Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 06 февраля 2025
 Николай Рухленко 1419

«Миром правят мысли»

6 февраля — День мыслей

На новогоднем утреннике, я тогда был в шестом классе, проводился конкурс загадок. Загадки шли одна за другой, то «Что милее всего на свете?», то «На базаре не найдёшь, на весах не взвесишь», то «Что на свете всех быстрее?» и т. д.

После утренника мы с мамой завели разговор, и я стал повторять ей загадки. На первую она сразу дала отгадку, что это сон. Скорее всего она знала отгадку с её‑то жизненным опытом. Мы порассуждали, почему именно так. На вторую загадку мама ответила, что это скромность, а на утреннике сказали другую отгадку, что это совесть.

Поразмышляли мы и по поводу этой загадки и пришли к выводу, что у неё нет однозначной отгадки. Разве можно на базаре найти и взвесить на весах скромность, отзывчивость, щедрость, смелость и другие человеческие качества? Конечно, нет.

Когда я уже работал учителем, то, изучая отвлечённые (абстрактные) существительные, задавал школьникам эту загадку и поощрял ответы, представляющие собой абстрактные существительные. Эта загадка помогала мне пополнять словарный запас моих ребят.

А что же на свете всех быстрее? Оказывается, это мысль.

Я пробовал с мамой не согласиться, но она мне каждый раз приводила такие доводы, которые трудно было опровергнуть. А потом взяла и загадала свою загадку: «Ходит, ходит – не заходит. Как зайдёт, так не выходит». Интересная загадка. Долго я ломал голову. Отгадку подсказала мама: мысль. Ну что ж, мысль так мысль. 

В период обучения на факультете русского языка и литературы многих поэтов мы изучали в обзоре. Владимира Бенедиктова тоже. Но преподаватели побуждали нас на досуге обращаться к их творчеству. И однажды, листая поэтический сборник, я свой взгляд задержал на стихотворении Бенедиктова «Мысль». Прочитал раз, другой, третий… А впоследствии не раз его перечитывал, да и до сих пор оно не оставляет равнодушным, погружает в раздумья.

Лампадным огнём своим жизнь возбуждая,
Сгоняя с земли всеобъемлющий мрак,
Пошла было по свету мысль молодая — 
Глядь! — сверху нависнул уж старый кулак.
Кулак, соблюдая свой грозный обычай,
— Куда ты, — кричит, — не со мной ли в борьбу?
Ты знаешь, я этой страны городничий?
Негодная, прочь! А не то — пришибу,
Я сильный крушитель, всех дел я вершитель,
Зачем ты с огнём? Отвечай! Сокрушу!
Идёшь поджигать?.. Но — всемирный тушитель -
Я с этим огнём и тебя потушу.
— Помилуй! — ответствует мысль молодая. -
К чему мне поджогами смертных мутить?
Где правишь ты делом, в потёмках блуждая, -
Я только хотела тебе посветить.
Подумай — могу ль я бороться с тобою?
Ты плотно так свёрнут, а я, между тем
Как ты сотворён к зуболомному бою,
Воздушна, эфирна, бесплотна совсем.
С живым огоньком обтекаю я землю,
И мною нередко утешен бедняк.
Порой — виновата — я падших подъемлю,
Которых не ты ль опрокинул, кулак?
Порою сама я теряю дорогу
И в дичь углубляюсь на тысячи верст,
Но мне к отысканью пути на подмогу
Не выправлен твой указательный перст.
Одетая в слово, в приличные звуки,
Я — мирное чадо искусства, науки,
Я — признак единственный лучших людей,
Я — божьего храма святая молитва.
Одна мне на свете дозволена битва
Со встречными мыслями в царстве идей.
И что же? — Где в стычке кулак с кулаками,
Там кровь человечья струится реками,
Где ж мысль за священную к правде любовь
Разумно с противницей-мыслию бьётся, -
Из ран наносимых там истина льется -
Один из чистейших небесных даров.

Это стихотворение способно помогать в непростых ситуациях. Читайте, друзья, и черпайте силу.

Итак, что же такое мысль? Это действие ума, разума, рассудка, это то, что явилось в результате размышления, это идея. А что значит мыслить? Это думать, размышлять, рассуждать, сопоставляя явления объективной действительности и делая выводы. Помните у Декарта: «Я мыслю — значит, я существую»? Очень часто звучит вопрос: «Как ты себе мыслишь своё будущее?» Другими словами, как ты своё будущее представляешь в мыслях. Человек мыслит постоянно. В этом плане нет пауз и остановок. 

Если мыслительный процесс происходит постоянно, изо дня в день, то почему тогда для Дня мыслей как международного праздника определили 6 февраля? Что особенного в этом февральском дне? Да ничего особенного, но нужно было, и это правильно, учредить один из дней для того, чтобы напомнить людям о важности и ценности мыслей в нашей жизни.

Мысли — это то, что мы думаем о себе, о других людях, о мире вокруг нас. Они могут быть положительными или отрицательными, но они всегда влияют на нашу жизнь. День мыслей призван напомнить людям о том, что мысли играют важную роль в нашей жизни. 

А можно ли думать о своих мыслях? А почему нет? Конечно, можно. Нужно заботиться о своих мыслях, нести за них ответственность, быть благодарным за то, что ты мыслишь. Считается, что в этот день люди могут задуматься о своих мыслях, проанализировать их и попытаться изменить то, что не нравится в них. День мыслей может стать отличным поводом для того, чтобы поразмышлять о своей жизни и о том, как мы можем сделать её лучше. Он также может помочь людям научиться контролировать свои мысли и принимать более осознанные решения.

Много раз задавал себе вопрос: мыслить и думать – эти слова обозначают один и тот же процесс или разные? Одни учителя на уроках призывают учеников думать, другие – мыслить. Что они подразумевают, произнося эти слова? Что лучше? Что хуже?

В конце концов считаю так, что мыслить — значит результативно перерабатывать информацию, рождать мысли, анализировать, сопоставлять, разбираться. А вот думать — это держать под контролем ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи, думать — это умение быть внимательным к своим мыслям, их правильно использовать и уж как минимум — не упускать.

Бывает же, к сожалению, так, что мысль пришла в голову, но как пришла, так и мгновенно ушла, к приходу мысли нужно быть готовым и ни в коем случае нельзя позволить, чтобы она не задержалась. Помните: в одно ухо влетело, из другого вылетело? Так говорят, осуждая, упрекая, когда в голове ничего не откладывается. Думать — это мыслить и одновременно уточнять, контролировать мысли.

Тот, кто мыслит, порождает мысли. Тот, кто думает, работает с уже порождёнными мыслями, уточняет и корректирует их, ищет им правильное применение, решает с их помощью жизненные задачи. Думать нужно прежде всего быстро и ответственно, мыслить — смело, широко и глубоко.

Как‑то дочь Нина приезжает с олимпиады, спрашиваю: «Ну как? Что скажешь?»

В ответ слышу:

«Задания были интересные, сложные».

Я продолжаю:

«На то и олимпиада, там лёгких заданий не бывает! Тогда утрачивается сам смысл олимпиады».

Дочь потом говорит:

«Я пробовала всё решать. Нужно было соображать, смекать, мыслить, я поняла, как важно, чтобы появились мысли, а потом эти мысли надо развивать и подкреплять фактами, примерами. Вот тут у меня не всё получилось».

В нашей домашней библиотеке немало книг «Великие мысли великих людей», «Мудрые мысли великих людей». Однажды прозвучавшие, великие мысли великих людей навсегда остаются в человеческой культуре, помогая людям принимать важные жизненные решения, находить вдохновение для новых достижений и менять своё отношение к миру. Они становятся нашими девизами и путеводными звёздами, учителями и наставниками, опытом и мудростью.
Эти книги — настоящая сокровищница мировой мудрости. Самые глубокие, самые тонкие, самые парадоксальные изречения лучших умов человечества позволяют читателю стать собеседником величайших мыслителей, писателей и учёных и постигнуть сокровенный смысл жизни. Нужно дарить себе и своим друзьям редчайшую возможность побеседовать на равных с великими личностями. 

Моя родственница Людмила, долгое время работавшая директором одной из средних школ Санкт-Петербурга, как‑то поделилась:

«Нет и дня, чтобы я не обращалась к «Энциклопедии ума», в которой собраны великие мысли великих. Иногда поиск веду целенаправленно, по определённой теме. Иногда иду от конкретной личности или к конкретной личности. Часто, проснувшись, открываю книгу на первой попавшейся странице и читаю. То, что взгляд зацепил перво-наперво, зачастую определяет интонацию предстоящего дня. Хотите верьте, хотите не верьте. Как‑то так!»

Сегодня во многих школах действуют стенды «Цитата дня». На стенде помещается высказывание, афоризм выдающегося человека. Темы могут быть самыми разными. Вокруг цитаты ведутся разговоры, обсуждения. Это хорошо развивает детей, в беседы включаются педагоги.

А вот лично мне в День мыслей хочется взять из книги «Великие мысли великих людей» (как достают из ларца драгоценности) несколько интересных мыслей Сократа, Платона и Аристотеля.

Спросите: «Почему?» Отвечу так:

«Сократ – это учитель Платона, а Платон – учитель Аристотеля».

Итак, Сократ (около 470/469 – 399 гг. до н. э.).

Это древнегреческий философ, главное действующее лицо «Диалогов» Платона. Учение Сократа явилось поворотным моментом в античной философии, от рассмотрения природы и мира он обратился к рассмотрению человека.
Сократ родился в зажиточной семье. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин, воевал. Своё учение Сократ излагал только в устной форме, в беседах с разными лицами и учениками. 
Дельфийским оракулом Сократ был провозглашён «мудрейшим из людей» (об этом рассказывает Платон в «Апологии» Сократа). Размышляя об этом событии, он заявил, что «знает только то, что ничего не знает», и сделал вывод, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания стало общим принципом сократовского учения. В 399 году ему по суду было предъявлено обвинение в «нечестии» и «развращении молодёжи». Сократ не пожелал признать свою вину. Как свободный афинский гражданин, он не был подвергнут казни, а принял яд сам.

Вот несколько его великих мыслей:

•В одежде старайся быть изящным, но не щёголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.

•Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

•Высшая мудрость — различать добро и зло.

•Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

•Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.

•Заговори, чтобы я тебя увидел.

•Когда слово не убьет, то палка не поможет.

•Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.

•Познай самого себя.

•Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.

•Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.

•У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

•Я знаю только то, что ничего не знаю.

Теперь о Платоне (428/427—348/347 гг. до н. э.).

Это древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Происходил Платон из аристократической семьи, при рождении получил имя Аристокл. Платон — это его прозвище, означающее «широкоплечий».
В юности Платон писал стихи. Однажды он нёс в театр только что написанную пьесу, по дороге встретил Сократа, под впечатлением разговора с ним бросил свою трагедию в огонь и занялся философией. В дальнейшем Сократ станет действующим лицом почти всех произведений Платона, написанных в форме диалогов. После смерти учителя Платон путешествовал по Египту, Италии, Сицилии. По возвращении в Афины основал собственную школу.
Платону приписывают 34 сочинения. Достоверно известно, что 23 из них — сочинения самого Платона, остальные написаны в форме диалога, в котором главным действующим лицом выступает Сократ.
Платон создал идеалистическое философское учение, утверждающее, что существует мир идей, параллельный доступному нам материальному миру. Платон был не только философом, но и дважды олимпийским чемпионом по панкратиону (вид единоборства).

Приведу несколько великих мыслей Платона.

•В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не себя самих.

•Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, о чём его не спрашивают.

•Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

•Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

•Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.

•Не прибавляй огонь к огню.

•Никто из нас ещё не родился бессмертным, и, если бы это с кем‑нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим.

•Никто не становится хорошим человеком случайно.

•Сократ — друг, но самый близкий друг — истина.

•Хорошее начало — половина дела.

•Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чём он собирается говорить?

И Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.).

Это древнегреческий философ и учёный, основоположник формальной логики, наиболее влиятельный из диалектиков древности. Родился в семье придворного врача. Отец сам обучал мальчика медицине и философии (в то время эти понятия не делились). Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней (Малая Азия), затем — в Афины. Там под влиянием лекций и сочинений Платона очень скоро основал собственную философскую школу, враждебную академии Платона.
В 343 году по приглашению македонского царя Филиппа II Аристотель становится учителем молодого наследника престола, будущего Александра Македонского.
В 334 году Аристотель переехал в Афины и основал там свою школу — Лицей.
После смерти Александра Македонского Аристотель, обвинённый в безбожии, покинул Афины и поселился в Халкиде на Эвбее, куда за ним последовало множество учеников. Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование и было систематизировано.

Приведу несколько великих мыслей великого Аристотеля.

•Благодарность быстро стареет.

•Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье — прибежище.

•Деяние есть живое единство теории и практики.

•Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.

•Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б имел все остальные блага.

•Жизнь требует движения.

•Излишество в удовольствиях — это распущенность, и она заслуживает осуждения.

•Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

•Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.

•Назначение человека — в разумной деятельности.

•Наслаждаться общением — главный признак дружбы.

•Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

•Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

•Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

•У кого есть друзья, у того нет друга.

•Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

•Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

•Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.

•Хвалить людей в лицо — признак лести.

•Хорошо рассуждать о добродетели не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях не значит еще быть справедливым на деле.

•Человек по своей природе есть существо общественное.

•Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела.

•Ясность — главное достоинство речи.

Книги «Великие мысли великих людей» открывают читателю глаза на важные истины. Очень нужно выбирать для чтения лучшие, необходимые, глубокие книги. «Великие мысли великих людей» именно к таким и относятся. Такие книги упражняют ум, будят интерес, рождают новые мысли, развивают идеи, служат источником вдохновения, надежд и бодрости. Это эффективный инструмент самообразования. Читая эти книги, мы учимся на практике у великих мастеров мысли. Пусть эти книги станут верными и незаменимыми спутниками каждого из нас!

Николай Рухленко
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×