Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:56, 16 декабря 2025
 Ангелина Дахова, воспитанница детского объединения «МедиаСпектр» учреждения дополнительного образования «Белогорье», юнкор «Большой переменки» 157

«ШЕФствуй», «ВДОХновляй!» и точка роста

«ШЕФствуй», «ВДОХновляй!» и точка роста Фото: архив учреждения дополнительного образования «Белогорье»
  • Ангелина Дахова, воспитанница детского объединения «МедиаСпектр» учреждения дополнительного образования «Белогорье», юнкор «Большой переменки»
  • Статья
  • Ангелина Дахова, воспитанница детского объединения «МедиаСпектр» учреждения дополнительного образования «Белогорье», юнкор «Большой переменки»
  • Статья

Как центр социализации детей и подростков «#Я_ДОМА» учреждения допобразования «Белогорье» завоёвывает вершины

В мире, который меняется быстрее, чем лента новостей, подростковый возраст – это особенно крутой вираж. Кто поможет его пройти?

Недавно программа наставничества и социализации подростков «ВозРОСТай» из Белгорода стала победителем всероссийского конкурса для тех, кто работает с подростками. Юнкор «Большой переменки Ангелина Дахова отправилась разузнать, в чём же её секрет. Она взял интервью у директора учреждения дополнительного образования «Белогорье» Анны Маматовой.

— Анна Ивановна, огромные поздравления с победой! Конкурс был всероссийский? Расскажите, за что именно дали эту награду?

— Спасибо, Ангелина! Да, конкурс федеральный, очень серьёзный. Победили мы за системный подход. Жюри оценило не разовое мероприятие, а целую экосистему для роста подростка. Наша программа «ВозРОСТай» – это, по сути, надёжный мост между миром подростка и миром взрослых. И ключевая фигура на этом мосту – наставник. Не контролёр, а старший друг, который знает путь и готов идти рядом.
 

«ШЕФствуй», «ВДОХновляй!» и точка роста - Изображение Фото: архив учреждения дополнительного образования «Белогорье»

— Отлично звучит. А как вы вообще к этому пришли? С чего всё началось?

— С наблюдения. Мы видели, что подросткам сегодня сложно: на них давит и цифровая среда, и неопределённость. Им часто не с кем по‑настоящему поговорить, чтобы тебя не поучали, а услышали. И мы подумали: а что, если создать пространство, где есть разные форматы проведения досуга? Режиссёр в театре, медиатор в споре, и просто товарищ за чашкой чая. Так родилась идея пяти блоков.
 

— Я видела эти названия — «ШЕФствуй», «ВДОХновляй!»… Они как‑то связаны?

— Конечно! Это этапы пути.

• «ШЕФствуй» – это основа. Здесь мы через неформальное общение, те же чайные церемонии, находим контакт и закрепляем за подростком его личного наставника-друга.
• «ВДОХновляй!» – это про творчество и эмоции. Социальный театр, журналистика — здесь ребята учатся выражать себя и разбираться в своих чувствах.
• «изЛУЧай» – про разрешение конфликтов. В Школе медиации учим договариваться без ссор.
• «Открыв@й» – это выход в мир, социальные акции, волонтёрство.
• И, наконец, «#БУДЬ_ДОМ@» – это наша находка. Смысл в том, что ты сам становишься «домом» для своих идей, ценностей, талантов. Ты обретаешь внутреннюю опору.

В рамках этих блоков состоялись следующие мероприятия: «Голос, который слышат»: актёрские техники и ораторское мастерство для уверенного общения. «Медиатор за 60 минут»: интенсив, где разыгрываем конфликтные ситуации и ищем пути примирения. «Живая газета»: от идеи до вёрстки – создаём настоящий бумажный или онлайн-журнал о жизни нашего города и его подростков.
 

— То есть к вам может прийти любой? И что его ждёт в первый день?

— Да, любой, кто чувствует, что ему нужны поддержка или просто интересное дело. Сначала – просто экскурсия, знакомство с пространством. Потом мы предлагаем выбрать то, что «зацепило»: хочешь – иди сразу в театральную студию, хочешь – начни с мастер-класса, а хочешь просто приходи отдохнуть, посидеть от повседневной рутины. И рядом сразу появляется твой наставник – педагог, который поможет сориентироваться и построить свой маршрут. И всё это не случайно, ведь девиз Центра #Я_ДОМА – место, где место есть всем!
 

— А в чём был главный вызов? Что было сложнее всего?

— Самое сложное и самое важное – построить искренние, доверительные отношения. Не работать «на галочку», а быть настоящим. Для этого мы долго готовим наших педагогов, учимся слушать и слышать. И ещё один момент – измерить результат. Не просто «провели 10 занятий», а «увидели, как у человека выпрямилась спина, как он научился отстаивать своё мнение без крика, как взял на себя ответственность». Эти истории успеха – наша главная награда, даже важнее диплома конкурса.
 

— Что дальше? Планы после победы?

— Развиваться! Делиться опытом с другими регионами, привлекать ещё больше крутых специалистов-педагогов. И, конечно, продолжать растить наших подростков. Ведь финальный этап программы – это когда наш подопечный сам желает принять участие в конкурсе и побеждать в нём, сам стремится начать реализацию проекта. Вот тогда круг замыкается, и мы понимаем – всё получилось. Ты не просто «прошёл программу», ты вырос. Взрослеешь – это ведь и есть «ВозРОСТай».

Так у нас уже состоялись: профильная смена «Содействие» и «Данко»: для ребят, которые только входят в программу или находятся в трудной жизненной ситуации. Акцент – на командообразование, эмоциональный интеллект и поиск ресурсов внутри себя. Каждый день – это приключение: верёвочный курс, съёмки социального ролика, психологические игры на доверие и, конечно, разговоры по душам с педагогами.
 

После разговора я заглянула в одну из студий. Там репетировали спектакль. Было видно, что педагоги здесь не «над», а «вместе». Та самая атмосфера «дома», о которой говорила Анна Ивановна. Похоже, их победа – это не просто диплом на стену, а реальная история про то, как можно взрослеть, имея за спиной надёжную поддержку. И это, пожалуй, круче любой награды.

Ангелина Дахова, воспитанница детского объединения «МедиаСпектр» учреждения дополнительного образования «Белогорье», юнкор «Большой переменки»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×