Легенда о Рудной Деве

-
Статья
-
Статья
Отправились однажды корреспонденты «Большой переменки» в губкинскую гимназию № 6 – посмотреть да послушать, как интересно там ребята живут и учатся. И в одном из кабинетов встретила нас… Рудная дева! Да и кабинет оказался непростой – а настоящий минералогический музей (это в школе‑то!)
Музей минералов
Оказалось, что в гимназии Рудная Дева – это не просто «хозяйка» музея, на эту «должность» выбирают самых достойных учениц. В этот раз Рудной девой выпало быть восьмикласснице Анастасии Сапрыкиной. Настя – мало того, что умница и красавица, она ещё и победитель мунципальных этапов олимпиад по физике, ОБЖ, экологии и экономике, МХК и призёр олимпиады по немецкому языку. Её фотографию мы даже на обложке этого выпуска журнала разместили!




«А коллекцию минералов нам передал известный в Губкине человек, писатель и журналист Евгений Прасолов. Мы её сохраняем и пополняем. У нас город стоит на руде и было бы просто преступлением этим не увлечься. Ездим со школьниками в экспедиции, и оттуда камни привозим…» — рассказывает директор гимназии Сергей Вольваков.






История Рудной девы
Сейчас образ Рудной Девы – Рудинки – одна из туристических «фишек» Губкинского городского округа. Придумала легенду о Рудинке руководитель отдела развития туризма «Магнитный полюс» Анета Новикова.
По образованию Анета Викторовна — филолог и юрист, увлекается историей и исторической реконструкцией. А полученная в юности профессия портного очень пригодилась, когда надо быть сшить костюм Рудной Девы. А ещё она очень любит путешествовать и более 10 лет руководит отделом развития туризма «Магнитный полюс».

Анета Викторовна много лет изучала историю и костюмы восточно-славянского племени северян, которые в VIII — начале XI веков жили в наших краях. Костюм Рудной девы разработала и сшила, используя исторические и археологические исследования на территории Белгородской и соседних областей. Фактически этот праздничная одежда девушки-славянки из племени северян.
Впервые Рудинка – покровительница рудоискателей и горняков — «вышла в люди» в 2012 году.
«Рассказ о Рудной Деве включался в тексты экскурсий. Часто при посещении территории первого ствола шахты имени Губкина или смотровой площадки железорудного карьера Лебединского ГОКа Рудинка выходила на встречу к экскурсантам. Позже образ Рудной Девы стали использовать при проведении крупных культурно-массовых мероприятий, — поведала нам Анета Новикова. — Легенда до сих пор используется в экскурсиях по городу. Кроме того, с 2016 года на территории Губкинского городского округа проходит Межрегиональный фестиваль-конкурс народных промыслов и ремёсел «Рудинка», а 2022 году состоялся фестиваль возможностей «Добрый город Губкин — РудинкаFest»».
С гимназией № 6 у Анеты Викторовны давние добрые отношения.
«С Сергеем Петровичем и его супругой Светланой Николаевной нас сблизил интерес к истории Отечества. При создании легенды я для консультаций обращалась именно к ним. Кроме того, моя дочь Анастасия, выпускница гимназии, тоже очень прониклась любовью к истории и археологии под руководством Сергея Петровича, закончила исторический факультет Ленинградского университета им. А.С.Пушкина и уже 12 лет занимается в клубе исторической реконструкции «ХIII век»», — продолжает рассказ Анета Новикова.

История костюма
Костюм Рудинки Анета Новикова сшила сама. Вручную. Без всяких швейных машинок. Даже пояс сама выткала – для этого пришлось научиться древней технике ткачества на дощечках.
«Пояс соткан на 17 дощечках из шерстяных нитей двух цветов. Выбранный орнамент — «засеянное поле» — древнейший славянский символ плодородия. Но самый интересный элемент в костюме Рудной Девы, на наш взгляд, — это головной убор, реконструированный по прорисовкам археологических находок», — рассказывает Анета Викторовна.
Женщины-северянки часто украшали свои головные уборы височными кольцами – от двух до четырёх колец с каждой стороны. К тому же у левого виска была длинная проволочная подвеска с бубенчиками. Такая есть и у Рудной Девы. Головной убор был главным украшением, а кроме этого девушки носили браслеты (обручья или опястья), которые ещё и поддерживали достаточно длинные рукава. Среди других любимых украшений северянок — кольца, перстни и шейные украшения – бусы, гривны и другие. Бусы делали из стеклянных бусин жёлтого, синего и зеленоватого цветов. К бусам подвешивали лунницы (бронзовые, серебряные или золотые пластины в виде полумесяца), бубенчики, округлые ажурные подвески, крестики, монеты.

«Бубенчики тоже были характерной особенностью одежды северянок. Их часто нашивали на одежду вместо пуговиц или прикрепляли к ожерелью и головным уборам. Для нашей Рудной Девы все металлические украшения и бубенчики сделали по прорисовкам археологических находок мастера из Великого Новгорода и Санкт-Петербурга», — добавляет Анета Викторовна.
… в костюме Рудной Девы нет ничего случайного. Даже цвета элементов одежды. Они соответствует цветовой гамме геологического разреза: желтый – это песок, белый – мел, красный – залежи руды, зелёный – почвы и растения.
Ну что ж, теперь самое время познакомиться с легендой о Рудной Деве, которую придумала Анета Новикова.
Легенда о Рудной Деве
В стародавние, давние незапамятные времена в ковыльных степях возвышенности Среднерусской жили небольшие славянские племена.
Женщины племён земли возделывали да живность пестовали, да пряжи важные пряли.
Мужчины же руды искали по лугам, мочакам (чрезмерно увлажнённым лугам – ред.) да болотам, а из найденных руд чугун-железо выплавляли.
В семье одного из рудоискателей росла и расцветала дочь-красавица по имени Рудинка (кровинка). На все руки мастерица чудная: и ткала, и шила, и по грибы-ягоды хаживала, да родителю помощница – ловко управлялась она с «волшебной» лозой.
Однажды пошла она собрать ягоду-землянику для своих сестрёнок да братишек младших. Ходила долго, набрала много, дело доброе сделав, домой пошла.
А за то время на селение кочевники злые налетели: кого не убили – в полон увели. Цветом красным светили остывающие пепелища…
Рудинка плакала, кричала, звала родных отца с матерью, да сестёр, да братьев своих, но ответом ей был только шелест степной травы.
Упала она на землю, взмолилась: «Расступись ты, мать-сыра земля, забери меня со свету белого, ничто мне теперь здесь не мило!»
И расступилась мать-земля, раскрылась пещерою. Как вошла туда девушка, дивно-дивная картина глазам её предстала: под сводами пещеры солнечными зайчиками вспыхивало «кошачье золото», багряными волнами расползался «кровавик», из под ног в руки сами просились «гороховые камни».
«Так вот где земля-матушка хранит свои богатства, их бы отцу-родителю показать», — подумала девушка и повернулась к выходу.
Но вспомнила, что некому показать земные сокровища, и самой некуда возвращаться. Осталась она в пещере, разглядела все до единого камушка, во многих узнала старых знакомцев, а тем, что встречала впервые, давала свои ласковые названия.
Много ли, мало ли дней прошло-минуло с той поры, но явился однажды пред нею Повелитель всех недр земных, и за усердие и любовь к родной земле вручил ей ключи от крепких запоров, сделав хозяйкой рудных залежей.
А на земле, тем временем, шумели – гремели, пролетали годы, столетия… Люди- труженики по‑прежнему, искали, добывали руду. И там, где честным, благородным рудокопам встречались богатые жилы, можно было увидеть красивую девушку в одеждах рудого цвета…
А вы знали?
В старину многие камни и минералы носили другие названия, не такие, как сейчас. Вот и в легенде о Рудной деве речь идёт вовсе не о вымышленных камнях.
Например, «кошачье золото» — это минерал пирит, очень похожий на золото. В древние времена с его помощью получали огонь. В переводе с греческого pyrites lithos – огненный камень или огниво.

«Кровавик» — это минерал гематит, в нём много соединений железа, поэтому он считается одной из главнейших железных руд. А красноватый цвет (в переводе с греческого гематит означает кроваво-красный) дают ему именно соединения железа.

«Гороховые камни» — это минерал лимонит, тоже одна из главных железных руд. Учёные установили, что его добывали и использовали ещё в 2500 году до нашей эры! В отличие от гематита, у лимонита цвет желтовато-бурый (название произошло от слова «леймон»: в переводе с греческого — луг, что связано с его распространением на лугах и болотах). Название «гороховые» — тоже пошло от желтого цвета руды.
