Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 15 июля 2025
 Николай Рухленко, член Союза журналистов России 181

Фонари, фонари, часовые в ночи…

Фонари, фонари, часовые в ночи… Фото: сгенерировано с помощью нейросети Шедеврум
  • Николай Рухленко, член Союза журналистов России
  • Статья
  • Николай Рухленко, член Союза журналистов России
  • Статья

15 июля — красивый и необычный праздник. Это День смотрения на фонари

Мы не представляем своей жизни без фонарей. Они дарят радость, хорошее настроение, заряжают теплом и энергией. Под светом фонарей гуляют влюблённые пары. Уличные фонари придают городам и сёлам романтичность и загадочность. Нередко образ фонаря встречается в художественной литературе. Герои смотрят на фонари и размышляют о жизни.

Помните стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека»? Фонарь является неотъемлемой частью ночного городского пейзажа. У Блока получилось, конечно, грустное стихотворение. Тусклый свет фонаря, пронизывающий мрак ночного города, не даёт выхода и достаточного света, чтобы разглядеть самое важное. 

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Перу Арсения Тарковского принадлежит удивительное стихотворение «Фонари». Приведу отрывок.

Что вы значили, что предвещали,
Фонари под холодным дождём,
И на город какие печали
Вы наслали в безумье своём,
И какою тревогою ранен,
И обидой какой уязвлён
Из‑за ваших огней горожанин,
И о чём сокрушается он?

С фонарями у каждого человека связано своё, личное, сокровенное.

Ещё мне нравится стихотворение Ивана Мятлева «Фонарики». Приведённый отрывок, думается, вас захватит, и вы прочитаете стихотворение целиком.

Фонарики-сударики,
Скажите‑ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине?
Так чинно вы расставлены
По улицам у нас.
Ночные караульщики,
Ваш верен зоркий глаз!
Вы видели ль, приметили ль,
Как девушка одна,
На цыпочках, тихохонько
И робости полна,
Близ стенки пробирается,
Чтоб друга увидать
И шёпотом, украдкою
«Люблю» ему сказать?
Фонарики-сударики
Горят себе, горят,
А видели ль, не видели ль –
Того не говорят.
Вы видели ль, как юноша
Нетерпеливо ждёт,
Как сердцем, взором, мыслию
Красавицу зовёт…
И вот они встречаются, -
И радость, и любовь;
И вот они назначили
Свиданье завтра вновь…
 

Фонари, фонари, часовые в ночи… - Изображение Фото: сгенерировано с помощью нейросети Шедеврум

А как не вспомнить в этот день сказку «Старый уличный фонарь», написанную в 1847 году великим сказочником Г. Х. Андерсеном?! Это история о старом фонаре, который, несмотря на свою кажущуюся незначительность, оказывается важным элементом городской жизни.

Произведение сочетает элементы волшебства и реализма, подчёркивает темы старения, потери значимости и ценности воспоминаний. Андерсен использует олицетворение, придавая неживым предметам, таким как уличный фонарь, человеческие качества и эмоции.

Старый уличный фонарь последнюю ночь стоял на улице. На следующий день ему предстояло явиться перед отцами города в ратушу, чтобы узнать о своей дальнейшей судьбе. Он мог оказаться в провинции, а мог пойти на переплавку. Больше всего фонарь беспокоила мысль о предстоящем расставании со сторожем и его женой, которые любили фонарь и заботились о нём, никогда не обделяя его ворванью. Перед глазами фонаря мелькали разные воспоминания, он много видел за свою долгую жизнь. Он видел счастливые глаза влюблённого, который читал письмо от любимой, видел искренние слёзы горя человека, провожающего умершую возлюбленную. В это время к фонарю явились претенденты на его место — селёдочная голова, гнилушка и светлячок. Все они светились в темноте, но никто не годился на эту должность. Тут явился ветер, который решил сделать фонарю последний подарок — так проветрить его, чтобы тот мог всё помнить и видеть словно наяву всё, о чем слышал.

Выглянула Луна, но не захотела что‑либо подарить фонарю. А вот дождевые тучи послали свою каплю, которая одарила фонарь способностью в любой момент стать ржавчиной и рассыпаться. Фонарю не понравился этот подарок, но в этот момент в него с неба упала звезда, и фонарь засветил очень ярко. Звезда одарила фонарь способностью показывать всё, что он видит и слышит, и этот дар понравился фонарю больше всего. Правда, ветер огорчил фонарь, сказав, что воспользоваться даром звезды он сможет лишь тогда, когда в него вставят восковую свечу.

На следующий день старый фонарь оказался в каморке ночного сторожа, который выпросил его у отцов города. Старик сторож и его жена жили в маленькой комнатке, где было тепло и уютно. Старик часто вспоминал о прожитом, и фонарь видел это наяву. По воскресеньям сторож читал книгу о дальних странах, и фонарь мечтал, чтобы в него вставили восковую свечу, и он мог бы показать эти чудесные страны. Но у стариков была только ворвань, а когда появлялись восковые огрызки, им и в голову не приходило вставить их в фонарь. Фонарь переживал о том, что не может использовать свои способности, и представлял, как попадёт на переплавку и станет подсвечником и как этот подсвечник окажется в комнате поэта, который будет писать стихи, оживающие в свете восковой свечи.

Но фонарь не хотел оказаться в переплавке раньше времени. Он любил старичков, которые любили его, как родное дитя. И он обрёл душевное равновесие.

Урок сказки — важно ценить и любить тех, кто заботится о нас, даже если жизнь кажется приближающейся к концу или переменам. Сказка показывает, что истинное счастье и удовлетворение можно найти не во внешних достижениях или статусе, а в теплоте и любви, которые получаешь от близких. 
 

Фонари, фонари, часовые в ночи… - Изображение Фото: иллюстрация Анатолия Кокорина к сказке Андерсена «Старый уличный фонарь»

Как‑то, будучи в прошлом году в Бресте, мы вечером оказались в центре города на улице Советской. Очень красивая, многолюдная пешеходная улица. Жизнь на Советской бьёт ключом, это пространство, где художники, музыканты, поэты, певцы реализуют свои таланты: поют, рисуют, играют, танцуют. Оказывается, сюда стремятся ещё и для того, чтобы посмотреть возрождённую традицию зажигать фонари, причём вручную.

Популярность этой истории давно уже вышла за пределы не только Бреста, но и всей Беларуси. Фонари сами по себе очень красивые. Обычный процесс зажигания фонарей здесь напоминает практически целое шоу, пользующееся огромной популярностью и ставшее (ничуть не преувеличиваю) зрелищной достопримечательностью. 

Если заглянуть в историю, то самые первые фонари появились на центральных улицах тогда ещё Брест-Литовска в 1851 году по личному приказу градоначальника. Сегодняшние фонари очень похожи на те, что были тогда. Передают из уст в уста, что сподвигло его отдать такой приказ одно не то печальное, не то забавное, не то смешное обстоятельство. Возвращался он как‑то вечером из трактира и в темноте не заметил столб. Встреча эта, безусловно, ему не понравилась. Утром следующего дня, явившись на службу, он распорядился срочно установить в городе керосиновые фонари. Всего по городу их было 69, а обслуживали их два штатных фонарщика.

Сегодня в Бресте на улице Советской есть и керосиновые фонари, и электрические. Распознавать их не представляет никакого труда. Керосиновые фонари одинарные (их 17), а электрические — двойные. Как и в ⅩⅨ веке, керосиновые фонари каждый день зажигает штатный фонарщик вручную. Возродить эту традицию решили в 2009 году. Причём это выполняется ежедневно, независимо от погоды. Это выглядит очень оригинально. Фонарщик в старинной униформе (на нём тёмно-синий мундир и фуражка) идёт от первого фонаря до семнадцатого с лестницей на плече, возле каждого останавливается, поднимается по лестнице и зажигает внутри фонаря керосиновую лампу. Вот уже 16 лет подряд этот человек, как сказали брестчане, делает свою работу ежедневно, при этом он ни разу не брал не то что отпуск, даже выходной.

Фонарщика зовут Виктор Петрович Кирисюк. При поступлении на этот пост ему пришлось выдержать огромный конкурс из семидесяти претендентов. Профессию электрика Виктор Петрович освоил ещё во время службы на подводной лодке, а потом всю жизнь проработал в организации, обеспечивающей всё городское освещение. А теперь вот он отвечает за керосиновые фонари. Он их зажигает сразу после заката. А закат, как известно, каждый день наступает в своё время. Поэтому существуют специальные часы, показывающие точное время зажжения фонарей именно сегодня. Они тоже находятся на улице Советской, но в самом её конце, на месте пересечения с проспектом Машерова.

Виктор Петрович, высокий, стройный, подтянутый, сосредоточенный, выполняет работу (видел лично) очень красиво. Его движения выверены, отточены, неторопливы, но безупречны. Ставит лестницу, бодро делает несколько шагов вверх, чётко воспламеняет лампу, так же бодро, уверенно спускается вниз. Абсолютно каждый день без исключения за его работой восторженно наблюдает толпа поклонников и туристов. Брестчане считают Виктора Петровича Кирисюка живой городской легендой, своим талисманом. Зажжению фонарей предшествует музыка. Как только она заиграет, значит, фонарщик уже в пути.

Фонарщик сам по себе очень добрый и дружелюбный человек. Он с удовольствием соглашается сделать совместное фото на память. А ещё брестчане уверены, что если потереть пуговицу на его мундире, то это обязательно к удаче. А если ещё и загадать желание, то оно непременно сбудется. За волшебными пуговицами, что на мундире, устроена прямо‑таки охота, поэтому фонарщик, чтобы не оставаться каждый день без пуговиц, закрепляет их проволокой. Когда будет зажжён семнадцатый фонарь, сразу после этого сами собой зажгутся все уличные фонари города. Всё это зрелище неимоверно красивое и романтичное. Но было бы наивно полагать, что в этом и заключается весь труд фонарщика. На самом деле в его обязанности входит ещё и тушение зажжённых фонарей. И делает он это на рассвете. Приезжает на служебном автомобиле, гасит фонари, проверяет керосиновые лампы, доливает керосин, меняет фитили, ведь вечером это делать некогда. Вечером снова будет толпа поклонников и охотников за пуговицей.

Мне повезло стоять рядом с Виктором Петровичем, здороваться, разговаривать, он очень позитивный человек, всё его существо целиком пропитано добрым отношением к людям. Он рад абсолютно каждому человеку, его искренняя, простая, душевная улыбка это подтверждает. Зажигая каждый день, невзирая на погоду, вручную для нас фонари, он дарит людям свет и счастье. Вот смотришь на зажжённые керосиновые фонари и думаешь, думаешь, да мало ли о чём человек может думать, думы у каждого свои… А возможно кто‑то просто смотрит и любуется этим зрелищем в надежде, что завтра будет лучше, чем сегодня.
 

Брестский фонарщик Виктор Кирисюк Брестский фонарщик Виктор Кирисюк / Фото: https://belta.by

Ритуал зажигания фонарей оставил неизгладимое впечатление. Даже если бы в Бресте, кроме этого ритуала, я больше ничего не увидел, всё равно бы визит в этот город, где с первых минут явственно ощущается дыхание истории, получился по‑настоящему запоминающимся.

Будет в тему, если мы вспомним о картине русского художника Константина Коровина «Бумажные фонари». Картина написана в конце 90-х годов девятнадцатого века. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. На картине изображена молодая женщина в чёрной юбке и ярко-красной кофте. Эта женщина зажигает разноцветные бумажные фонари. Считают, что художник изобразил свою будущую жену Анну Яковлевну Фидлер.

Бумажные фонари имеют яркую раскраску, что гармонично сочетается с ярким цветом кофты, а в целом фонари и кофта вместе взятые контрастируют с тёмной зеленью. Контрастные красочные сочетания — это новые черты в творческой манере художника. До Октябрьской революции картина находилась в коллекции В.О. Гиршмана. Картина была выставлена на выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения», проходившей в 2012 году в выставочном зале Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу. «Бумажные фонари» стали своеобразной визитной карточкой выставки: картина была изображена на плакате при входе в выставочный зал, а также на обложке каталога выставки. Полотно «Бумажные фонари» вызывает особое очарование. Даже если всего лишь один раз увидишь картину, то фонари остаются в памяти навсегда.
 

Фонари, фонари, часовые в ночи… - Изображение Фото: картина Константина Коровина «Бумажные фонари» (1896). Коллекция Государственной Третьяковской галереи (г. Москва)

А вы слышали про фестиваль фонарей, который ежегодно в 15-й день первого месяца по лунному календарю проводится в Китае? Этим событием как раз и завершается череда торжеств, связанных с Новым годом. В 104 году до н. э. праздник фонарей в Китае стал государственным. Каждый год миллионы людей собираются, чтобы отпраздновать удивительный момент, когда зима уступает место весне. Это не просто яркое зрелище, а настоящая феерия традиций и эмоций! Дата праздника плавающая, так как зависит от лунного календаря. Например, в 2025 году это было 12 февраля, а в 2026-м фестиваль пройдёт 24 февраля. 

Праздник имеет очень давнюю историю. Его важнейшая традиция — любование фонарями. До настоящего времени по всему Китаю сохранились обычаи устраивать на этот праздник выставки фонарей. Множество людей приходит на выставки полюбоваться фонарями различных конструкций. В этот день дети выносят на улицу самодельные или купленные в магазинах фонари и играют с ними. В эпоху династии Сун (960 – 1279 гг.) появился обычай разгадывать загадки. Сейчас это также непременная часть праздничных мероприятий. Хозяин фонаря привешивает к нижней части фонарика бумажку, на которой написана загадка. Если отгадывающий знает ответ, то он может сорвать бумажку и сверить с отгадкой. Если он правильно отгадал загадку, то получает подарок. 

Есть для этого праздника и своё коронное блюдо — юаньсяо, это рисовые шарики или пряники с разнообразной начинкой. Начинка обычно сладкая и может включать смесь сахара, масла, роз, кунжута, пюре из фасоли, грецких орехов или пюре из фиников. Юаньсяо варят, парят или обжаривают и подают в качестве десерта. На праздник в дневное время во многих местах устраиваются фольклорные представления, вечером же приходит время фейерверков. Кульминацией становится запуск бумажных фонарей в ночное небо. Зрелище просто необыкновенное! Это время, когда семьи собираются вместе, чтобы насладиться вкусной едой, участвовать в весёлых играх и, конечно же, любоваться великолепными фонарями!

Почему же всё‑таки уличные фонари так привлекают людей? В первую очередь это обеспечение безопасности. Освещённые улицы, дороги и тротуары позволяют пешеходам и автомобилистам безопасно передвигаться в тёмное время суток. Это снижает риск дорожно-транспортных происшествий и уличной преступности. 
 

Фонари, фонари, часовые в ночи… - Изображение Фото: сгенерировано с помощью нейросети Шедеврум

Естественно, это комфорт жителей. Уличное освещение делает пространство комфортным, уютным для жизни, особенно наличие фонарей важно для парков, дворов и зон отдыха, где люди проводят время на свежем воздухе в вечерние и ночные часы. При этом фонари помогают людям ориентироваться на территории, особенно в незнакомых районах. А ещё фонари подчёркивают архитектурные особенности, демонстрируют достоинства зданий. Фонари используют также для того, чтобы выделить, обозначить скульптуры, фонтаны, красивые растения. Свет фонарей, рассеивая темноту, подчёркивает те особенности, которые можно не заметить при дневном свете. Да и вообще фонари создают особую атмосферу, когда неспешно прогуливаешься по ночному городу, любуешься ночными видами и мысленно желаешь всем спокойной ночи. Да и сами по себе красивые фонари, например с декоративными элементами, имеются в виду резьба, орнаменты, вызывают чувство восхищения. 

Завершить хочу стихотворением Надежды Мартьяновой «Уличный фонарь».

В уютном дворе, у скамейки со спинкой,
Стоял много лет одинокий фонарь.
Ночами он ярко светил, по старинке,
И слушал беседы людей невзначай.
А утром вставало над городом солнце
И отблеском жарким светились дома.
Под вечер оно тихо шло к горизонту,
Тогда наш фонарь понимал, что пора.
Как будто снимая пред Господом шляпу,
Он вновь зажигался в назначенный миг.
И думал однажды, мечтою объятый:
«Вот был бы я солнцем, я был бы велик!
Я б всё освещал золотыми лучами:
Людей, города, океаны и птиц.
И мною бы все и всегда восхищались,
Улыбкой встречали и взмахом ресниц».
Пока он о солнечной доблести думал,
Таинственно месяц на небе блеснул.
И звёзды сверкали нагим изумрудом,
Касаясь души человеческой струн.
И было то небо на редкость красивым:
Загадочным, ярким, шальной глубины.
«Вот был бы я месяцем, звёздами, миром…
И мне бы писали поэты стихи!»
Фонарь сам себе по житейским мерилам
Казался неважным и мелким совсем.
Зато представали на небе светила
Пред ним словно Боги со множеством дел.
Фонарь загрустил и печальные думы
Томили его всю лучистую ночь.
Но вдруг он заметил… То ночью, то утром,
К нему подходили… Им нужно помочь!
То пара влюблённых сидела у света,
То шёл с ночной смены уставший жилец.
То кто‑то садился прочесть лист газеты,
А кто‑то дорогу искал в темноте.
Фонарь всем светил своей скромной вершиной!
И хоть освещал он единственный двор,
Все люди искали его торопливо…
И стал наш фонарь очень весел и горд:
«Пусть я не огромное чудо-светило 
И нет первозданной во мне красоты,
Но я тоже нужен и важен для мира,
Я тоже дарю ему горсть доброты!»

Дорогие читатели! С праздником! С Днём смотрения на фонари!

Николай Рухленко, член Союза журналистов России

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×