Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:55, 09 марта 2022
 Николай Рухленко, первый заместитель министра образования области - начальник департамента образовательной политики 505

Мысли о Гагарине

Мысли о ГагаринеПервая полоса газеты «Белгородская правда» от 13 апреля 1961 годаФото: Олег Гончаренко
  • Николай Рухленко, первый заместитель министра образования области - начальник департамента образовательной политики
  • Статья
  • Николай Рухленко, первый заместитель министра образования области - начальник департамента образовательной политики
  • Статья

За что нужно сказать спасибо первому космонавту планеты

Если соотнести свою жизнь с наиболее важными событиями, то мне довелось родиться в год запуска в космос первого искусственного спутника Земли, что является началом космической эры человечества. Через три с половиной года после этого Юрий Гагарин совершил полёт в космос. Этого события в силу малолетства не помню. В 1964 году я пошёл в школу. Школа как социальный институт в то время никогда не была в стороне от великих событий и свершений. Ольшанская средняя школа, что в Чернянском районе, ежегодно 12 апреля по‑особенному оживала: звучали песни, проходили утренники, выпускались газеты, классные руководители рассказывали о космосе, значимости подвига Гагарина, о космонавтах. Пионерские отряды носили их имена. Все мы испытывали небывалую гордость за свою страну.

«Гагарин разбился!..»

В конце марта, как правило, нас отпускали на каникулы. В это время в Белгородской области шло обильное таяние снега, наши маленькие реки выходили из берегов, половодье было такое, что поймы напоминали моря, которые мы видели разве что на картинках. В тот день, 27 марта 1968 года, мы, ребятня, сидели по домам. Родители были начеку, смотрели за нами в оба, так как нас тянуло к воде, полые воды сбегали с гор и полей с невероятной силой, всё бурлило, и в этом бурленье было что‑то страшное, зловещее, пугающее. Но мы всё‑таки выходили на улицу, в домах нас было не удержать. Пускали кораблики. Бешено несущиеся потоки безжалостно расправлялись с бумажными корабликами, поглощая их и увлекая в пучину, а сделанные из дерева отправлялись в путешествие, очень быстро исчезая из виду. Подростки постарше придумывали небезопасные забавы: соревновались в прыжках через клокочущие ручьи.

Телевизоров у сельских жителей тогда ещё не было, радио, правда, работало исправно. Я вышел за ворота, а соседка тётя Клава выбежала на улицу с обезумевшими от горя, полными слёз глазами и закричала: «Гагарин разбился!» А потом разрыдалась на всю улицу. Новость быстро распространялась. Народ собирался стайками и – горевал. Многие, не стесняясь, плакали, чувств сельчане не прятали. А тётя Оля, которая жила напротив, стояла и всё приговаривала: «Как же так? Вот он был! И мы ощущали себя сильными, могучими, богатырскими! А теперь его нет. Что же делать? Что же будет?»

А вечером в наш дом пришли соседи (в конце марта ещё не начались полевые и огородные работы, посиделки ещё продолжались), люди больше молчали, внимательно слушали радио. А баба Паша (я так к ней обращался, а взрослые её звали просто Ивановна, рассудительный, умный, мудрый был человек) пришла на беседу с кипой газет. Она, оказывается, всё это время собирала и хранила газеты с фотографиями космонавтов. Почти всё внимание было Гагарину, в газетах много было его снимков. Погибший вместе с Гагариным лётчик-испытатель Владимир Серёгин в разговоре был как‑то на втором плане. Да оно и понятно! Ведь Гагарин – первый космонавт планеты. Тогда как Серёгин тоже выдающийся человек. Боевой лётчик, герой Великой Отечественной войны, совершил более 200 вылетов. В 1945 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза, лётчик-испытатель первого класса, командир учебного полка Центра Подготовки Космонавтов. Более десятка орденов…

Расходились все какие‑то поникшие, молчаливые, даже, можно сказать, суровые. Смерть первого космонавта Советского Союза и мира переживали как личную беду. Тем более не прошло ещё и года, как погиб космонавт Владимир Комаров. Уход из жизни Юрия Гагарина стал ударом для советских людей. В стране был объявлен траур.

Все космонавты – герои!

Космическая тема в селе была всегда очень обсуждаема. Снимки первых космонавтов публиковались на передовицах газет. А газеты выписывал каждый двор. Почтальона всегда ждали. Помню, мама заносила в дом «Красную звезду», «Сельскую жизнь», «Пионерскую правду», «Работницу», «Крестьянку», районку «Путь Ильича» и говорила: «Почта пришла!» Сначала все газеты и журналы просто перелистывали и смотрели фотографии, потом уже читали, а потом делились новостями. Успехи в космосе народом воспринимались как превосходство социализма.

Все космонавты – это герои, полёт в космос – это проявление мужества и героизма, даже по прошествии 60 лет. Каждый полёт – это путешествие в неизвестность. Пилотируемая космонавтика – очень благодатная почва для воспитания патриотизма. А Гагарин – первый. В нём было нечто такое, чего не было у других, хотя все были герои.

Когда я работал директором Орликовской средней школы Чернянского района, мы ввели в практику гагаринские уроки, вложив в это особый смысл. К ним педагоги готовились очень ответственно, рассматривая их как жизненные уроки, как то, из чего можно сделать выводы, извлечь что‑либо поучительное на будущее, как своего рода наставление. Белгородчина всегда была сильна воспитательным контекстом. Последние командировки в школы подтвердили, насколько жива гагаринская тема, степень погружения в которую зависит от профессионализма педагога.

В Погореловской школе Корочанского района я увидел такое высказывание Юрия Гагарина, обращённое к школьникам:

«Помните, друзья: путь в космос для каждого из нас начинается здесь на Земле. Он пролегает через хорошие сочинения по литературе, через отличную контрольную по математике, через длинные химические формулы и физические лабораторные работы. Он, этот полёт, начинается на ваших спортивных площадках, в ваших слесарных и столярных мастерских, в полях, где вы помогаете взрослым… Самая большая победа придёт только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы».

Мысли о Гагарине - Изображение Фото: Юлия Комендатенко, ученица Береговской школы Прохоровского района

Сын России

В конкурсе сочинений «Сын России», прошедшем в марте 2021 года, приняли участие почти 10 тысяч школьников. Диалоги с ребятами показали, как много они знают о первом космонавте, как восхищаются его подвигом, улыбкой.

Действительно, Гагарин – очень харизматичный человек. Прежде всего благодаря покоряющей, прекрасной, лучезарной улыбке.

Многие могут возразить: причём тут улыбка. А притом, что улыбка — это, в первую очередь, мозговой процесс. Таким образом, это совсем не мелочь, не какой‑то штрих. Гагаринская улыбка выражает удовольствие, приветствие, радость, доброжелательность. Она свидетельствует о широте души, сердечности, открытости. Это своего рода фирменный знак.

Если учесть, что после полёта Юрий Гагарин объездил весь Советский Союз, что через месяц после полёта Юрия отправили в первую зарубежную поездку с так называемой «Миссией мира», то этот фирменный знак – улыбка – был более чем востребован. Та же баба Паша говорила:

«Вроде такой как все, простой, обычный, но улыбка делает его необычным, его улыбка как подарок. Вот он улыбается, а мне кажется, что это он мне улыбается, и мне тоже хочется улыбнуться, и от этого становится легче и светлее».

Воспитание примером

Вспоминается один эпизод из школьной жизни. Наш классный руководитель долго разбиралась в ситуации, происшедшей в ходе спортивных соревнований, никто из класса не признавался. Это я потом, уже обучаясь в институте на учителя, понял, каким эффективным методом воспитания является пример. Татьяна Иосифовна почему‑то увела разговор в сторону и начала рассказывать о Гагарине, о том, как на конечном этапе подготовки конструктор ракеты Сергей Королёв спросил каждого из лётчиков, готовы ли они к выполнению задания. Пятеро ответили, что да, готовы. А Гагарин сказал, что у него с утра болит голова, но он всё равно готов. Тогда Королёв объяснил, что за завтраком им дали препарат, который вызывает головную боль. Но правду сказал один Гагарин. После этого наша классная вышла, предупредив, что вернётся через некоторое время. В классе повисло молчание, а когда она вернулась, то мы были готовы к разговору. При этом никто из одноклассников не считал друг друга «предателем». Такое в школе бывало. В своей педагогической практике я достаточно часто обращался к примеру как воспитательному методу исключительной силы, который активно формирует сознание, чувства, убеждения.

В 2013 году на экраны вышел фильм режиссёра Павла Пархоменко «Гагарин. Первый в космосе», который посвящён жизни Юрия Алексеевича, его детству, подготовке к полёту и борьбе за первенство в отряде космонавтов. Показаны его отношения с женой Валентиной и генеральным конструктором Сергеем Королёвым. В центре фильма — космический полёт Гагарина, перед которым и во время которого он вспоминает различные ключевые моменты своей жизни. Лейтмотивом фильма является борьба за право быть первым. Чем же было обеспечено это право? В этом плане небезынтересны свидетельства психологов, которые отбирали кандидатов в первый отряд космонавтов и которые лучше других подметили особенности характера Гагарина. Так вот они обратили внимание, что Юрий любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования, что в спортивных играх он инициатор, вожак, капитан команды, здесь проявляется его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимые гагаринские слова – это работа и работать. На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. В отличной физической форме. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной.

Мы с женой с большим интересом смотрели фильм. Думается, что у этой картины не меньший зрительский потенциал, чем у «Легенды № 17», просто, скорее всего, он остался недостаточно раскрученным…

«Отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства»

В Смоленске я был один-единственный раз, в 2005 году. Именно в тот год я возглавил Белгородский лицей-интернат. А Смоленский педагогический лицей как раз проводил конференцию. Помню, мы подготовили материал о деятельности своего лицея, чтобы поделиться наработками. Но главным было стремление посмотреть и поучиться. Тем более что Смоленский лицей возглавлял Владимир Новиков, легенда отечественной педагогики, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер ордена Почёта. Пребывание в Смоленске предполагало и культурную программу. В поездке мы были с женой, она тоже педагог, причём педагог умный, грамотный и глубокий. Она несколькими годами раньше уже была в Смоленске, и ей довелось посетить гагаринские места, что произвело сильнейшее впечатление, которое в хорошем смысле обострилось, она очень хотела, чтобы гагаринские места стали и моим достоянием. И мы поехали. Из поездок я увожу прежде всего свои мысли, рассуждения, переживания от увиденного и услышанного. Особенно врезались в память слова генерал-полковника авиации Каманина о трудности выбора, которые по ходу экскурсии привела экскурсовод: «Отличные человеческие экземпляры. О Гагарине, Титове и Нелюбове нечего сказать – как люди и космонавты они пока не имеют отклонений от эталона. Николаев – самый спокойный. Быковский менее, чем другие, внутренне собран, способен на некоторую долю развязности и может сказать лишнее. … Трудно решить, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двух достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества».

А вот и фотография, где запечатлели самый важный момент в жизни Гагарина – ему объявили, что полетит именно он. Почему‑то сразу подумалось о знаменитом Константине Циолковском, который в 1935 году описал внешность первого человека в космосе:

«Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… По профессии, вероятнее всего, лётчик… У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства… Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола».

Совсем как будто о Гагарине. У него были голубые глаза и служил он лётчиком-испытателем. Любопытно, что, когда Циолковский охарактеризовал первого космонавта, Юра Гагарин учился ходить – ему был примерно год от роду. Недаром русского теоретика называют космическим пророком.

Космос должен быть общим и человечным

Около года назад мне подарили книгу Сергея Рязанского «Удивительная земля». По существу это уникальный фотоальбом с редкими кадрами съёмки Земли из космоса, с борта Международной космической станции. Автор – российский космонавт-испытатель, Герой России, учёный, увлечённый фотографией, из своего второго полёта в космос привёз 350 тысяч снимков. Представляете?! Вулканы и острова, реки и города, горы и поля… В книге более 100 прекрасных фотографий, вызывающих восторг. Иногда после трудного рабочего дня берёшь в руки книгу, начинаешь рассматривать, погружаешься в этот процесс, и знаете – здорово успокаивает. В Сергее Рязанском есть что‑то гагаринское. А вот что? Прежде всего, обаяние. Когда Гагарин увидел нашу планету из космоса, он произнёс: «Я вижу Землю! Она так прекрасна!» Своими фотографиями Сергей Рязанский подтвердил слова Гагарина. Юрий Дудь как‑то спросил Сергея: «А если бы вы встретили Юрия Гагарина, что бы вы сейчас ему сказали?» Очень интересно прозвучал ответ: «Сложный вопрос. Наверное, сказал бы ему «Спасибо». За тот огонь, который у него получилось зажечь в сердцах людей. Он со своей харизмой и обаянием действительно зажёг космосом весь мир. И ведь куда бы ты ни приехал, ты говоришь про космические полёты, у всех в мыслях возникает Юрий Гагарин, с его улыбкой, с открытостью, с его неполитизированностью. Потому что при всём том, что он представлял Советский Союз и его активно использовали, всё‑таки он нёс в себе какой‑то позитивный человеческий заряд, за что ему огромное спасибо. Космос должен быть таким, космос должен быть общим и человечным».

Конструктор Сергей Королёв долго выбирал название первого космического корабля. В его рукописном документе читаем: «Восход», «Взлёт», «Восхождение», «Восходящий», «Встречный», «Высота», «Высотный», «Возрождение», «Волна», «Вулкан», «Воля», «Ветер», «Вечер». Все названия начинаются с буквы «в». Что это? Простое совпадение? Глубокий смысл? Достоевскому принадлежит удивительное высказывание: «Слово – та же деятельность, а у нас — более чем где‑нибудь… Блажен тот, кто умеет прочесть его». Сергей Павлович понимал, что название корабля должно отзываться ярким образом. Каким? Над этим вопросом мы не раз размышляли со своими детьми. Отдельные детские мысли просто врезались в память:

— Мне нравится название «Волна», потому что волна смывает на своём пути всю грязь, пробивает путь к новому.

— Почему «Ветер»? Да потому что он могучий, а что значит глоток свежего ветра!

— «Восход» — красивое название. Он неминуем, его нельзя остановить, это прекрасное зрелище, своего рода торжество жизни и света.

— Высота всегда манит, как даль, ширь, глубина. Высота – это что‑то неизвестное. И тем радостнее, когда высоту покоряешь.

Как‑то жена напевала «Гимн космонавтов», созданный композитором Оскаром Фельцманом и поэтом Владимиром Войновичем. Замечательная песня. Девятилетний внук услышал (это было в 2020 году) и попросил, чтобы с ним её разучили. Он с удовольствием выучил всю песню, а потом исполнял гостям, знакомым. А однажды ему на глаза попалась книга Альберта Лиханова «Сын России», великолепно оформленная палехскими мастерами. Он долго её рассматривал, задавал вопросы. Книга его захватила, дальнейшие просьбы звучали примерно так: «Давай поговорим про Юру». Мы садились, рассматривали картинки, разговаривали. А мне подумалось: «Если книга вызывает столько вопросов, значит, она умная, настоящая, ценная». «Сын России», действительно, формирует сознание, воспитывает характер. Недавно в очередной раз сам её перечитал. Что ни предложение, то отдельная тема для размышлений. В этой книге вся философия жизни. Слово Лиханова о Гагарине мощное, весомое, сильное. Постигать да постигать.

Гагаринская тема вечная. Всё ещё впереди в осмыслении жизни и подвига первооткрывателя Космоса.

Николай Рухленко,

первый заместитель министра образования Белгородской области — начальник департамента образовательной политики 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×