, учёный, анатом, инженер — его таланты были безграничны. До настоящего времени его работы хранят в себе столько тайн, что на их раскрытие потребуется ещё много интеллектуальных усилий. Его изобретения и идеи опередили время. Он нарисовал чертежи летательных аппаратов, напоминающих современные вертолёты, создал автоматического робота-рыцаря, который мог двигаться, описал принцип велосипеда за 300 лет до его появления, разработал основы анатомии, которые позже помогли в развитии медицины.

Леонардо да Винчи был большой выдумщик и любитель загадок. Над многими принадлежащими ему зашифрованными «посланиями» до сих пор ломают голову историки и искусствоведы. Будучи левшой, он многие письма писал левой рукой в зеркальном изображении, так что их предстоит ещё прочитать.

Были загадки, которыми Леонардо да Винчи развлекал высший свет и своего покровителя Лодовико Моро. Их в тетрадях Леонардо найдено огромное множество. В основном они сводились к перевёрнутому описанию того или иного предмета. У Леонардо гениально получалось, с одной стороны, исказить реальный образ вещи, с другой — не разорвать связь с её истинным обликом.

Абрам Эфрос, русский и советский искусствовед, переводчик, театровед, литературовед, поясняет устройство загадок Леонардо:

«В чём состояла игра? В том, что словесное описание явления, верное отдельными признаками, расходилось елико возможно с существом описываемого. Тем самым обыденная вещь превращалась в свою противоположность; слушатель же должен был узнать и назвать вещь по имени. Словесное искусство Леонардо в том и состояло, чтобы, с одной стороны, как можно больше разъединить описание примет вещи от действительного её облика, а с другой — не разорвать между ними связи. Он это делал виртуозно. Он работал как ювелир слова. Если не догадаться о назначении этих отрывков, их чтение создаёт впечатление каких‑то грандиозных кошмаров».

В Белгороде в 15-й школе есть замечательный музей, посвящённый Леонардо да Винчи. Идея музея возникла у Анны Козловцевой, когда она была в Италии. В то время она работала директором этой школы. Будучи в Италии, она настолько вдохновилась личностью Леонардо да Винчи, что решила во что бы то ни стало создать музей, посвящённый гению мысли, вдохновляющий, мотивирующий учеников на подобные изобретения. Музей удался. И теперь он результативно используется в образовательном процессе. Здесь отчётливо понимаешь, что Леонардо да Винчи, человек эпохи Возрождения, прожил жизнь, похожую на легенду, кажется, что для него не существовало границ познания.

При посещении музея особенно западает в душу рассказ о Леонардо как о художнике. Каждая его картина как шкатулка с двойным дном: за внешней красотой скрывается множество смыслов и тайн, что максимально увлекает зрителя в интеллектуальное приключение.

Леонардо родился в 1452 году близ городка Винчи во Флоренции и с юных лет проявил незаурядные способности. Он учился в мастерской Андреа дель Верроккьо. Безграничное любопытство направляло его всю жизнь, он неуёмно наблюдал, неистово экспериментировал, изобретал, а рисунки служили ему инструментом познания природы.

Одним из главных шедевров да Винчи является «Тайная вечеря» (около 1498) на стене монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Леонардо мастерски просчитал перспективу, что усиливает эффект достоверности. Все линии сходятся в точке за головой Христа, направляя, таким образом, взгляд зрителя к Спасителю.


 

Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495—1498 гг), доминиканский  монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495—1498 гг), доминиканский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане / Фото: https://commons.wikimedia.org

«Тайная вечеря» производит грандиозное впечатление, по‑настоящему это психологическая драма, полная скрытой символики и загадок, над отгадками которых зрители бьются до сих пор. «Мона Лиза» (1503 – 1519) не менее сильный по воздействию шедевр. Леонардо достиг в ней вершины психологической глубины и технического мастерства. Загадочная полуулыбка Джоконды уже пять веков будоражит воображение зрителей: кажется, сейчас она раскроет тайну.

 

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503 – 1505 гг.), Париж, Лувр Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503 – 1505 гг.), Париж, Лувр / Фото: https://commons.wikimedia.org

А «Дама с горностаем» (1489–1490)? Принято считать, что позировала юная Чечилия Галлерани. Но некоторые исследователи с этим спорят. Дама изображена в движении, будто её кто‑то позвал.

Картины Леонардо побуждают мыслить, продолжать это в домашних условиях. «Дама с горностаем» обозначает вопрос: почему здесь горностай? Версий на этот счёт много. Ответы искал после того, как увидел картину. По одной из них, это игра слов: греческое слово «гале» (горностай) намекает на фамилию модели — Галлерани. По другой версии, горностай символизировал чистоту и целомудрие, подчёркивая моральную безупречность Чечилии (несмотря на то, что она была любовницей герцога Сфорца). Есть даже предположение, что зверёк скрывает беременность героини, намекая, что вынашивание ребёнка вне брака не позорно. Третья версия связывает зверька напрямую с самим Лодовико Сфорца, который был членом Ордена Горностая и использовал горностая в личной эмблеме. Высказываются и более символические трактовки, например, что женщина на картине держит в руках символ власти над герцогом. Некоторые исследователи даже считают, что это вовсе не горностай, а домашний хорёк-альбинос. Единого мнения нет, что, впрочем, совершенно неудивительно, когда речь идёт о работах Леонардо.

 

Картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (1489–1490), Национальный музей Кракова (Польша) Картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (1489–1490), Национальный музей Кракова (Польша) / Фото: https://artsandculture.google.com

А его «Мадонна в гроте» (1483–1486)? Она отходит от традиционного канона: никакого золота, никакой стандартной иконной строгости. Вместо золотого фона — пещера со скалами. Мария здесь не отвлечённая икона, а живая мать, ласково обнимающая младенца. Рядом Иоанн Креститель и ангел — все герои связаны взглядами и жестами. Божественное и земное сливаются воедино.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» (1483—1486), Париж, Лувр Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» (1483—1486), Париж, Лувр / Фото: gallerix.ru

Музей 15-й школы убеждает, что Леонардо да Винчи объединил в себе несочетаемое: холодный разум учёного и воображение художника. Картины да Винчи и спустя века завораживают этой цельностью и загадочностью. Возможно, в этом и состоит главный парадокс Леонардо: раскрыв столько секретов природы, он сам для потомков остался величайшей загадкой.

Фрагмент экспозиции музея Леонардо в образовательном комплексе № 15 «Луч» г. Белгорода Фрагмент экспозиции музея Леонардо в образовательном комплексе № 15 «Луч» г. Белгорода / Фото: архив образовательного комплекса № 15 «Луч» г. Белгорода

В день загадывания загадок предлагаю сосредоточиться на загадках Леонардо. Ответы будут приведены ниже, но не торопитесь ими воспользоваться. Сначала испробуйте свои силы. 

1. Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней её кожу. 

2. Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения. 

3. Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства.

4. Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами. 

5. Волы будут в значительной мере причиной гибели городов, и точно так же лошади и буйволы. 

6. Многие дети будут безжалостными побоями исторгнуты из собственных объятий их матерей, брошены на землю и потом растерзаны. 

7. Леса породят детей, которые будут причиной их смерти. 

8. Мёртвые выйдут из‑под земли и своими грозными движениями сживут со света бесчисленные человеческие создания. 

9. Людям будут оказываться величайшие почести и торжества без их ведома.

10. Люди будут обращаться с речью к людям, которые не будут слышать, у них будут открытые глаза, и они не будут видеть; с такими они будут говорить, и им не будет ответа; они будут просить милости у тех, кто, имея уши, не слышит; они будут светить тем, кто слеп. 

11. Люди дойдут до такой неблагодарности, что тот, кто даёт им пристанище без всякой мзды, будет осыпан ударами, и внутренние его части оторвутся от своего места и будут переворачиваться по всему его телу. 

12. Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинулись в свои рвы. 

Отгадки: 

1. Землепашцы.

2. Сапожники.

3. О тушении свечи тем, кто ложится спать.

4. Мячи для игры.

5. Животные везут пушки.

6. Об орехах, маслинах, желудях, каштанах и им подобных.

7. Рукоятка топора.

8. Железо, извлечённое из‑под земли, мертво, и из него изготовляется оружие, причиняющее смерть стольким людям.

9. О церковных службах, похоронах, и процессиях, и свечах, и колоколах, и присных.

10. О картинах святых, которым поклоняются.

11. О взбивании постели, чтоб её поправить.

12. Об отражении городских стен в воде их рвов.

Пусть День загадывания загадок поможет нам открыть и загадки Леонардо да Винчи, и его уникальную личность. 

Николай Рухленко, член Союза журналистов России
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×