Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:33, 23 сентября 2022
 157

Найти ключик к каждому

Найти ключик к каждомуФото: Ольга Муштаева
  • Статья

Почему педагогов-психологов называют профессиональными мамами

«Почему детский сад? Мне было, с чем сравнить. На каждом курсе я проходила практику. Когда приходила в школу, старшеклассники, в особенности девчонки, видели во мне, совсем ещё молодом специалисте, скорее подругу. То ли дело дошколята. В их глазах – я взрослая, авторитет», — вспоминает Ольга Якуш. И в 2002 году дипломированный педагог-психолог пришла работать в 57-й детский сад Белгорода. Что удивило с первых минут – отнеслись к ней как к специалисту, а не вчерашней студентке. Конечно, прошла небольшое интервью, мол, понимаешь, какая тебя ждёт работа, действительно ли она тебе нужна? «Да!» – уверенно сказала Ольга Евгеньевна. За почти 20 лет работы ни разу не пожалела о выборе. Ни за что бы ни тогда, ни сейчас не променяла своих маленьких и таких разных – адапташек, малоежек, скромняг, непосед, почемучек… — ни на что на свете.

Программа со «звёздочкой»

А мечтала маленькая Оля родом из Новокузнецка стать… стюардессой. Так уж получилось, что вместе с папой, устремившимся на строительство ОЭМК, переехали в Белгородскую область. Все родственники остались в Сибири, оттого частенько летали к ним. Оля с трепетом ждала этих путешествий, с замиранием рассматривала форму стюардесс. «Хочу! Хочу быть как они!» — мечтала девчонка. С годами поняла: мечта мечтой, а вот претензий к ней как стюардессе как минимум две: первое – язык, второе – рост (это сейчас набирают практически всех подряд, раньше с отбором было жёстче). С языком, конечно, справилась. Спасибо папе, с детства не уставал повторять: «Учи английский, учи английский. Он тебе пригодится». Вот и учила, даже после 11-го решила поступить в Белгородский госуниверситет на РГФ. Эх, жаль, бюджетных мест не оказалось. Зато на социально-психологическом факультете предложили программу со «звёздочкой».

«Было предусмотрено углублённое изучение английского языка, то есть мы получили двойную специальность: можем работать как психологами, так и учителями английского языка. Так что, можно сказать, английская составляющая моей мечты детства сбылась», — рассказывает Ольга Якуш. 

Прабабушка, работавшая гувернанткой в зажиточной семье, бабушка, мама… — Ольга Якуш продолжила поколение педагогов в своей семье. Шутит, ещё один бонус – она из многодетной семьи.

«У нас с детства в доме был шум, делали всё вместе. В детском саду то же самое, здесь мы — одна большая семья, где постоянно шумно, активно и динамично. Кажется, как будто я и была здесь всё время», — говорит Ольга Евгеньевна. 

Здравствуй, малыш! 

Проработав год, ушла в декрет. Спустя время привела устраивать дочь в садик. Поняла, вот он, самый важный шаг, самый первый институт социализации. Придумала новую традицию приёма в детсад. Руководство одобрило, идея прижилась. Понимали, принцип «пришёл – написал — заявление — привёл ребёнка» – прошлый век. Нужно познакомиться с родителями ещё до прихода их любимого чада в сад. Побеседовать, понять, какие мама с папой, узнать, есть ли какие‑то проблемы у ребёнка, на которые стоит обратить особое внимание (составленная небольшая характеристика семье и ребёнку – отличное подспорье для будущей работы воспитателей, им легче найти подход к ребёнку). И, конечно же, дать пошаговые рекомендации родителям. Никакой Америки она не открывает, но даже несколько правильно расставленных акцентов помогают безболезненно адаптироваться малышу в детском саду. К примеру, обычный обед и дневной сон. Именно они поначалу непривычны ребёнку. Если родители учтут их заранее в своём домашнем режиме дня – детям будет проще. Или же самый первый день. Лучше прийти в детсад на пару часов на прогулку. Всегда легче социализироваться вне рамок давящих стен. Сработает эффект новизны: новые дети, новые игры, новые игрушки… Не бывает, чтобы ребёнок не увлёкся. Главное – не пробовать родителям уйти по‑английски. Малыш может подумать, что его бросили. Потому рекомендуют найти предлог. Например, сказать: «Ты побудь здесь, поиграй, а я быстренько схожу в магазин, куплю хлеб и сразу же вернусь за тобой» или «Я отойду ненадолго, схожу документы отдам тёте», — тут уже на что фантазии хватит.

Второй свой неполный день (до сна) малыш проведёт уже в группе. Родители уже «вооружены» — момент расставания должен быть максимально коротким, чтобы кроха не успел начать раскручивать маму: «Нууу останься со мной, пожалуйста», «А когда ты меня заберёшь?», «Давай ещё разок обнимемся»… Педагог-психолог всегда спросит, к кому из родителей ребёнок привязан сильнее. К маме? Тогда пусть приводит папа. С ним он будет вести себя совсем по‑другому. 

Найти ключик к каждому - Изображение Фото: Ольга Муштаева

Долой стресс!

«Мы не просто наблюдаем за детьми. Мы проживаем всё с ними на занятиях, выполняем всевозможные творческие задания: играем с водой, работаем с бумагой (отрывная техника, смятие), делаем дыхательные упражнения – дуем через трубочки на шарики, чтобы забить гол. Со стороны несведущему человеку может показаться, что мы просто играем. На самом деле мы делаем большое дело – убираем стресс у ребёнка. Мы переключаем его внимание, ему некогда думать и горевать о том, что мама ушла, — поясняет Ольга Якуш. – Мы работаем с пластилином, вилками рисуем гриву. Поверьте, дома вилками никто из детей не рисует. Многие родители не знают, что ребёнок с полутора лет должен уметь работать с ножницами. Это не только способствует развитию каллиграфического почерка, но и помогает развитию речи».

Немногие знают, что во время адаптации лучше на время воздержаться от людных мест: кружков, секций, парков… Это только кажется, что ребёнок в них «разгрузится». На самом деле поощрение «ты сегодня так хорошо вёл себя в садике, давай сходим на аттракционы» может привести к эмоциональным качелям. Родителям лишь останется недоумевать, откуда вдруг появились непонятные капризы и плач? 

В среднем на адаптацию, по словам Ольги Евгеньевны, уходит порядка 2–3 недель. Пожалуй, единственное, что отягощает привыкание, – низкий иммунитет у детей. Не успели прийти – уже заболели. Лишь единицы долго не могут влиться в сад.

«В таких случаях мы не прекращаем работать с семьёй и воспитателем. Пытаемся понять, почему так получилось, и даём рекомендации. Как оказывается, не всегда проблема в ребёнке. Бывает, мама со слезами на глазах сама никак не может отпустить душой ребёнка в детский сад. Здесь мы понимаем, работать больше нужно с мамой, а не с ребёнком», — поясняет психолог. 

Профессия для активных 

Каждый день Ольга Якуш работает не только с детьми, но и их родителями и педагогами. Чаще с утра «пробегает» и смотрит, какой эмоциональный климат в каждой группе, насколько комфортно ощущают себя дети, педагоги, помощники воспитателя. По необходимости даёт рекомендации. Всё хорошо? Начинает работать с детьми. Направлений немало: диагностическое, коррекционное или развивающее, профилактическое.

Днём, с часу до трёх, нужно поработать с педагогами. Рубеж в 10 лет и связанное с ним профвыгорание – далеко не миф. Кто‑то устаёт физически, кто‑то эмоционально («я никакая, дайте мне время побыть одной»)… Чтобы коллеги в возрасте от 30 до 45 лет не потеряли мотивацию к профессии, собираются и обсуждают возможные проблемы. Педагог-психолог и администрация детского сада помогают разгрузиться здесь и сейчас, чтобы невольно не срывались после работы на своих домочадцах. Вечером – обязательно работа с родителями. Это и клуб одарённых детей (нужно помочь родителям найти подход к нестандартным ребятам), и консультации по запросам. 

«Работа динамичная, не монотонная. От неё невозможно устать, она постоянно меняется: сегодня делаю одно, завтра другое. К занятиям с детьми нужно подготовиться, успеть статьи написать… Профессия для активных!» — отмечает Ольга Якуш. 

К слову, Ольга Евгеньевна – автор и соавтор многих программ. Это и коррекционно-профилактическая программа по адаптации детей к детскому саду (она получила гриф министерства РФ), и по работе с детьми с речевыми нарушениями (в последние годы особо актуально, работают в триаде – логопед, психолог, воспитатель, плюсом родители, закрепляющие дома результат). Это и программа по сопровождению молодых педагогов, и специальный дневник для работы педагогов-психологов в детском саду. 
Найти ключик к каждому - Изображение Фото: архив Ольги Якуш

Инфогид для родителей

В 2020 году в регионе стартовал проект информационно-просветительской поддержки родителей детей раннего и дошкольного возраста «Инфогид для родителей». Для детского сада № 57 идея не нова. В нём ещё с 2017 года работал консультативный центр, потому со знанием дела и энтузиазмом включились в работу. 

В установленные часы обратиться за помощью к педагогу-психологу, социальному педагогу, логопеду и воспитателям может абсолютно любой родитель. Консультируют всех бесплатно. Также проводят выездные консультации возле кинотеатра «Русич». Раздают флаеры, памятки. Не готовы сразу лично задать вопрос? Проконсультироваться можно позже, как очно, так и дистанционно. К слову, об удалёнке. Вначале, как только дети из‑за пандемии остались дома, было затишье. Когда родительский потенциал игр иссяк, последовали вопросы: «Что мне делать? Я эмоционально не справляюсь». Одних мам консультировала, как разряжаться самим; другим рекомендовала литературу по воспитанию, третьим напоминала: все мы разные — аудиалы, визуалы, кинестетики… 

«Большинство мальчишек — кинестетики. Поэтому, когда мама говорит: «Нельзя. Нельзя. Подойди ко мне!», её слова не работают вовсе не потому, что сын занял позицию «мам, я тут занят, иди отдохни пока». Просто он такой. Подойдите, возьмите его за руку, посмотрите глаза в глаза и начните диалог. Нужно подстроиться под особенности ребёнка», — поясняет Ольга Якуш. 

Вынесем сор из избы? 

Каждый случай и ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Как‑то одна из мам посетовала: «У меня такой гиперативный ребёнок». Поработав с мальчиком, Ольга Якуш вынесла свой профессиональный вердикт:

«Отнюдь. Он темпераментный, у него просто холеристическая направленность. А мама устаёт потому, что она – сангвиник. Нужно принять его таким, какой он есть. Темперамент — устойчивая характеристика личности, которая не меняется с возрастом». 

Чаще всего гиперативный ребёнок не может усидеть на месте из‑за недоразвития в лобных долях, которым недостаёт кислорода. Чтобы кислород поступил, ему нужно двигаться. И да, эту активность можно направлять. Как вариант — игры с водой и бассейн. 

Волнует, что ребёнок слишком спокоен? Тут тоже нужно разобраться: меланхолик ли он, или стал тихоней по какой‑то причине, к примеру, из‑за весьма авторитарных родителей. Первое – можно порекомендовать записаться в театральный кружок. Прочитать стишок на публике ребёнок не может, но облачившись в маску и тем самым сменив образ, без заминки его продекламирует. Многие, кто не может выразить эмоции словами, отлично рисуют. 

«Почему некоторые дети не могут выразить свои эмоции? Да потому что родители такие. Чтобы появились адекватные эмоции у детей, нужно работать с родителями. Но, к сожалению, не всегда это возможно. Некоторым некомфортно прийти с вопросом к специалисту. Убеждены, не надо выносить сор из избы. Бывало, родители скрывали неврологический статус у детей или внутрисемейные проблемы. Ты наблюдаешь за детьми, понимаешь, что что‑то не так, начинаешь распутывать клубок, а родители говорят: «Нам это не нужно», — комментирует специалист.

Поколение Z и малоежки 

Ребёнок не мыслит жизни без гаджетов? И снова на помощь приходит педагог-психолог. Проанализирует сложившуюся ситуацию и даст индивидуальные рекомендации. Главное – родителям не дать слабину, ведь чадо поначалу может устроить истерику. Кстати, она присуща женскому характеру, да и имеет удивительное свойство – разрастаться в своём диапазоне. Порой родителям легче вернуть гаджет, нежели слышать душераздирающие крики ребёнка. Однако следует помнить: сегодня поорёт, завтра продолжит свои «концерты», а послезавтра уже подумает, кричать ему или нет.

В компетенции педагога-психолога и работа с малоежками. Здесь нужно разобраться, не генетический ли малоежка ребёнок. Нет – можно работать. Самое действенное — игровые мотивации: «Ребята, что вы кушаете?» «Суп!» «А что в супчике?» — и продолжить рассказывать, из чего его сварили и для чего нам нужен каждый ингредиент. «А мамы у вас какие красивые, щёчки розовые. А что они кушают? Свеколку!». Девчонки сразу озираются, где у нас тут свеколка? «Сейчас попробуем, какие у вас мышцы», — можно озадачить мальчишек. Они начинают показывать, а малыши ещё и хвастаются, как сами ложку держат. Самое время спросить: «А за меня ложечку съешь?». Съедают! А за ней и вторую, и третью…

Профессиональные мамы

«Мы как профессиональные мамы, — говорит о педагогах-психологах и воспитателях Ольга Якуш. – Действительно, с одной стороны, мы все мамы по своей биологической сущности, с другой – подходим к работе с детьми профессионально, знаем много ключиков к ним. Не стоит никогда забывать: все дети индивидуальны, один ключик подойдёт к одному ребёнку, но будет совершенно неприемлем к другому, и это нормально. Главное — иметь большой профессиональный сундучок и тогда ты увидишь ребёнка и поймёшь, что ему нужно».

Девиз Ольги Якуш: «Найди в каждом ребёнке свою изюминку!»:

«Нет детей, у которых нет способностей. Все дети одарённые, нужно просто развивать в них их способности. Изюминка у ребёнка раскрывается с возрастом. Нельзя сказать, когда именно он покажет себя. Обычно расцвет «самости» ребёнка, его творческого потенциала и способностей приходится на возраст шести-семи лет. И очень жалко, когда ты видишь, что у ребёнка есть способности, а у родителей из‑за финансов или нехватки времени попросту нет возможности их развивать». 

Ольга Муштаева

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 6 (9), 2020 г.

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×