Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:47, 26 октября 2023
 Александра Смоляк, ученица новооскольской школы № 1 с УИОП имени княжны О. Н. Романовой 249

Навстречу успеху

Навстречу успеху Фото: из архива Александры Смоляк
  • Александра Смоляк, ученица новооскольской школы № 1 с УИОП имени княжны О. Н. Романовой
  • Статья
  • Александра Смоляк, ученица новооскольской школы № 1 с УИОП имени княжны О. Н. Романовой
  • Статья

Как прошла смена по олимпиадной истории в Белгородском региональном Центре одарённых детей

В этом году мне посчастливилось снова побывать в образовательном комплексе «Алгоритм успеха». И не просто съездить на мероприятие, а прожить там целую неделю, получить ценные знания от лучших преподавателей БелГУ и обрести новых друзей. Но обо всём по порядку.

Когда я увидела объявление о наборе на образовательную программу по олимпиадной истории на сайте регионального центра, просто не смогла не подать документы. Для меня это одна из последних возможностей побывать где‑то в качестве школьницы, ведь я уже скоро стану выпускницей. А сам предмет – история – всегда нравился мне и моему папе, который и привил мне любовь к этой науке. Я даже заменяла на дне школьного самоуправления учительницу истории и обществознания Аллу Николаевну Севальневу. 

И вот решение было принято, документы поданы. Родители меня только поддержали. Начался курс в объёме 48 часов дистанционных лекций в субботу. Их вёл доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук БелГУ Сергей Николаевич Прокопенко. Он повествовал нам об исторической науке, её структуре, а также рассказал об исторических источниках и их классификации. Преподаватель говорил по‑настоящему научным языком, прямо как показывают в фильмах. Я даже представила себя студенткой на лекции. А уже в понедельник мы с ещё двумя ребятами с других смен ехали навстречу успеху в школьном автобусе от управления образования. 

Навстречу успеху - Изображение Фото: из архива Александры Смоляк

Итак, день первый… 

В центре нас встретили, как полагается, медсестра осмотрела, сотрудники проверили документы, выдали ключ-карту, оранжевую футболку с названием образовательного направления «Социальная одарённость» и проводили до номера. В комфортной двухместной комнате с двумя большими окнами, выходящими на двор территории, меня встретили соседка по комнате Настя Солодун и соседка из комнаты напротив Таня Верюханова, которые уже успели познакомиться. Все мы были «олимпиадными историками». В помещении было прохладно, но уютно. Мягкие бирюзовые кресла стояли около большого стола с двумя лампами и располагали к усердному учению. Кровати, множество полок и шкафы и даже телевизор создавали максимально комфортную для проживания обстановку, как и санузел, находящийся в номере. 

Мы с девочками быстро познакомились и сдружись. Их открытые лица и тёплые улыбки мгновенно расположили к себе. У Насти лучезарные карие глаза и тёмные густые волосы. От неё просто веяло домом и уютом, которого часто так не хватает осенью. Таня – весёлая и словоохотливая блондинка, рассказывавшая о своём участии в конкурсе «Время 31-х». В ней невооружённым глазом видишь лидера, который всегда поможет своей команде и поддержит. 

Навстречу успеху - Изображение Фото: из архива Александры Смоляк

После наша вожатая на сегодня (они менялись каждые сутки) Дарья Сергеевна Табакаева отвела нас в помещение для получения ноутбуков, которыми мы пользовались во время обучения, провела нас на инструктаж по технике безопасности, рассказала о правилах проживания и ответила на все наши вопросы. 

А подкрепившись вкусным обедом в столовой с великолепным видом из панорамных окон, мы отправились на занятия. Весь день с нами работала доцент кафедры всеобщей истории, кандидат исторических наук Анна Ивановна Дудка. Мы говорили об изобразительных исторических источниках. Таковыми являются не только мозаики, скульптуры и предметы живописи, но и значки, плакаты, почтовые марки и, как ни странно… этикетки от спичечных коробков. Да-да, оказывается, они несли немалую смысловую нагрузку в СССР, и теперь даже могут быть экспонатами музеев. На них изображались правила бытовой безопасности, праздничные мотивы, агитационные материалы во времена Великой Отечественной войны, реклама, памятники архитектуры. 

А знаете, чего вы никогда не встретите на этикетках? Государственной символики. Потому что спичечные коробки – бытовой утилитарный предмет. Негоже было на них герб или флаг изображать. 

После ужина мы надели свои оранжевые футболки, обозначающие, к какому направлению принадлежим, и направились в актовый зал на церемонию открытия второй смены регионального центра, где собрались все ребята, приехавшие сегодня. С приветственным словом выступила директор – Евгения Викторовна Никулина. Немало порадовали глаз и подняли настроение хореографические коллективы, представившие номера народных и современных танцев, завороживших меня и приковавших взгляд к сцене. А в конце ведущая – Оксана Николаевна Черноморец – дала задание всем направлениям придумать выступление на последний день – закрытие смены. 

И вот мы с вожатой всё оставшееся время придумывали, что бы нам такого выдумать… песня или танец казались нам слишком банальными. Команду нашу назвали «Красные и белые» и придумали, на мой взгляд, шикарный девиз: «Мы красные и белые – умелые и смелые». Название весьма дерзкое, ведь у некоторых людей сразу же возникает ассоциация с одноимённым магазином, но нет… Это движения, на которые разделилась наша страна во время Гражданской войны. Один из нас, Захар Благодарный, – убеждённый империалист. Он предложил инсценировать сражение, закончившееся объединением в Российскую Федерацию, и даже принёс флаги обеих сторон. Эта тема была, на наш взгляд, актуальна, ведь не так давно в северной столице, которую мы с мамой посещали этим летом, на высоту почти двухсот метров торжественно подняли флаги трёх исторических эпох. 

Однако в течение недели планы несколько изменились, и мы ушли дальше от политики (хотя как история может быть без политики?), оставив только название и девиз. На сцене решили представить исторические анекдоты. Их мало кто может понять, поэтому мы ощущали себя этакими интеллектуалами. Три микросценки про царя Александра Третьего и французского посла, о разделе Польши и о гибели Цезаря были самыми распространёнными. Их мы и ставили. Весь оставшийся вечер репетировали, и после «ночника» довольные и счастливые разбрелись по комнатам. 

День второй

Начался с зарядки и плотного завтрака. Сразу хочется отметить, что кормили нас сбалансированно, пять раз в день. Предоставлялся даже некоторый выбор блюд, что не могло не радовать. Занятия весь тот день проходили с той же Анной Ивановной. До обеда мы продолжали говорить об изобразительных исторических источниках, а именно – плакатах. Я будто бы окунулась в детство, когда мы рассматривали иллюстрации, ведь мои бабушка с дедушкой частенько рассказывали мне о своих юных годах и даже показывали сохранившиеся предметы быта. А уже после обеда выполняли практическое задание по историческому анализу плакатов. В этот вечер у нас с ребятами окончательно сформировалась компания, с которой я отлично проводила всё свободное время. 

Тима Бондаренко и Дима Погорелов – два друга соседа — полные противоположности. Балагур и весельчак Тимофей много шутил, рассказывал разные забавные истории из жизни родного края. С ним мы сдружились на почве схожего чувства юмора. А Дмитрий – более спокойный и вдумчивый, дополнял товарища. Порой было тяжело представить Тиму без Димы и наоборот. Ваня Семыкин – очень начитанный и образованный для своих четырнадцати лет — всегда мог поддержать беседу. Именно он научил меня играть в «Монополию». А его одноклассник Сёмен Шевченко – любознательный и добродушный парнишка — давал мне ценные советы по стратегии победы. Одной из наших любимых игр стала «Мафия». Здесь для вычисления условного гангстера в ход шло всё: психология, аналитика, внимательность. Таня легко вычисляет, глядя на изменение поведения человека. Настя благодаря наблюдательности, Тима рассуждает логически, а я интуитивно. 

А в актовом зале школы прошло большое мероприятие «Вечер знакомств», участие в котором приняли все направления. Оксана Владимировна Черноморец, что называется, «расшевелила» нас, задавая простые вопросы о наших интересах и предпочтениях. 

День третий

Занятия в первой половине дня вёл кандидат исторических наук Дмитрий Евгеньевич Богданов. Он учил нас писать историческое эссе, даже дал задание, которое мы с ребятами дружно выполняли весь вечер. Суть заключалась в составлении грамотной и написанной литературным языком актуальности на выбранную тему. А во второй половине дня мы углубились в историографию с Сергеем Николаевичем Прокопенко, который вёл дистанционные лекции в субботу, предварительно ответив задания, заранее данные им. Мы с Захаром Благодарным рассуждали о таком историческом источнике, как «Повесть временных лет» и её фальсификации. 

День четвёртый

Он выдался насыщенным. Мы усердно работали на занятиях с Дмитрием Евгеньевичем и Сергеем Николаевичем. Впитывали новую для себя информацию о музееведении и историческом проекте. А вечером репетировали сценку с нашей вожатой – Екатериной Юрьевной Тихоненко, которая давала нам ценные советы по актёрскому мастерству и корректировала процесс, прямо как настоящий режиссёр. В наш последний на смене ужин в «Алгоритме успеха» столовая порадовала жареной картошкой с котлетой, не отказав даже в добавке. Именно в этот момент я поняла, что уже соскучилась по дому и маминой кулинарии. Предвкушая последний день и наш «звёздный час» на церемонии закрытия, мы напились чая с Тимой и Димой и разбрелись по комнатам. 

Навстречу успеху - Изображение Фото: из архива Александры Смоляк

День пятый

В заключительный день в центре витала праздничная атмосфера. Все оделись в самое красивое и нарядное, с самого утра бегали сдавать постельное бельё, ноутбуки, футболки с названием направления, прибирались в комнатах. Спешили на заключительное занятие с полюбившимся Дмитрием Евгеньевичем, который на прощание пожелал нам успехов и удачи и ещё много чего хорошего, а также сделать побольше совместных фотографий на память. Мы с Таней и Настей с трудом сдерживали слёзы грусти. Тима, Дима и Ваня как могли нас поддерживали и старались поднять настроение. 

На торжественной церемонии закрытия смены спортсмены и литераторы представили вниманию публики танцы, медики запели, а наш триумф заключался в театральном мастерстве. Равнодушных не осталось. Все получили сертификаты о прохождении обучения по программе в объёме 48 часов. А трое лучших, выбранных нашими преподавателями, среди которых был наш Иван, получили памятные подарки. Их, к слову, Ваня распределил между нами. Теперь благодаря ему у меня есть ещё одна ручка с логотипом центра. 

Было очень приятно провести эти пять дней среди мудрых преподавателей, добрых вожатых и единомышленников среди ровесников. За небольшой промежуток времени я обрела понимающих, верных, умных друзей, по которым уже очень скучаю и надеюсь увидеться с ними ещё, приехав навстречу успеху в стены регионального центра. 

Александра Смоляк, ученица новооскольской школы № 1 с УИОП имени княжны О. Н. Романовой

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×