Отправляемся в путешествие!
Почему Белгородский край – настоящий «Клондайк» для учителей и школьников
Трудно найти человека, который не любил бы путешествия, хотя бы самые незначительные. Некоторые учёные утверждают, что стремление к перемене мест, любознательность, желание заглянуть за горизонт, открыть неизведанные земли, заложены в природе человека и играют исторически важную роль в формировании нашей цивилизации.
В современном мире путешествия реализуют не только тягу к перемене мест, желание увидеть диковинное своими глазами, испытать необычные эмоции и впечатления. Но и вполне конкретные образовательные, исследовательские, воспитательные и спортивные задачи.
Причём необязательно мчатся за тридевять земель на самолётах и поездах. Туристические поездки и походы по родному краю могут подарить море радости и рюкзаки ярких воспоминаний.
Представители старшего поколения с самыми тёплыми чувствами вспоминают, как ходили в походы, преодолевали овраги и реки, буреломы и ручьи, искали ориентиры на местности, ставили палатки, разжигали костры, готовили еду на кострах, пели песни и рассказывали страшилки. Самые «продвинутые» участвовали в туристических слётах и соревнованиях. Ведётся ли сегодня такая работа с ребятами? Этот вопрос мы задали специалисту в области детского туризма, кандидату географических наук, доценту, заведующей центром координации деятельности региональной методической службы, научному руководителю гранта «Туристские кластеры Белгородской области и перспективы их развития», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом, Елене Фатневой.
— Походы и экскурсии — любимые виды активного отдыха детей и подростков, в них соединились романтика дальних дорог и спортивный азарт, испытание собственных физических и моральных качеств. Ребята приобретают необходимый социальный опыт, навыки взаимодействия с окружающими. В целом туризм решает целый комплекс задач и играет важную роль в образовательном и воспитательном процессах, связывая проверку компетенций с познавательными или научными задачами.
И сегодня основные формы туристской работы со школьниками – это туристские походы, соревнования, слёты. Проводятся массовые мероприятия с обучающимися – туристские праздники на природе как активная форма привлечения детей к путешествиям, к занятию спортом, укреплению здоровья, приобретения жизненно важных навыков. В Белгородской области детский туризм, туристско-краеведческая деятельность находятся в числе образовательных приоритетов.
— Елена Алексеевна, Белгородчину пока нельзя назвать «туристической столицей». Вы изучали потенциал, каковы шансы у региона занять достойное место в туристическом кластере страны или мира?
— Да, мы провели исследования, которые дают основание утверждать, что есть все необходимые условия для интенсивного развития туризма на Белгородчине. Помимо многообразных природных и культурно-исторических ресурсов, выгодного экономико-географического положения, имеется развитая транспортная инфраструктура, система связи и телекоммуникаций.
— Зачастую дети и взрослые едут за впечатлениями в дальние страны. И совершенно ничего не знают о том, что находится, что называется, «за околицей», за ближайшим перекрёстком. Что можно увидеть, не выезжая за пределы области?
— На территории региона расположены уникальные природные объекты, которые отличаются ландшафтно-экологической и эстетической ценностью. В любое время года естественные ландшафты: овражно-балочный рельеф и белгородские «стенки», которые являются природными памятниками, можно использовать в качестве объектов экологического и спортивно-оздоровительного туризма.
Наиболее ценные в эстетическом плане территории, на которых превалируют естественные сосновые и дубовые насаждения с преобладанием спелых и средневозрастных древостоев со средней сомкнутостью древесных пологов, а также территории с реликтовой флорой ледникового и послеледникового периодов. В видовом отношении наиболее разнообразны сосновые боры, ковыльные степи и разнотравные луга. Достопримечательностью Белгородской области являются кальцефильные сообщества – иссопники, тимьянники и сниженные альпы.
В настоящее время охранные площади Белгородской области составляют почти 2 %. Это и заповедники кластерного типа «Белогорья», и заказники, и памятники природы, и парки природы, дендрологический парк и ботанический сад.
— Куда вы посоветуете поехать?
— К рекреационно-привлекательным объектам относится, например, заповедник «Белогорье» — один из самых старых в России, где природоохранную деятельность начали с 1640 года. Многие представители охраняемой флоры числятся в Красной книге. Разнообразен и уникален животный мир заповедника. Заповедник «Белогорье» включает в себя несколько объектов. Например, «Лес на Ворскле», расположенный в Борисовском районе на правом берегу реки, является эталоном среднерусских нагорных дубрав. На территории 130 га трёхсотлетние исполины поднимают свои кроны на высоту 28 метров и достигают почти двух метров в диаметре. Невероятно живописна весной и летом целинная ковыльно-разнотравная степь – часть «Ямской степи». Здесь цветущие растения образуют яркий, необыкновенной красоты ковёр, то и дело меняющий свою окраску.
«Сниженные альпы» дарят знакомство с реликтовыми растениями на меловых породах, сформированных на южных склонах Среднерусской возвышенности. Такие растительные сообщества можно увидеть на участках «Лысые горы», «Стенки Изгорья», «Ямская степь», в природном парке «Ровеньский». Эти сообщества, сочетающие пришлые и реликтовые растения, родственны горной флоре Сибири, Монголии, Южного Урала и, отчасти, Средней Европы. В Белгородской области они находятся на более низких отметках высот, чем субальпийский и альпийский пояс в горных районах. Возле села Маломихайловка сохранились исполинские реликтовые меловые сосны. Деревья растут на крутых меловых утесах на высоте 70–100 метров над долиной реки Нежеголи.
— Другими словами, для учителей географии и биологии, стремящихся разнообразить свои уроки, Белгородская земля – настоящий «Клондайк». Насколько повезло другим предметникам?
— Анализ культурно-исторических и социокультурных объектов показал, что у нас хороший потенциал и в этом отношении. К памятникам истории можно отнести целые населённые пункты: города Белгород, Алексеевка, Валуйки, Грайворон, Новый Оскол и Старый Оскол, посёлки Борисовка, Ивня, Бирюч, Ровеньки и Чернянка.
На территории области расположено множество памятников археологии (Крапивенское, Дмитриевское городища, Холковское городище с подземным монастырем). Крапивенское городище представляет собой комплекс археологических памятников на берегу реки Корень возле поселка Крапивное и хранит остатки нескольких древних культур. В V веке до нашей эры здесь жили скифы, затем на смену им пришли северяне – славянское племя, участвовавшие в образовании Киевской Руси. Среди тысяч извлечённых из земли предметов на территории городища – оружие, замысловатые украшения, иглы для шитья, обрывки древних свитков. Также Белгородская земля знаменита древними православными храмами и монастырями, в том числе и подземными, расположенными в меловых пещерах. Например, Холковский монастырь. Первое упоминание о нём относится к началу XVII столетия. Монахи жили в пещерах, выдолбленных в меловом холме возле села Холки. До сих пор неизвестно происхождение пещер – вырыли их сами монахи либо же они появились там раньше.
Практически по всей области встречаются памятники архитектуры и градостроительства. Список памятников культурного наследия, расположенных на территории Белгородской области, насчитывает 2121 объект, 35 из которых имеют федеральный статус.
Любителям этнотуризма придётся по душе посещение музейных комплексов под открытым небом, воссоздающих традиционный быт и промыслы русских крестьян прошлых столетий, включая, например, этнопарк «Ключи».
Особое место в туристско-рекреационном комплексе Белгородской области занимают объекты, связанные с событиями Великой Отечественной войны. Наиболее известные из них — государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», мемориальный комплекс «Курская Дуга» и другие места, посещение которых должно стать обязательным в ходе патриотического воспитания и проведения уроков истории, уроков мужества.
Многое делается для поддержки и развития школьного и детского туризма на региональном уровне. Преподаватели географии, формируя у обучающихся представление о геокультурном пространстве Белгородской области, прилагают усилия для углубления краеведческого компонента. В настоящее время рабочая группа разрабатывает программу «География Белгородской области» (8–9 классы), рассматривает вопросы развития детско-юношеского туризма. Ведущая идея программы — реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций школьников, — уверена Алёна Пенченкова, старший методист кафедры естественно-математического и технологического образования БелИРО.
Виктория Горяйнова