Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:06, 20 октября 2023
 Дарина Скарлатова 320

А я в слесари пойду, пусть меня научат!

А я в слесари пойду, пусть меня научат! Фото: Дарина Скарлатова
  • Дарина Скарлатова
  • Статья
  • Дарина Скарлатова
  • Статья

Выбор профессии – задача непростая. Столько всего нужно учесть: свои интересы, навыки, знания по школьным предметам, возможные места работы в будущем. Но всё‑таки главный вопрос – как не ошибиться с выбором будущей специальности? Как понять, что работа тебе действительно подходит? Конечно, только попробовав. И такая возможность у школьников уже есть!

Один билет в будущее, пожалуйста

Ни о каких путешествиях во времени речь, конечно, не идёт. «Билет в будущее» – это проект ранней профориентации для школьников. Реализуется проект при поддержке государства в рамках Федерального проекта «Успех каждого реб`нка» Национального проекта «Образование». Федеральным оператором проекта выступает Фонд Гуманитарных Проектов. Региональный оператор проекта — Центр опережающей профессиональной подготовки Белгородской области.

Проект помогает ребятам лучше понять свои возможности и предпочтения, ориентируясь не только на желания и интересы, но и на психологические особенности и предрасположенности. 

Проект реализуют в Белгородской области уже третий год. В этом «сезоне» к нему подключились 112 школ и 15 тысяч детей. На платформе проекта школьники проходят тестирование и специальную игру, которые помогают найти ответ на вопрос «Кем быть?». После ребята могут записаться на экскурсии по ведущим предприятиям региона и побывать в учебных заведениях по выбранному направлению. В общем, своими глазами посмотреть, где им, возможно, предстоит учиться и работать.

Но самое главное и увлекательное – практика. Благодаря проекту «Билет в будущее» ребята 6–11 классов могут уже сейчас почувствовать себя инженерами, механиками, ветеринарами, парикмахерами, медработниками и специалистами в других профессиях.

Звучит здорово, правда? Я тоже так подумала, и решила вместе со школьниками прикоснуться к абсолютно незнакомой для меня профессии – автослесарь. Вместе с ребятами я прошла профпробы и готова делиться впечатлениями (а их ой как много!).

Искрящиеся работы

Первым делом меня провели по мастерским Белгородского политехнического колледжа. Они оборудованы всем, что требуется будущим специалистам: учебным транспортом, станками, материалами. Здесь к профессии можно прикоснуться в прямом смысле слова – собрать и разобрать двигатель автомобиля, поуправлять ковшом экскаватора или, например, взять в руки сварочный аппарат.

К последнему, кстати, меня близко не подпустили, ведь смотреть на сварку опасно – искрящееся зрелище может серьёзно навредить глазам. А вот школьники всё‑таки смогли попрактиковаться в сварочном деле. В этой работе очень важна безопасность, поэтому школьники надели костюмы из плотной ткани, специальные кожаные перчатки (они называются краги) и защитные маски с затемнённым «смотровым окошком». Вся эта экипировка защищает мастеров от летящих искр, ультрафиолетового излучения и возможных ожогов.

После этого ребята попробовали сделать несколько швов на металлической пластине. Получилось «на ура», хоть и не с первого раза.

«Крошки» и гиганты

Машины всегда были от меня настолько далеко, насколько это вообще возможно. Посмотреть, как папа или дедушка возятся под капотом, – всегда с радостью! Но всё‑таки умение разбираться в переплетениях проводов и трубок было для меня почти магическим. Особенно, если речь идёт не о привычном легковом авто, а о настоящем железном гиганте на колёсах – грузовике или тракторе.

Школьники, кажется, моё восхищение машинами тоже разделяли. По крайней мере, своих «наставников» – преподавателей колледжа – слушали с интересом и, конечно, «рвались в бой». Хорошо, что всё можно было потрогать и покрутить.

Где ещё мальчишки могли бы самостоятельно поднять кабину КАМАЗа? Алгоритм простой – убрать все лишние предметы из кабины, плотно закрыть двери, проверить исправность всех датчиков на специальной панели и вручную, с помощью рычага, откинуть кабину. Усилий пришлось приложить немало, но результат стоил того.

Работать, кстати, нужно было не только физически, но и умственно – чтобы устранить неисправность в грузовике, заглянуть под капот оказалось мало.

«Мы заранее вынули датчик, отвечающий за питание. Ребятам нужно было подключить компьютер к ЭБУ (электронному блоку управления), с помощью специальной программы провести диагностистику, после чего найти код неисправности в интернете и узнать, что именно неисправно», – рассказал один из мастеров.

А вот занятие с легковым автомобилем (по сравнению с великанами из прошлых мастерских он просто кроха!) было полезным не только для будущих автослесарей. Школьники учились готовить машину к зиме – проводили диагностику, о которой не стоит забывать ни одному водителю. Так что теперь, когда у ребят (и у меня тоже) будет собственный транспорт, мы обязательно будем помнить, что в первую очередь перед поездкой нужно проверить, насколько хорошо накачаны шины. После важно оценить уровень «незамерзайки», тормозной и охлаждающих жидкостей (он должен быть не ниже минимума) и специальным щупом проверить уровень масла. 

Если всё в порядке, можно отправляться в путь!

Выбор сделан?

Путешествие по мастерским оказалось невероятно увлекательным. Я даже немного позавидовала школьникам – вот бы и мне в старших классах проводили такие экскурсии! Они позволяют узнать больше о будущей профессии, а ещё и получить незабываемые эмоции. Вот где ещё получится посидеть в кабине настоящего экскаватора (там очень высоко и просто ужасно интересно, скажу я вам)?!

«Билет в будущее», кстати, также помогает морально подготовиться к поступлению:

«Чем чаще ребёнок посещает тот колледж, в котором планирует учиться, тем больше он адаптирован к поступлению. Он понимает свои возможности, видит, как работают мастера. И к моменту поступления школьник уже подготовлен к среде учебного заведения», – объясняет руководитель проекта Алина Листопад.

Так что от таких экскурсий одни только плюсы!

После профессиональных проб ребята признались – специальности им приглянулись. Многие даже всерьёз задумались о будущем поступлении. 

А я, хоть и впечатлилась мастер-классами, ещё раз убедилась, что после 11 класса сделала правильный выбор – факультет журналистики. Хотя с подобными занятиями сделать это было бы намного проще.

Дарина Скарлатова
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×