Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:20, 16 июня 2020
 Юлия Будеева, младший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея 1896

Тавромахия – быки, мулеты, матадоры…

Тавромахия – быки, мулеты, матадоры… Архив Белгородского художественного музея Фото: Фрагмент выставки
  • Юлия Будеева, младший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
  • Статья
  • Юлия Будеева, младший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
  • Статья

Где в Белгороде можно увидеть работы Гойи и Пикассо

В Белгородском художественном музее открылась выставка «Песок и кровь», которая будет интересна не только взрослым, но и детям. Этот проект продолжает серию выставок, проведённых в музее совместно с московской компанией «АРТГИТ». Здесь представлены работы двух великих испанских художников — Франсиско Гойи и Пабло Пикассо, посвящённые испанской традиции – чарующему искусству корриды. С разницей в сто лет два маэстро, занимающие особое место в искусстве не только как великие художники, но и как великие знатоки истории и мира корриды, в своих работах отразили собственные наблюдения и эмоции удивительного действа.

Коррида: ритуал, искусство, спорт…

Свою историю коррида ведет с начала новой эры – с иберов, населявших Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным. По мнению историков – изначально бой с быком (тавромахия) был ритуалом. Так как животное это сильное и опасное, в церемонии участвовали самые храбрые и ловкие мужчины. Постепенно первоначальный смысл действа был забыт. В VIII веке битва с быком становится любимым народным развлечением, а в XVI веке снискала любовь и высших слоёв общества. Корриду в Мадриде начинают проводить на главной площади города – Пласа Майор, где всегда после церемонии коронации свой народ приветствовали монархи. Принимать участие в битве с быком почиталось за честь, поэтому на арене выступали самые смелые рыцари, а главные места на трибунах занимали представители высшего сословия.

В период правления монарха французского происхождения Филиппа V коррида была запрещена. Возродилась она в 40-х годах XVIII, претерпев изменения: тореадора на коне сменил пеший тореадор-профессионал. Из‑за того, что правящий на тот момент монарх корриду не любил, интерес к ней утратили и состоятельные подданные, а для простых людей владеть лошадью уже было настоящим богатством. Так появилась пешая коррида. Местом её рождения считается Андалусия.

Новые условия проведения поединка стали очень рискованными для матадора, но и представление стало более ярким и интересным. Примерно в это время начали формироваться правила боя быков, дошедшие до наших дней.

Теперь матадор должен был, проявляя актёрское мастерство, выполнять определённые движения мулетой (куском красной ткани), чтобы не выглядеть трусом, подпуская близко к себе животное; но и не быть сраженным им. В боях участвовали быки особой породы – иберийской (потомки дикого Тура), которой свойственны агрессивность и вспыльчивый характер. Несмотря на вес в пятьсот килограмм, эти животные очень подвижны и ловки. Для корриды отбирали быков чёрного окраса из‑за ассоциации последних у зрителей со злом, тёмной силой, которой должен противостоять человек.

Бой быков развивался на протяжении XIX столетия, пика популярности он достиг в 1910–1920-е годы. В XX веке в Испании появилось масштабное движение за отмену проведения корриды, к которому присоединились и защитники животных. Всё это привело к снижению её популярности в обществе. Последняя коррида на стадионе Монументаль в Барселоне прошла 25 сентября 2011 года и собрала более 20 тысяч зрителей.

Коррида глазами художников…

Традиционное испанское действо стало для двух великих авторов художественным мотивом для воплощения испанского национального духа.

Но каждый из них видел и рисовал корриду по‑своему.

Интересно то, что оба художника создали свои произведения в преклонном возрасте. В 1814–1816 годах 60-летний Франсиско Гойя обращается к теме корриды ради заработка и создаёт серию офортов под названием «Тавромахия». Но, к сожалению, гравюры не нашли покупателей в Испании той поры и были распроданы во Франции, затем разошлись по всему свету. Причиной тому послужило изображение корриды как кровавой драмы, а не красочного, яркого представления, к которому привыкли современники Гойи. Говоря современным языком, его работы – это репортажи с места действия, с точной передачей и изображением реальных людей и исторических лиц. Глядя на них, зритель словно оказывается в центре событий, становясь свидетелем триумфа победы и величия поражения.

На своём первом рисунке, который он нарисовал в семь лет, Пабло Пикассо изобразил пикадора. Но к теме корриды он обратился только в 1959 году в возрасте 80 лет, когда создал серию рисунков к альбому «Торо и торерос». Работая над ней, он опирался на собственные впечатления, а также на историю изобразительного искусства. Посещение в Испании пещеры Альтамира с наскальными рисунками с изображением быков, созданными первобытными художниками, произвело неизгладимое впечатление на художника. Это нашло отражение в нескольких листах серии. Чтобы показать зрителю корриду и передать шквал эмоций, обрушивающийся и на людей, и на животных, Пикассо постоянно меняет точку зрения в работах. Он как будто одновременно наблюдает за происходящим то с трибуны как зритель, то с арены в роли тореадора или даже самого быка. В его работах коррида – это невероятное динамичное шоу, по воле художника, застывшее на нескольких листах.

Экспонируемые на выставке более 130 офортов и литографий Франсиско Гойи и Пабло Пикассо раскрывают и показывают загадочный мир корриды.

Посетив её, вы узнаете, как звали известных в свое время тореадоров, представителями каких сословий они являлись и были ли среди них бесстрашные женщины.

Архив Белгородского художественного музея Архив Белгородского художественного музея / Фото: Работа Франсиско Гойи

Юлия Будеева,

младший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×