Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:10, 19 июля 2022
 Ксения Мироненко 721

Главное – не навредить

Главное – не навредить Отреставрированные экспонаты выставки Фото: Ксения Мироненко
  • Ксения Мироненко
  • Статья
  • Ксения Мироненко
  • Статья

На выставке в Белгородском краеведческом музее о своей работе рассказывают художники-реставраторы

15 июля в Белгородском государственном историко-краеведческом музее открылась выставка-беседа «Вне времени».

В экспозиции представлены отреставрированные предметы музея, значимые для сохранения культурного наследия и истории Белгородчины. Выставка дополнена рабочими инструментами художников-реставраторов и фотографиями экспонатов до и после восстановления.

 

Отреставрированные экспонаты выставки Отреставрированные экспонаты выставки / Фото: Ксения Мироненко

В музее уже несколько лет работает реставрационная мастерская, где трудятся художник-реставратор по ткани и художник-реставратор по металлу.

— В чем заключается работа художников-реставраторов? – спросили мы у реставратора по ткани второй категории Татьяны Бондарь.

— Наша работа направлена на сохранение экспонатов музея, именно для этого мы и проводим реставрацию. Главное для нас — не навредить предмету, сберечь его историческую ценность и уникальность, подчеркнуть особенности эпохи. Каждый из нас занимается восстановлением только определённых материалов, я ремонтирую ткани. Также реставраторы проводят осмотр предметов музея и фиксируют повреждения, — рассказала Татьяна Ивановна.

— Каковы основные этапы реставрации ткани?

— Сначала нужно устранить загрязнения и очистить поверхность. Для этого необходимо определить тип ткани, красители и структуру. Сама реставрация занимает много времени, это очень длительная и кропотливая работа.

— Какие инструменты вы используете в своей работе?

— Я применяю инструменты, которыми пользуются хирурги и стоматологи, разнообразные по форме и толщине иглы, кисти, полупрозрачные нити, а для детального изучения использую лупу.

 

— Расскажите, пожалуйста, о методах реставрации.

— Самым простым способом считается зашивка рваных полотнищ (места разрывов зашивают через край нитками под цвет ткани). Один из наиболее эффективных методов – наклеивание повреждённых участков тканей на газ.

— Какой из отреставрированных вами экспонатов больше всего запомнился?

— Одной из самых интересных и в то же время сложных работ я считаю реставрацию многослойного женского головного убора «Сорока». Он состоит из трёх частей: «сороки» – маленькой седлообразной твёрдой шапочки, рожек и позатыльня. Подкладка шапочки была побита молью, частично утрачены бусины и пайетки, нити разорваны. Мне пришлось поработать не только с внешним видом экспоната, но и исправить внутренние повреждения.

 

— Какими качествами должен обладать художник-реставратор?

— Это очень долгая и трудоёмкая работа, поэтому нужно иметь терпение и усидчивость.

Владимир Мезенко – реставратор по металлу третьей категории (чем выше категория реставратора, тем выше уровень профессионализма). Мы попросили Владимира Викторовича тоже рассказать о своей работе.

 

— Уникальность моей работы в том, что предметы из разных металлов требуют различных способов реставрации. Например, больше всего разрушаются чёрные металлы, в основе которых лежит железо. Они часто подвергаются ржавчине и коррозии. Для меня важно определить, сохранилось ли в предмете металлическое ядро, и тогда уже начинать восстановление. После очистки, промывки, пайки и склейки я провожу консервацию изделий.

— А что такое консервация?

 — Это завершающий этап реставрации, когда предмет покрывают специальным составом, который защищает экспонат от разрушений.

— С какими металлами работать легче всего?

— Проще восстанавливать цветные, благородные металлы. Здесь я часто убираю лишь внешние загрязнения.

 

Инструменты реставратора по металлу Инструменты реставратора по металлу / Фото: Ксения Мироненко

— Какой экспонат музея вы реставрировали дольше всего? Что было самым сложным?

— Наверное, сосуд для церковного мира (в христианской церкви миро – это ароматическое масло, которое используют в богослужении — авт.) Когда этот предмет поступил в коллекцию, он был в очень плохом состоянии. Крышка загрязнена и деформирована с разрывами разной длины. Стенки сосуда покрывал плотный слой патины (налёта, образующегося на цветных металлах), которую пришлось удалять с помощью химических реактивов. Очень долго работал с крышкой, выправлял деформацию и запаивал разрывы. После многочасовой и кропотливой работы сосуд приобрёл первоначальный вид.

 

Отреставрированный сосуд для хранения мира Отреставрированный сосуд для хранения мира / Фото: Ксения Мироненко

— Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на результат своей работы?

— Часто не всегда полностью доволен, кажется, что можно ещё что‑то исправить, подремонтировать.

«Художники-реставраторы нашего музея восстановили почти тысячу предметов. Нам есть чем гордиться, поэтому возникла идея создать такую выставку, – рассказывает организатор экспозиции, хранитель музейных предметов Ольга Дмитриченко. ¬– Мы сохраняем музейные предметы для новых поколений, планируем в дальнейшем развивать эту тему и восстанавливать другие экспонаты из музейного фонда».

 

Отреставрированные экспонаты выставки Отреставрированные экспонаты выставки / Фото: Ксения Мироненко

Выставка «Вне времени» продлится до 21 августа.

Ксения Мироненко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×