Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 01 сентября 2022
 Николай Рухленко 337

Цветочная педагогика

Цветочная педагогикаФото: Вадим Заблоцкий
  • Николай Рухленко
  • Статья

Почему народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям»

В моём родном селе Ольшанке тех, кто разводил цветы, именовали «цветочница Анюта». Когда произносили это выражение, то ощущалось какое‑то почтение к человеку. Звучало это выражение и из уст моего отца. А в моей детской голове рождались вопросы: откуда цветочница Анюта, почему Анюта, а не другое имя, сколько ей лет, почему именно она заслужила такое внимание, что позволило ей стать известной? А ответ, наверное, таился в довоенной песне Модеста Табачникова на стихи Георгия Строганова «Цветочница Анюта». Песня понравилась народу. В ней есть такие потрясающие строки: «Там, где цветы, — всегда любовь, и в этом нет сомненья. Цветы бывают ярче слов и лучше объясненья»… О том, как цветы… «участвуют» в воспитании, и не только эстетическом, и хотелось бы поговорить в этой публикации.

О пионе, вербене и портулаке

Цветы привлекали меня с самого раннего детства. У бабушки Моти в саду росла яблоня, это был сорт райка, на ней были маленькие плоды, но их всегда было великое множество, а когда яблочки созревали, то из них варили удивительное, ароматное, бесподобное, волшебное варенье. Бабушка ласково называла эту яблоню «раечка». Может, потому, что дочь звали Раей, кто его знает? Так вот под яблоней была небольшая полянка, где росли подснежники и красавец пион, как она говорила, старинный пион. Им она гордилась, любовалась и охраняла. В шестидесятые годы прошлого века обладателей пионов в нашем селе (село Ольшанка Чернянского района) можно было пересчитать по пальцам. В пору цветения пионы становились предметом охоты отдельных подростков. Поэтому пион бабушка охраняла от их посягательств. А я понимал, что для бабушки куст пиона очень дорог. Даже когда он отцветал, то всё равно был украшением сада. Помню, как в один год весной пион долго почему‑то не появлялся и как бабушка неутешно горевала, мол, пропал любимец. А он не погиб, просто в ту весну долго почему‑то думал, не пробивался, а потом на радость бабушке вдруг появился. В доме у неё тоже было много цветов, всё больше фикусы, да китайские розы (в народе называют гибискус), да калачики (другие названия — герань, пеларгония). Спустя годы пришло понимание, что человек, любящий и разводящий цветы, не способен на подлость. Бабушка была светлым, добрым, простым, бесхитростным человеком. Бабушкина страсть к цветоводству передалась её дочерям Раисе и Лидии. А ещё с таким увлечением пришла в новую семью невестка Мария, которой уже за восемьдесят, а в цветах по‑прежнему утопает её двор.

Мне, рождённому в Ольшанке, предстояло учиться в Ольшанской средней школе. В то время здесь работал звёздный состав педагогов. Звёздный — в смысле сильный. Даже очень сильный. Мне, действительно, повезло. Когда мы пришли в пятый класс, в расписании появилась ботаника, которую вела Валентина Сергеевна Поспехова. Вела так вела: красиво, увлечённо, доходчиво, каждый урок превращала в своего рода поэму. Но открытие нас ждало с наступлением летних каникул. По графику мы должны были ходить на учебно-опытный участок. И так за всё лето семь раз. Труд на участке Валентина Сергеевна умела превратить в радость. По тем временам здесь произрастало такое количество цветочных растений, что мы диву давались. А сколько опытов было поставлено! А какая в центре участка была клумба, сделанная в форме конуса! На этой клумбе рос портулак. Когда он зацветал, то клумба превращалась в шикарный разноцветный ковёр. Мы, как вкопанные, останавливались возле неё, и смотрели-смотрели в восторге. В педагогическом арсенале Валентины Сергеевны было множество легенд. Одну из них она всегда приберегала на тот момент, когда зацветала клумба.

Как добрая сказочница, она начинала рассказывать, что на одной далёкой звезде, где всегда было лето, жила семья Портулак: папа, мама и 21 ребёночек. Все детки миленькие, хорошенькие, все близнечики. Их надо было как‑то различать, и родители придумали: связали им шапочки всех цветов и оттенков радуги. А детки были весёлые, озорные, быстрые, чтобы уследить за ними, чтобы детки не потерялись и чтобы гуляли вместе, родители привязывали их растягивающимися ниточками. А ещё, оказывается, им нельзя было снимать шапочки, потому что без них неминуемо падение на Землю, именно на такую участь колдунья обрекла деток своим проклятием. Но однажды все дети опять отправились гулять в долину, там бежал чудесный ручей, росли удивительные цветы, дети бегали, играли, веселились. Им стало жарко, они сорвали шапочки и – мгновенно улетели на Землю, а долетев, превратились в красивые цветы всевозможных оттенков. И цветёт теперь похожий на звёздочки портулак, радуя людей. 
Цветущий портулак Цветущий портулак / Фото: https://pro-dachnikov.com/rastenija/42140-portulak-sonja-posadka-60-foto.html

А у нас, детворы, вот такие легенды рождали вопросы: что это за близнечики, слово какое необычное, интересное, и почему у папы и мамы был 21 ребёночек, а не 20 и не 22, и что сталось с папой и мамой, когда их дети попадали на Землю, и почему колдунья так поступила с замечательными детьми, ведь так поступать жестоко… А Валентина Сергеевна как бы невзначай да и говорит:

«А вот вы, ребята, подумайте над этими вопросами дома, а в следующий раз, когда придёте, я вас послушаю, и мы обязательно найдём ответы». 

А в Ольшанке портулак так и называли: коврик. Цветочек портулака живёт всего лишь один день, потому коврик клумбы на учебно-опытном участке был каждый день разный. Эта клумба дарила нам каждый раз радость встречи с прекрасным. На участке я впервые увидел вербену. Валентина Сергеевна, увидев мою реакцию, решила поддержать интерес. Это сейчас множество источников информации, а тогда главными носителями знаний были учитель, учебник и книга. Главное то, что слово учителя не улетучивалось, а оставалось с тобою и в тебе. До сих пор помню приведённые учителем народные названия вербены: голубиная трава, железная трава, чугунная трава. Вот тогда, стоя у островка цветущих вербен, дал слово: обязательно такие цветы выращу у себя в саду. И вырастил. Это я потом узнал, что вербену ещё называли «крестной травой» (от слова крест). С латыни название растения переводится как «священная ветвь». Но моя учительница, даже если знала, не могла в шестидесятые годы делиться с нами такой информацией, это было под запретом, и если бы она нам это сказала, а начальство узнало, то Валентина Сергеевна была бы наказана. 

Как гласит христианская легенда, вербена была впервые найдена на Голгофе у подножия креста, на котором был распят Спаситель. Вербеной пробовали остановить кровь, которая текла из ран Иисуса Христа. Оказывается, христиане никогда не рвали вербену, не перекрестившись, что подтверждает особое почитание этого растения. Впоследствии, уже будучи взрослым, я узнал о существовавшем поверье, согласно которому, если юноша будет носить на себе корешки вербены, а девушка листья, то влюблённые будут всегда тянуться друг к другу и станут единым целым, так как листья и корень – это неразрывные части одного растения. Как трава любви, вербена помогает против гнева, гасит эмоции и приводит в весёлое расположение духа. Наши предки на шею детям вешали ладанку с вербеной, чтобы пробудить тягу к знаниям.

А потом Валентина Сергеевна, как бы между прочим, завела разговор о самом растении: однолетнее или многолетнее, травянистое или полукустарниковое, что из себя представляют стебель, листья, цветки, плод, распространение, хозяйственное значение, применение, вербена в культуре…

Как‑то прочитал, что корни вербены лекарственной применяют при мариновании огурцов для придания им особого аромата, поделился с женой, попробовали: действительно так. Биологические познания Валентина Сергеевны Поспеховой были настолько широки, что мы, затаив дыхание, её не могли наслушаться.

На учебно-опытный участок каждый раз я не просто шёл, а бежал. И каково моё было удивление, когда на первосентябрьской линейке в 1970 году директор школы Иван Андреевич Карамзин перед всем строем мне вручил районную грамоту как лучшему юннату. Потом были другие награды, но эту всю жизнь считаю одной из самых дорогих. 
Вербена бордюрная Вербена бордюрная / Фото: https://pro-dachnikov.com/rastenija/40760-verbena-gibridnaja-na-klumbe-73-foto.html

Работая затем много лет директором сельской школы, всегда относил учебно-опытный участок к важнейшему средству трудового воспитания.

Валентина Сергеевна Поспехова умела придать работе на участке увлекательность и значимость. Каждый год делянки имели нетрадиционную форму. Посадки овощных и полевых культур чередовались с цветочно-декоративными, что придавало эстетический вид. На участке мы выращивали различные лекарственные растения. Каждый год Валентина Сергеевна старалась разнообразить видовой и сортовой состав растений для лучшего знакомства с ними и агротехникой их выращивания нас, школьников. Всю работу на учебно-опытном участке венчал традиционный праздник урожая.

Имеющий в руках цветы

Плохого совершить не может!

В нашем дворе межа от соседки Прасковьи Ивановны, умной пожилой женщины, так и сыпавшей народной мудростью – пословицами, поговорками, присказками, была в виде склона. Так вот на этом откосе росла мальва, в селе её почему‑то называли рожа (звучит, конечно, не очень привлекательно и совсем не соответствует очаровательности цветов). Каких только оттенков здесь не было! Мне больше всего нравились нежно-лимонные мальвы. Кстати, Прасковья Ивановна стала другом моего детства. А этот мальвовый склон остался навсегда в моей памяти: 

Пусть на розы они непохожи,

Поскромней будут эти цветы,

Мальвы — это не розы, но всё же,

Сколько в скромности их красоты!

Валерий Гулянов

Когда в 1978 году после окончания института я приехал работать в село Орлик Чернянского района, то пришлось два года жить на частной квартире. Хозяйка, Мария Петровна Котлярова, оказалась на редкость удивительным человеком. В двадцать с небольшим оставшись вдовой (муж погиб на фронте в Великую Отечественную), она не сломилась, не обозлилась, а продолжала полноценно жить, трудиться в колхозе, воспитывать сына, заниматься домашним хозяйством. В 1978 году ей уже было за шестьдесят. А она ни минуты не позволяла себе быть без дела. А хозяйство было немаленькое: корова, телёнок, поросёнок, курочки, утки. Огород был в идеальном состоянии. Выращивала абсолютно всё, без этого всего жизнь в селе немыслима, так ещё специализировалась на выращивании лука-севка, который потом люди с удовольствием покупали. Луком-севком Орлик всегда славился. А ещё Мария Петровна была очень большой любительницей цветов. Двор утопал в цветах с ранней весны до поздней осени. Тюльпаны, хризантемы, георгины, гладиолусы, астры, бархатцы, каллы, золотой шар — далеко не полный список цветов, украшавших двор. Соседи, знакомые, просто прохожие заходили или заглядывали во двор и говорили: «Ой, Петровна, когда ты успеваешь?» А она в ответ:

«Просто надо захотеть. Они (цветы) как живые, мне с ними легче, они меня радуют».

Более того, она знала и чувствовала характер цветов. Из георгинов она выделяла сорт «Красный галстук», огненный, на солнце горел, нет, точнее полыхал, глаз не оторвать. Однажды, когда Петровна поехала в Горловку в гости к сыну, она увидела на городской клумбе канны, эти цветы так ей понравились, что она решила во что бы то ни стало раздобыть их, чтобы они росли в её дворе. Достала (привезли знакомые из Губкина), зимой сберегала, а когда ближе к осени они расцветали, не могла нарадоваться. Мария Петровна была как магнит, она притягивала к себе других цветоводов, среди которых особо выделил бы Татьяну Ивановну Котлярову и Раису Сергеевну Борзилову. Любимой их темой разговора, когда они встречались, были цветы. А Раиса Сергеевна была вдобавок ещё и мастерицей — она вязала крючком уникальные вещи, а основой узора были те самые цветы, которыми она окружала себя в реальной действительности. Когда мы с женой уходили от Петровны в свой дом, то уже знали, что наш двор без цветов не будет. Несмотря на множество забот, время для выращивания цветов всегда находили. Их ассортимент был настолько расширен, что сама Петровна потом диву давалась. Это потом наши соседи признались, что когда мы утром уходили на работу, то они приходили, открывали калитку и любовались цветами.

А потом был долгий период работы в Орликовской средней школе, в которой учителем биологии работала Александра Трофимовна Савина. То, что она была славным учителем, это одно, другое, она была замечательным воспитателем, использовавшим в качестве средств воспитания землю и цветы. Школьные гектары утопали в цветах. Она очень любила сальвию и циннию. А в теплице выращивала к 23 февраля и к 8 марта, нет, не тюльпаны, а низкорослые бархатцы, именно к этим праздникам они расцветали. Букетик бархатцев воспринимался как самый дорогой подарок. Все рекреации школы утопали в цветах, ухаживали за ними ученики, тем самым постигая секреты комнатного растениеводства. На одном из педсоветов Александра Трофимовна привела слова Владимира Солоухина: «Имеющий в руках цветы, плохого совершить не может». 

Она была уже в возрасте, много чего повидала на своём веку, её уважали, поэтому прислушивались.

А она размышляла: вот, мол, мы ищем эффективные средства эстетического воспитания детей, так берите, используйте проверенное средство, каким являются цветы. А на родительских собраниях она ненавязчиво наставляла, что цветы учат добру, развивают художественный вкус, утончают чувства. Очень важно пробудить в детях желание украсить цветами свой дом, квартиру, школу — цветы должны быть всюду, где проходит наша повседневная жизнь. Она превратила выращивание цветов в очень интересное и увлекательное занятие, этому она терпеливо и грамотно учила детей. 

Цветы разводили в классах, на пришкольном участке, здесь проводили интересные опыты, а вместе с тем и расширяли знания по биологии. Александра Трофимовна учила детей, как создать правильный цветник. Моя дочь Нина, в своё время прошедшая савинскую юннатскую школу, до сих пор вспоминает слова своего педагога:

«Девочки, девочки, вот увидите, наши занятия не пройдут бесследно, всё равно вам захочется дома у себя на участке создать свой собственный цветник, который будет вам помогать жить. Раз прикоснувшись к красоте, вы уже без неё не сможете».

А чтобы это произошло, она учила детей способам цветочного оформления, подбору ассортимента декоративных растений открытого грунта, правилам и приёмам выращивания рассады и черенкования растений, основным способам размножения растений, мерам борьбы с болезнями и вредителями растений. Как‑то пришла дочь домой после занятия в юннатском кружке и говорит:

«А нам Александра Трофимовна сказала, что кукуруза – это нянька для огурцов, что подсолнечник тоже для них нянька. Это как?»

Спрашиваю у дочери: «А что, Александра Трофимовна не объяснила?» В ответ: «Да нет, она сказала, чтобы мы побеседовали с родителями, бабушками, дедушками». Говорю: «Ну хорошо». Благо, что опыт огородничества имели.

Стали разбираться, как это кукуруза для огурцов нянька. Действительно, многие огородники практикуют высаживание огурцов около кукурузы. Да и мы сами, по подсказке наших бабушек, делали так же. Имеет ли это смысл и какие преимущества у такого соседства? 
Оказывается, высокая кукуруза заменяет огурцам шпалеру. Они дотягиваются усиками до стеблей кукурузы и по ним взбираются вверх. Чем это хорошо? Огурцы не лежат на земле, их лучше видно и легче собирать. При таком способе выращивания плодоношение огурцов продлевается, огурчики можно собирать практически до сентября, растения реже заражаются грибковыми болезнями, кроме того, кукуруза защищает огурцы от ветра и палящего солнца. Корневая система кукурузы проникает на большую глубину, а у огурцов корни располагаются на поверхности и потому они не конкурируют друг с другом в борьбе за питательные вещества. Плети огурцов, использующие стебли кукурузы в качестве опоры, не травмируются, не сохнут и дают много плодов. 

С кукурузой разобрались, а вот подобной практики с подсолнечником и огурцами ни у нас, ни у наших бабушек не было. Мы решили попробовать это сделать на следующий год. Сделали, но пришлось отказаться от таких посадок, уж больно листья у подсолнечника шершавые, все руки после сбора огурцов оказывались поцарапанными. 

А дочь и не думала отказываться от этой темы и настойчиво продолжала требовать: почему всё‑таки нянька? Полезли в толковый словарь, вспомнили известных нянь, прочитали про их обязанности. Если основная функция няни – это уход за чужими детьми, то кукуруза по отношению к огурцам выполняет то же самое. А потом у нас были темы: «Растения-опекуны», «Красота с пользой, или Цветы против вредителей». 

Мальва многолетняя Мальва многолетняя / Фото: https://pro-dachnikov.com/rastenija/43068-malva-nizkoroslaja-mnogoletnjaja-73-foto.html
Александра Трофимовна Савина – это по большому счёту педагог-просветитель. Жители Орлика, видя, как на учебно-опытном участке овощные культуры росли вперемежку с цветочными, уточнив суть, переносили такую практику на свои огороды. В первую очередь для того, чтобы обезопасить овощные культуры от вредителей, болезней, к тому же это улучшало биоразнообразие. Многие огородники предпочитали высаживать цветы по периметру грядок или всего участка, это помогало привлечь полезных насекомых, которые способны бороться с теми или иными вредителями. К тому же многие виды цветов являются растениями-репеллентами, которые отталкивают вредителей. 

Кроме борьбы с наземными вредителями, цветы помогают поддерживать здоровую экологию сада и огорода, снижают уровень эрозии и улучшают структуру почвы. Рядом с грядкой гороха на своём огороде, чтобы на него не нападала тля, мы сажали несколько кустиков календулы. Вы знаете, помогало. А ещё рос у нас огуречник лекарственный. Он не только был защитником от вредителей, мы его с удовольствием добавляли в окрошку, так как съедобные листья имели привкус огурца. У многих на огородах росла космея, кроме того, что она всё лето обильно цветёт, так ещё её пёстрые цветочки привлекают пчёл, шмелей, божью коровку, а это дополнительное опыление и, как следствие, большие урожаи. Божья коровка хоть и выглядит изящно в своём красном наряде с чёрным горошком, но это насекомое очень прожорливо и особенно любит тлю и трипсы. А чего стоят в огороде уникальные бархатцы, которые благодаря источаемому химическому веществу великолепно сдерживают вредителей не только сверху, но и в почве. Нельзя не прибавить к этому настурцию, циннию…

Когда дети – главные просветители

Учебно-опытный участок, если на нём грамотно организована работа, — это большая жизненная школа, которая формирует добросовестное отношение к труду, воспитывает эстетические чувства, прививает любовь к природе, ориентирует на производство экологически чистой продукции.

Первые годы в Орлике, когда весной в окрестных лесах распускались пролески, можно было наблюдать такую картину: все старались пойти в лес и нарвать по большому букету этих первоцветов, которые буквально через день-другой теряли своё изящество и хрупкую шедевральность, и люди выбрасывали их в мусор. Была организована большая просветительская работа среди всех слоёв населения, а главными просветителями стали дети. Ну что ж, постепенно рвать первоцветы стали меньше. Применяли в школе разные средства и методы.

В своей учительской практике широко применял тематические уроки русского языка. Это уникальная возможность объединить процесс обучения и процесс воспитания. Один из тематических уроков «О девственный цветок — весенних грёз предтеча» был посвящён подснежнику. В каждое слово поэт Игорь Северянин вложил огромный смысл. 

Проводился урок в Международный день подснежника 19 апреля. Подснежник – это символ пробуждения весенней природы, первого порыва к солнцу и свету. Как увидишь этот цветок, в сердце поселяется весна, и даже временный возврат холодов уже не может испортить радостного настроения. Но там, где ещё три десятка лет назад подснежников было много, сегодня пустые поляны. Подснежники оказались в Красной книге по вине людей, которые варварски их собирают. Первоцвет стал жертвой человеческой любви из‑за массового уничтожения на букеты. Да, эти цветы прекрасны, но только в природе, сорванные цветы живут всего несколько дней. Не пора ли ужесточить меры по отношению к собирателям? У наших потомков должна быть возможность увидеть это чудо природы вживую, а не только узнать о нём с картины или из литературы.

Двор школы № 3 г. Строитель Яковлевского округа – это настоящий парк Двор школы № 3 г. Строитель Яковлевского округа – это настоящий парк / Фото: Александра Талалаева

Белгородская сирень

Один из самых чудесных месяцев в году – это май. Майских чудес множество. Но одно из самых-самых – это время цветения сирени, которая ошеломляет своими присутствием, ароматом, буйным цветом. Май с цветущей сиренью превращает землю во что‑то сказочное. Однажды по телевидению накануне Дня Победы шла передача. Так вот её участники вспоминали, что когда закончилась война, то в Европе цвела сирень. Причём цвела невероятно пышно, как будто приветствовала наступление мира. Цветущая сирень сопровождала солдат на всём протяжении возвращения в родные края. В России она расцветала позже. Сирень стала символом Победы. Меня красавица сирень сопровождала с самого детства, у соседки Прасковьи Ивановны в саду она занимала не менее двух соток. Каждый год вот эта лиловая волна как будто плыла на тебя, демонстрируя торжество жизни, рождая новые надежды и мечты. Очень люблю полотна выдающегося советского живописца Петра Петровича Кончаловского, на которых он запечатлел необыкновенную красоту цветущей сирени. Его цветочные натюрморты – это подлинные шедевры. Именно благодаря им он и прославился. Когда я работал в школе, то мы каждый год с учениками проводили урок, посвящённый сирени. Это было сочинение-описание сирени по картине Петра Кончаловского. Причём старался всякий раз предлагать детям новую картину художника, благо картин с изображением сирени он создал очень много. Сирень в вазе, в горшке, в корзине. Сирень фиолетовая, белая, розовая, бордовая, лиловая, со множеством цветов и оттенков. 

Одна из картин «Сирень в корзине» потрясает особенно. Она вызывает немой восторг. Когда я впервые её увидел, то я как будто замер. Я смотрел и смотрел, оторваться‑то невозможно. Сирень – это предмет обожания великого множества людей. Эта картина имеет и другое название «Героическая». Почему художник посчитал сирень героической, в чём её подвиг? Этот вопрос всегда у детей вызывал большой интерес. Гипотезы были самые разные. Картина Кончаловского – это своего рода художественная песня, посвящённая весне и красоте пробудившейся природы. Вот такие уроки делали душу ребёнка тоньше, чище, совершеннее. 

 

Картина Петра Кончаловского «Сирень в корзине» (1933) Картина Петра Кончаловского «Сирень в корзине» (1933) / Фото: https://art-assorty.ru/67649-konchalovskij-siren-v-korzine.html

С 2018 года в нашей области успешно реализуется проект «Белгородская сирень», главная цель которого не столько в том, чтобы поднять отечественное сиреневодство на новый уровень, создать новые сорта этой душистой культуры, а прежде всего в том, чтобы окружающее пространство было украшено ею и чтобы эта красота была мощным фактором воспитания. Радует, что именно наш Белгородский государственный университет со своим Ботаническим садом стал центром селекции сирени мирового уровня.

О цветах лучше, чем Василий Сухомлинский, не скажешь:

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту… Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе…». 

В книге «Победная  сирен» рассказывается о сортах белгородской сирени и истории их названий В книге «Победная сирен» рассказывается о сортах белгородской сирени и истории их названий / Фото: Елена Мельникова

«Цветы… привязывают наши сердца к родному краю»

Цветы во все времена украшали жизнь людей. Цветами мы выражаем эмоции, отношение к тому или иному человеку, отмечаем знаменательные события своей жизни – юбилеи, праздники. Букеты живых цветов возлагаем к памятникам. День знаний, День учителя, Последний звонок, выпускной вечер невозможно представить без цветов. Цветы радуют, возвышают, облагораживают, делают человека более восприимчивым.

Мама моей жены Клавдия Николаевна Миронова цветам уделяла особое внимание. Чем она объясняла такую большую любовь к ним? «Всё просто, — говорила она. – Цветы прекрасны. Они привязывают наши сердца к родному краю». А её мама Попова Мария Семёновна как‑то сказала, что цветы нам подарены Богом. Действительно, эти две женщины в своей заполненной трудом жизни находили время для цветов, которые были их постоянными спутниками. Они окружали их везде: во дворе, в доме, в палисаднике. Они были на вышитых полотенцах, скатертях, наволочках, дорожках, накидках, покрывалах, занавесках. Рисунки из цветов придавали вещам красоту, создавали благоприятную во всех отношениях атмосферу, узоры из цветов не были чужими, купленными, они были созданы своими руками в долгие зимние вечера, в них чувствовалась добрая душа. Вот с этими вышитыми цветами были неразлучны понятия любви, добра, ощущения счастья и позитивного настроения. Цветы заряжали пространство в доме положительной энергетикой. На одной из рукодельных картин были вышиты колосья ржи вперемежку с васильками. Зрелище бесподобное. Васильки смотрелись как будто осколочки голубого неба. 

Как тут не вспомнить легенду, родившуюся на Руси. Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: «Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы — благоухание и цвет, леса — таинственный шёпот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья». «Я тебе благодарна, — отвечала нива. — Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю её золотом. По‑другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви». «Хорошо, — согласилось небо,— если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе». Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба — василькам и шепчут им нежные слова. Вот таким дидактическим материалом для орфографического, пунктуационного, синтаксического, лексического анализа я старался наполнить свои уроки, такой дидактический материал у школьников вызывал неподдельный интерес. 
В Клименковской школы Вейделевского района территория тоже больше похожа на прекрасный парк В Клименковской школы Вейделевского района территория тоже больше похожа на прекрасный парк / Фото: Вадим Заблоцкий

Приведу ещё несколько примеров. В 1937 году Валерий Чкалов, отправляясь в полёт через Северный полюс в Америку, взял в кабину самолёта васильки и в знак доброго расположения поднёс их первым встретившим его американцам. Ставлю в связи с этим перед детьми два коротких вопроса: почему васильки и что они олицетворяли? Как‑то довелось участвовать в научно-практической конференции в Волгограде. Один коллега рассказал о том, что неподалёку от въезда в Волгоград, на месте бывших ожесточённых боёв установлен необычный памятник: девочка с васильками в руках склонилась над солдатским письмом-треугольником, на котором выгравированы слова гвардии майора Дмитрия Петракова дочери Миле:

«Идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды. И здесь же растёт цветок… Очередной взрыв… Василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не поднял, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой, как с этим цветком». 

Мы съездили к памятнику, а потом впечатлениями поделился со своими учениками. Говорю ребятам: порассуждайте о судьбе цветка и о судьбе ребёнка, что общего, кто из художников рисовал васильки? Оказывается, василькам посвятили живописные работы многие художники. У Игоря Грабаря они присутствуют на многих картинах. 

У меня есть родственница, которая родилась на Белгородчине, а затем много лет прожила в Санкт-Петербурге. Но, даже живя и работая в северной столице, она каждый год приезжала в село Захарово, что в Чернянском районе. Наша Люсенька не раз в беседе говорила:

«Вот наступает весна, а моя душа рвётся на родину, такая тоска нахлынет, вспомню, представлю родной лес, родные овраги, родной луг, родной бугор с их цветочным разнотравьем, и становится легче».

Когда навещаем её, то, приезжая, видим, что у неё всегда на столе стоит букетик скромных полевых цветов. Не знаю почему, но и трапеза с этим букетиком проходит по‑другому: теплее, уютнее, сердечнее.

Если бы цветы умели говорить, то мы бы узнали много чего интересного. Моя дочь Нина, увлёкшись цветоводством, говорит:

«Папа, нет некрасивых цветов. Это на первый взгляд некоторые цветы могут показаться примитивными. А стоит только всмотреться повнимательнее – и увидишь настоящее чудо, всю прелесть, душу цветка. Цветы очень тонко чувствуют человека. Казалось бы, ни с того ни с сего перестал расти георгин, выбросил уже цветочные бутоны, а вот нет ходу дальше, распустился один бутон, а цветок мученый, весь скрюченный, уродливый. Стала несколько раз в день подходить к растению, разговаривать, сочувствовать, убеждать, поглаживать листочки. Что ты думаешь? О чудо! Но георгин стал поправляться. Через некоторое время следующие бутоны распустились в пышные цветы. Проверено на собственном опыте, цветы чутко реагируют на любовь и заботу, отвечают взаимностью, когда на уход не жалеешь ни сил, ни времени, ни труда. Когда цветы получают настоящий уход, то они становятся источником искренних улыбок».

Школьный двор-цветник

Можно ли школьный двор городской школы превратить в цветник? Да, можно. Подтверждением тому 41-я школа г. Белгорода. Что для этого нужно? Прежде всего поставить перед собой цель, а затем её реализовать. Что и сделала директор этой школы Елена Викторовна Осетрова. Для озеленения здесь применены однолетние, двулетние и многолетние растения открытого грунта, а также различные декоративные деревья и кустарники. При подборе растений, конечно, отдано предпочтение многолетникам, так как они растут и цветут много лет подряд, а выращивать их легче, чем однолетние. Цветник в этой школе красив с ранней весны до поздней осени. 

Двор белгородской школы № 41 каждое лето утопает в цветах в буквальном смысле Двор белгородской школы № 41 каждое лето утопает в цветах в буквальном смысле / Фото: Павел Колядин

Непростая это задача – создать цветник, который бы с марта по ноябрь радовал окружающих своей красотой. Однако, если очень хочется, то обязательно получится. Подбирая цветочные растения, Елена Викторовна учитывает форму, размеры и окраску цветков и соцветий, сроки и продолжительность цветения. Она отдаёт предпочтение розам, тюльпанам, нарциссам, пионам, лилиям, ирисам, потому что они отличаются исключительно высокой декоративностью и вызывают восхищение. Большую ценность для цветочных композиций составляют растения раноцветущие — это прежде всего тюльпаны, гиацинты, крокусы, мускари. Эти растения умело встроены в композицию среди многолетников. Чего здесь только нет: сирень, форзиция, жимолость, спирея, гортензия… Некоторые цветки, казалось бы, невзрачные, не отличающиеся особой яркостью и пышностью, тем не менее придают цветникам оригинальность, влияют на общий пейзаж. 

Существенное значение играет и аромат, который не только благотворно влияет на состояние человека, его эмоции, настроение, но и способствует оздоровлению окружающей среды. Для декорирования стен, заборов, беседок применены вьющиеся растения. Широко используют хосту

Елена Викторовна лично составила календарь цветения имеющихся растений. И подбирает она их так, чтобы конец цветения одного вида совпадал с началом цветения другого. В восторг приводят созданные альпинарии — искусство компоновки неживых камней и живых растений. Широкое распространение получили вазы, переносные контейнеры, декоративные стенки. В последнее время здесь появилось новое направление — натургартен. Жителям окружающих домов школьный цветник дарит настоящий праздник, они идут сюда, чтобы утолить голод по красоте, чтобы жизнь стала более выразительной. Цветник 41-й школы, действительно, способен расцветить разными красками наши будни, добавить в них торжественности, ведь цветение растений символизирует новую жизнь, молодость, весну, торжество всего живого. 

Цветник 41-й как бы спрашивает: «Хотите сделать жизнь прекраснее? Тогда выращивайте цветы, любуйтесь их красотой, делитесь радостью созерцания с окружающими. Не живите в ожидании праздника, а творите сами этот праздник. Не забывайте, что именно красота спасёт мир, а что есть на свете красивее цветов?»
Двор белгородской школы № 41 каждое лето утопает в цветах в буквальном смысле Двор белгородской школы № 41 каждое лето утопает в цветах в буквальном смысле / Фото: Павел Колядин

Белгород в цвету

В прошлом году в Белгороде был проведён первый международный фестиваль «Белгород в цвету». На протяжении нескольких недель мы были свидетелями, как шла к нему подготовка. Причём всё это было очень цивилизованно, не было нигде куч мусора. В центре города, возле рынка и парка сажали на клумбах цветы, из которых выделил бы шалфей и лаванду, уж очень они смотрелись как‑то необычно для городских клумб, поэтому и вызывали особый интерес. Каких только бархатцев не было! К ним у меня любовь и почтение с детства, потому что в нашем селе они росли в каждом дворе и палисаднике. Моя мама, Ефросинья Демьяновна Рухленко, всегда находила для них место в саду вдоль дорожки, ведущей на огород. 

А ещё в саду рядом с грушами, яблонями, сливами, вишнями росли несколько черёмух. Очень любила она это дерево. У одной из черёмух была особенная судьба. Когда я учился в начальных классах, учительница среди зимы дала задание срезать несколько веточек разных деревьев, поставить в воду и затем наблюдать за ними. Где‑то недели через две на веточке появились белые корешки. У мамы в погребе не знаю зачем была припасена земля, и мы вместе посадили веточку в горшок, она прижилась, а потом весной маленькое деревце посадили в саду. И представляете, очень интересно было видеть, как из веточки выросло большое, пышное, красивое дерево, которое каждый год радовало душистыми белыми цветами. Бывало, мамочка подойдёт к красавице в нежном кружевном наряде, обнимет и стоит. О чём она думала в это время, к сожалению, уже никогда не узнаю. Очень люблю черёмуху, потому что она помогает осознать красоту родного края.

Простите, что отошёл от темы фестиваля. Так вот непосредственно перед его началом стали появляться различные арт-объекты. Цветы посадили на балконах домов, что напоминало небольшие европейские города, запечатлённые на картинах и фотографиях. А сердце, созданное из красных цветов?! Сказать, что это было красиво, это ничего не сказать, это было очень душевно. Всё это цветочное бесподобие сочеталось со звучащей музыкой, которую горожанам дарили музыкальные коллективы. На белгородском Арбате появилось много каменных скульптур, они продолжают стоять, рядом с ними любят фотографироваться горожане. Все были в восторге от скульптур из сена. Во время фестиваля телефоны практически у всех гуляющих находились в режиме «Наготове».

Фестиваль «Белгород в цвету», который прошёл в сентябре прошлого года, принёс белгородцам массу положительных эмоций. Фестиваль «Белгород в цвету», который прошёл в сентябре прошлого года, принёс белгородцам массу положительных эмоций. / Фото: Вадим Заблоцкий

А с 1 по 3 мая этого года в Белгороде прошёл фестиваль «Река в цвету». Белгородцы всю зиму пребывали в ожидании, ведь они видели, как осенью шла активная посадка луковиц тюльпанов. Их было высажено более 2,5 миллиона! Можно было только представить, как будет выглядеть город весной. Майский город с расцветшими тюльпанами превзошёл все ожидания. Жители и гости были удивлены, потрясены, восхищены. Восторг зашкаливал. Парк Победы, набережная Везёлки стали местом паломничества горожан и гостей города. Река и всё пространство набережной заполнили удивительные по оригинальности арт-объекты и флористические композиции. Было заметно, что воздействие красоты и красотой просто зашкаливало. У многих возникало желание сделать так же на своих участках. Это как в фильме: продолжение следует… А стремление продолжить тут же поддерживалось, потому что работала ярмарка саженцев, где был огромный выбор. Очереди за саженцами видел своими глазами. 

Отличительной чертой фестиваля стала сильная и интересная образовательная составляющая, включающая мастер-классы, стенды с информацией о природе родного края. Каждый, кто хотел, мог почерпнуть идеи ландшафтного дизайна и современной флористики и перенести на свой приусадебный участок. Была предложена содержательная музыкальная программа — от игры уличных музыкантов до выступлений профессиональных артистов филармонии. Здорово то, что много мероприятий было рассчитано на детей. Аниматоры трудились на славу, викторины, конкурсы, настольные игры — только успевай выбирай и реализуй себя. Очень интересной была выставка детских работ, школы и детские сады Белгорода показали, насколько высок их потенциал. Выставку разместили на территории города мастеров «Мастерславль» и вдоль набережной реки Везёлка. 

Многие горожане, не стесняясь в проявлении эмоций, задавались вопросом, а что будет на клумбах, когда тюльпаны отцветут? На этот счёт принято решение: луковицы выкопать, сохранить до следующего года, а на клумбах высадить новые цветы. 

Думается, что тюльпанная педагогика дала свои результаты. Во‑первых, она объединила детей и родителей в стремлении провести совместно досуг, оторвала от гаджетов, вывела из душных квартир на свежий воздух. Очень даже хорошо, что у детей возникало много вопросов и они их адресовали родителям, которые в свою очередь думали, а как ответить на отдельные, чтобы не выглядеть в глазах ребёнка в невыгодном свете, даже если не было сразу готового ответа, уверен, что родители не оставят детские «почему» без внимания. В воспитании ведь нет мелочей. Во‑вторых, восприятие красоты способствует воспитанию чувств, которого сегодня катастрофически мало. Как дети радовались, как они гордились, когда отец на виду у всех прижимал к себе в порыве эмоций взрослеющего сына, когда мать, самое родное и дорогое существо, терпеливо выслушивала дочь, делящуюся своими впечатлениями от мастер-класса. В‑третьих, и «Белгород в цвету», и «Река в цвету» — это школа жизни, гражданственности и патриотизма, которая способствует духовному единению детей и взрослых, сближению интересов, укреплению родства. 

Вот такая существует белгородская цветочная дилогия, в которой заключён огромный воспитательный потенциал. Такие начинания нашего губернатора Вячеслава Владимировича Гладкова очень нам нужны. Помните выражение, принадлежащее Петру Ильичу Чайковскому: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни»? А высказывание Ганса Христиана Андерсена: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»? Точно сказано!

Пусть цветы сопровождают по жизни абсолютно каждого, и тогда больше станет добра, милосердия. Цветы необходимы, потому что без них, без их красоты наше существование становится тусклым и бедным. Когда после городской суеты, после грохота нескончаемого потока машин выбираешься на природу, то понимаешь, насколько целительно действуют на человека деревья, птицы, ну и конечно, цветы.

Без цветов нет полноты жизни. Вы заметили, почему сельские жители человечнее? Потому что они находятся ближе к цветам. Цветы ежедневно дарят им возможность видеть, ощущать и познавать прекрасное. Совершенная, тонкая красота цветов делает и человека мягче. На природе острее чувствуешь родину, каждый листок, каждый цветок, каждая травинка пробуждает любовь к родине. У каждого народа своё восприятие красоты, но красота цветов равнодушным не оставляет никого. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы. Выдающемуся экологу современности Жану Дорсту принадлежат слова: «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит её просто за то, что она прекрасна». 

К сожалению, прекрасных представителей флоры становится всё меньше, и наш долг — не дать исчезнуть им навсегда. Сохраняя растения, мы, люди, сохранимся и сами, так как только при согласии с природой возможно наше существование. Это не только экологическая, но и этическая проблема. Многие цветы наших лугов и лесов занесены в Красную книгу, тем самым их отнесли к охраняемым растениям. Но запрет сам по себе ничего не даст, если люди не осознают, что без цветов, лесов и зелени они и сами обречены на вымирание…

Николай Рухленко

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×