Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:24, 28 июня 2025
 Маргарита Грачёва 215

Платформа 19/44

Платформа 19/44 Фото: из архива студии продюсерского центра «Инсайт Люди»
  • Маргарита Грачёва
  • Статья
  • Маргарита Грачёва
  • Статья

Как в Старом Осколе фильм о маленьких героях снимали

Ребята, кто‑нибудь из вас мечтал сняться в кино? Да точно, каждый бы хоть раз хотел попробовать себя в роли актёра и окунуться в интересный творческий процесс. А вот у старооскольских подростков на одну мечту меньше, ведь они поучаствовали в съёмках короткометражного фильма «Платформа 19/44».

Поезд для съёмок

В течение 25-минутного фильма зрители узнают три истории о маленьких героях, которые совершили большие подвиги. Над созданием картины работала региональная студия продюсерского центра «Инсайт Люди»

Завязка фильма проста – два брата отправляются в лес, чтобы найти потерявшегося четвероногого друга. И тут начинается самое интересное, ведь мальчики попадают в загадочный поезд, где таинственный проводник Харитон рассказывает им истории о детях на войне. Так, ребята узнают о подвиге Лёни Джуса, Зины Портновой и Абрама Пинкензона.

«Отбирали актёров в течение трёх дней с помощью кастинга в соцсетях. К нам присоединились ребята из старооскольского театра. В двух историях роли Зины и Лёни исполняют дети-актёры Илья и Марьяна, а вот героя Абрама или, как его называли Муся, играет мальчик Рома, которого мы выбрали буквально за день до мотора. Он непрофессиональный артист, нигде не занимался, но когда мы его увидели, то сразу решили, что он идеально подходит», — рассказал режиссёр и сценарист фильма Андрей Бородовицын

Съёмки проходили в разных местах и длились пять дней. Некоторые сцены снимали в старинной усадьбе в селе Обуховка. Чтобы кадры выглядели естественными, творческой команде разрешили работать в старом вагоне поезда! Его специально пригнали на запасные пути, и съёмочная группа провела в нём целый день. В восторге были не только дети, но и взрослые. 

В поисках реквизита

Но если вы думаете, что над короткометражкой работали всего лишь пять дней, то вы сильно ошибаетесь. Перед съёмками две с половиной недели команда занималась поиском мест и реквизита. Форму, посуду, да даже обычную шапку-ушанку военных лет в наше время найти не так‑то просто. 

«Нам сильно помог исторический клуб «Поиск» и ребята из объединения «Патриот» города Строитель. В одной из сцен у нас задействовано 10 немецких солдат, своими силами мы бы их никак не одели, тем более есть же много нюансов, касающихся нашивок, погон и других исторических деталей. Хочется же снять всё достоверно», — пояснил Андрей Бородовицын. 

За день до начала съёмок на место приезжал художник-постановщик, который обустраивал пространство в духе прошлых лет. 

«В день начала съёмок примерно за два часа до мотора прибывала съёмочная группа, собирала оборудование, выставляла свет и занималась другими техническими моментами. В среднем стандартная смена длится около восьми часов, но мы работали в сжатые сроки и у нас уходило по 12 часов на съёмки», — рассказала продюсер проекта Алёна Стратулат.

«Камера! Мотор! Поехали!»

Да, снимать фильм, оказывается, не так просто, как многие думают. А ведь работать проходилось в холодное время года и по ночам. Но, по словам авторов проекта, все актёры, даже самые маленькие, достойно справились со своей ролью. 

«Мы очень переживали за ребят, покупали пледы, заваривали горячий чай. Хоть на площадке вместе с детьми и находились родители и контролировали процесс, вся команда чувствовала за них ответственность», — отметил Андрей Бородовицын.

На съёмочной площадке царила очень творческая атмосфера, ничем не отличимая от съёмок блокбастера. Профессиональный свет, декорации, грим, микрофоны и многое другое. Даже хлопушка-нумератор была. Все знают этот момент: режиссёр кричит «Камера! Мотор! Поехали!», хлоп — и начинается магия кино.

«Она вроде выглядит незначительно, но без неё сложно на монтаже, когда у тебя огромная тонна материала и его нужно как‑то распределить. А тут ты просто открываешь файлы и на них написано, какой дубль и сцена. Лучшие мы сразу помечаем, чтобы было легче найти», — объяснил Андрей Бородовицын. 

После завершения съёмок – работа не закончена. Большое количество времени занимает процесс обработки и редактирования отснятого материала, написание музыки, дубляж и многое другое. 

«Но, самое сложное в процессе работы – создание сценария. Без хорошего материала ничего не получится. Можно снять красивые кадры с великолепной музыкой и хорошей актёрской игрой. Но если сценарий плохой, то и сама история получится никакая», — добавил режиссёр. 

Для написания качественного сценария авторы проекта не один день провели в архивах и музеях, а ещё изучили старые подшивки газет 50-х годов.
 

Маленькие герои с большим сердцем

Давайте познакомимся с главными героями короткометражного фильма «Платформа 19/44».


Алексей Джус 

В годы войны потерял отца и брата. В 14 лет ушёл на фронт, где солдаты 682-го полка приняли его, одели и накормили. Алексей убедил командира остаться с бойцами, став сыном полка. Командир заменил ему отца, а товарищи стали называть его Лёней.

Западнее города Тульчина (Украина) в одном из сёл завязался бой. Немцы не выдержали натиска и отступили, но часть из них укрылась в подвалах. Лёня заметил, как десяток солдат забежал в дом. Мальчик бросился за ними вслед. Немцы решили, что Лёня под прикрытием солдат, подняли руки вверх, а он быстро всех обезоружил. Вскоре подоспела подмога.
 

Платформа 19/44 - Изображение Фото: из архива студии продюсерского центра «Инсайт Люди»

Абрам Пинкензон

Музыкант. В ноябре 1942 года, ожидая расстрела, 11-летний мальчик попросил немецкого офицера позволить ему сыграть на скрипке. Он рассмеялся, но разрешил. Абрам сыграл «Интернационал» — гимн СССР в те времена. Наблюдавшие жители городка и приговорённые к казни евреи, поначалу боясь, но потом всё смелее стали петь слова гимна. Фашисты приказали мальчику прекратить. Но он продолжил играть, его расстреляли. 

После войны на месте расстрела музыканта, в бывшей станице Усть-Лабинской, установили памятник.
 

Платформа 19/44 - Изображение Фото: из архива студии продюсерского центра «Инсайт Люди»

Зинаида Портнова

Во время Великой Отечественной войны она вступила в подпольную организацию «Юные мстители» и стала разведчицей партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова. Отряд действовал на территории Белорусской ССР, оккупированной немецкими войсками.

Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, выполнила задание подполья и отравила пищу, в результате чего погибли несколько немецких офицеров. Во время разбирательств, стремясь доказать свою непричастность, она попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

К сожалению, все маленькие герои погибли во времена Великой Отечественной войны, но память о них жива до сих пор и будет жить ещё долго в сердцах людей, в том числе и благодаря стараниям нового поколения. 
 

Платформа 19/44 - Изображение Фото: из архива студии продюсерского центра «Инсайт Люди»
Короткометражный фильм «Платформа 19/44» (12+) можно посмотреть здесь.

 

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×