Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:05, 21 ноября 2022
 475

Белгород, Яблоново, Усерд, Верхососенск…

Юные исследователи представили 33 работы о Белгородской черте

Прошедшая неделя завершилась традиционной ноябрьской Всероссийской научно-практической конференцией «Белгородская черта – 2022». Площадками проведения стали НИУ «БелГУ» и галерея фотоискусства имени В. А. Собровина.

На заседании в университете выступали члены Российского военно-исторического общества «Ратник» и Правительства Белгородской области, а на секции «Белгородская черта: юные исследователи» в фотогалерее имени Собровина собрались школьники и учащиеся колледжей. 

История и… химия

«Конференция «Белгородская черта» — это самое значимое событие в деятельности «Исторического общества «Ратник», потому что наука и исследование — это тот фундамент, на котором построены и Исторический парк «Белгородская черта», и проекты для детей и молодёжи, и проведение тематического фестиваля. Ранее мы уже проводили конкурс для юных исследователей в рамках проекта «Детям о Белгородской черте», но в этом году школьники и учащиеся колледжей впервые лично участвовали во Всероссийской научно-практической конференции», — рассказала «Большой переменке» ответственная за работу секции Татьяна Дубинина.

Тридцать три работы представили ребята на конференции. В связи с неспокойной обстановкой в области многие выступали онлайн. Но были и такие, которые, несмотря ни на что, приехали со своими родителями и научными руководителями. Презентации были очень разными: кто‑то читал доклад, кто‑то показывал химические опыты, подкрепляя свои исследования наглядностью, а кто‑то использовал вокальное и хореографическое сопровождение.

Отметим ребят, которые выступили офлайн: это курсанты казачьего военно-исторического клуба Артём Федянин и Елизавета Загорулько из Нового Оскола, Анна Джемесюк и Татьяна Чуйкова из Шебекино, Иван Гончаров из Яковлевского округа, Полина Жорова из Губкина, Полина Сафонова из Ракитянского района, Василиса Лукьянова из Чернянки, и школьники из Белгорода: Ксения Галищева, Александр Ушаков, Софья Кнышова.
 

«У меня, как руководителя этого направления, были опасения, что участников будет мало. Всё же дети учатся сейчас дистанционно, учителям не очень удобно работать индивидуально с юными исследователями. Но эти опасения были напрасными. Восхищает целеустремлённость и любознательность школьников, которые занялись исследованием развития нашей Родины в XVII веке. В школьной программе очень мало уделено внимания этому периоду», — рассказала Татьяна Ивановна.

По её словам, особенно приятно, что выступали и младшие ребята. Их мотивацией стали личный интерес к теме и честь выступить на таком престижном форуме. Например, Илья Чехунов — четверокласник начальной школы — детсада № 44 г. Белгорода — удивил участников конференции умением рассуждать. Мальчик имеет свою версию ответа на вопрос: «Зачем на лезвии бердыша (это оружие XVII века) отверстия?». 

«И, возможно, — считает Татьяна Дубинина, — найдутся в будущем документы и окажется, что Илья прав!»

Братья Степан (16 лет) и Семён (8 лет) Нагорные рассмотрели тему «Развитие химии XVII века в городах-крепостях Белгородской черты». Ребята рассказали о производстве пороха и краски для тканей на основе натуральных компонентов, а затем продемонстрировали опыт и покрасили ткань с помощью шафрана, яичного желтка, уксуса и льняного масла. 

«Мы проделали такую работу и много узнали о том, как развивалась промышленность в то время», — рассказывает Степан, учащийся колледжа БГТУ.

Василиса Лукьянова (9 лет) из Чернянки создала книгу о своей родословной начиная с 16 века — 11 поколений её родных живут на белгородской земле и прославляют малую родину.

Молодые исследователи работали над разными темами: о развитии оборонительной черты на южных рубежах, о служилых людях, которые заселяли эти земли, изучали и сравнивали города-крепости: Яблонов, Верхососенск, Усерд, Валуйки, Острогожск, Карпов. Рассматривали, кто такие оскольские ратники и как была устроена русская православная церковь в Корочанском крае, углублялись в вопросы образования в городе-крепости Болховец, а также быта и традиций Белгородчины.

«Родословная» улицы

Конференция предусматривала подведение итогов второго этапа конкурса детских исследовательских работ. 

«По результатам у нас — одно первое, три вторых и 12 третьих мест. Жаль, что не все смогли приехать или подключиться к конференции и выступить с публичной защитой. Но все работы финалистов будут включены в электронный сборник «Белгородская черта. Юные исследователи». Особенно хочу отметить нашего безусловного победителя — Константина Жилякова, ученика 7-го класса школы № 28 Старого Оскола, который изучил родословную не просто семьи, а своей улицы Стрелецкой. И не только по книгам и документам. Наш исследователь ходил к людям, которые знают о стрельцах в своём роду, записывал разговоры с ними». 

Некоторые ребята и их научные руководители поделились впечатлениями о подготовке к конференции с корреспондентом. 
 

Иван Гончаров, девятиклассник Терновской школы Яковлевского округа: 

«Я работал над темой «Роль создания Белгородской засечной черты для Российского государства». Сначала изучал источники в открытом доступе в Интернете, затем прочитал несколько научных статей, очень много потратил времени на исследование рисунков и карт, связанных с засечной чертой и крепостями, на ней расположенными. Сегодня я принёс только часть своего доклада, также у меня была подготовлена презентация с иллюстративными материалами, которые я смог собрать. Узнал очень много нового для себя, почему наш город так называется, кто были первые жители, какое значение имела черта как южный форпост, кто был главным противником Руси. Больше всего мне помогала мой учитель истории Дарья Дмитриевна Турчинина». 

Иван Гончаров Иван Гончаров / Фото: Вадим Заблоцкий

Елизавета Загорулько, восьмиклассница Новооскольской школы с углублённым изучением отдельных предметов:

«В своей работе я рассказываю о переселенцах «сведенцах». Это служилые люди, которые обосновались в крепостях Царёв-Алексеев и Верхососенск. Некоторые из них не очень хотели покидать свои прежние места жительства и переезжать на эту территорию из‑за того, что там были не очень пригодные условия для развития хозяйства. Они сбегали или посылали своих родственников. А ещё были города-доноры, из которых по приказу переселяли людей: Старый Оскол, Чернавск, Тула, Переяславль-Рязанский, Ефремов и другие. Ещё интересно, что если казак ехал один, то ему давали мало земли, а если ехал с семьёй, получал на каждого землю. Поэтому выгодно было переселяться тем, кто с детьми».

Елизавета Загорулько, Артём Федянин с научным руководителем Елизавета Загорулько, Артём Федянин с научным руководителем / Фото: Вадим Заблоцкий

Полина Жорова, восьмиклассница гимназии № 6 города Губкина:

«Когда писала работу, то обратила внимание на то, как тяжело было установить пушку в бойнице, раньше ведь не было подъёмных кранов или лестниц. Пушки поднимали на уровень второго, третьего этажей. Рядом с орудием стоял сундук с тяжёлыми снарядами. Снаряды могли пролететь несколько километров, и это в XVII веке было удивительным!»

 

Полина Жорова и Татьяна Дубинина Полина Жорова и Татьяна Дубинина / Фото: Вадим Заблоцкий

Анна Джемесюк, 10-классница школы № 2 города Шебекино:

«Я взяла для исследования 1647 год, когда строился город-крепость Нежегольск. Тогда городской воевода Тимофей Бутурлин говорил о необходимости поворота укреплинии на восток по реке Нежеголь. Его поддержал государь, и начали строить Нежегольский стоялый острог. В возведении участвовали служилые люди и боярские дети.

В 1779 году Белгородская губерния в ходе реформы перестала существовать. Нежегольский уезд был упразднён. Со временем крепость разрушилась. И на сегодняшний день сохранилась лишь насыпь и ров, которые являются памятником археологии».

Елена Ховхун

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×