Украденное детство

-
Арина Саплина, юнкор «Большой переменки» из Старого Оскола
-
Статья
-
Арина Саплина, юнкор «Большой переменки» из Старого Оскола
-
Статья
Посвящается Дню памяти жертв насильственных исчезновений
«Мы родом не из детства. Мы из войны». Эта фраза — кредо тех, чьи жизни были навсегда разорваны чудовищной практикой насильственных исчезновений. Речь о детях, которых война лишила не только семьи и дома, но и самого права на существование под своим именем, на свою судьбу.
Одно из самых страшных и малоизвестных преступлений — детский концлагерь в посёлке Вырица Ленинградской области. Он стал символом систематического насилия, когда дети целенаправленно исчезали из своей жизни, становясь бесправными узниками.
Насильственное исчезновение: «Детский дом», которого не было
Летом 1942 года нацисты создали в Вырице лагерь, цинично назвав его в документах «детским домом». Это была хорошо отлаженная система похищения и уничтожения детских судеб. Их насильно отрывали от матерей в Шлиссельбурге, Мге, окрестных деревнях, грузили в товарные вагоны и вырывали из привычного мира. Они исчезали за колючей проволокой, становясь безвестными узниками, лишёнными прошлого и будущего.
Жизнь без имени: существование в небытии
Будни маленьких узников — это расписание по минутам: голод, холод, страх, непосильный труд. С 10 лет — по 12 часов на полях или в лесу. Всё собранное отправлялось в Германию, а за малейшую провинность — жестокое наказание.
Но лагерь был не только трудовым — он был «банком крови» для вермахта.
Вспоминает выживший узник Александр Рослов:
«Моя сестра Лена умерла там, в лазарете. Говорила: “Саша, возьми меня отсюда. У меня уже и крови нет, а они всё берут»… Дети исчезали дважды: сначала из своей жизни, а затем — из жизни вообще, умирая от истощения, болезней или в подвалах карцера.
Борьба с забвением: память как сопротивление
Даже в аду находилось место мужеству. Дети пели насильно заученную немецкую песенку, но шёпотом, рискуя жизнью, перепевали «Катюшу». Они цеплялись за свою идентичность, за память о доме, шепча вслед врагам:
«Ничего, у меня брат на фронте, он за меня отомстит!»
Лучом света стали местные жители и святой старец Серафим Вырицкий, которые, рискуя собой, помогали детям, напоминая им, что о них помнят и их ждут.
Освобождение без признания: незаживающая рана
В 1943 году, отступая, нацисты увезли самых крепких детей в Германию — новое насильственное исчезновение, теперь в неизвестность третьего рейха. Остальных, обескровленных и умирающих, бросили в холодном подвале. Их, едва живых, нашли советские разведчики.
Но насильственное исчезновение имеет долгие последствия. После войны государство не признало их страданий. Чудовищная бюрократическая логика такова: нет справки от немцев, а в списках лагерь значится как «детский дом». Их подвиг и страдания десятилетиями пытались стереть из памяти, совершая акт забвения уже в мирное время.
Память, которая обязана стать правдой
Международный день жертв насильственных исчезновений — это день, когда мы обязаны говорить о Вырице. О тех, кто не вернулся, и о тех, кто пронес эту боль через всю жизнь, борясь за правду.
Их история сегодня оживает в новом документальном фильме «Группа Крови». Это важнейший шаг к тому, чтобы их голоса были наконец услышаны, а их существование — признано. Это борьба против забвения, за то, чтобы вернуть имена и судьбы тех, кого пытались стереть из истории.
Вечная память детям, насильственно исчезнувшим в пламени войны. Вечная слава тем, кто выжил, пронеся память об этой боли через всю жизнь, чтобы мы не забывали.
Арина Саплина, юнкор «Большой переменки» из Старого Оскола