Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 10 марта 2022
 243

Отправляемся в путешествие!

Отправляемся в путешествие!Елена ФатневаФото: личный архив
  • Статья
  • Статья

Почему Белгородский край – настоящий «Клондайк» для учителей и школьников

Трудно найти человека, который не любил бы путешествия, хотя бы самые незначительные. Некоторые учёные утверждают, что стремление к перемене мест, любознательность, желание заглянуть за горизонт, открыть неизведанные земли, заложены в природе человека и играют исторически важную роль в формировании нашей цивилизации.

Путешествия учат больше,
чем что бы то ни было.
Иногда один день,
проведённый в других местах,
даёт больше, чем десять лет жизни дома.
Анатоль Франс

В современном мире путешествия реализуют не только тягу к перемене мест, желание увидеть диковинное своими глазами, испытать необычные эмоции и впечатления. Но и вполне конкретные образовательные, исследовательские, воспитательные и спортивные задачи.

Причём необязательно мчатся за тридевять земель на самолётах и поездах. Туристические поездки и походы по родному краю могут подарить море радости и рюкзаки ярких воспоминаний.

Представители старшего поколения с самыми тёплыми чувствами вспоминают, как ходили в походы, преодолевали овраги и реки, буреломы и ручьи, искали ориентиры на местности, ставили палатки, разжигали костры, готовили еду на кострах, пели песни и рассказывали страшилки. Самые «продвинутые» участвовали в туристических слётах и соревнованиях. Ведётся ли сегодня такая работа с ребятами? Этот вопрос мы задали специалисту в области детского туризма, кандидату географических наук, доценту, заведующей центром координации деятельности региональной методической службы, научному руководителю гранта «Туристские кластеры Белгородской области и перспективы их развития», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом, Елене Фатневой.

— Походы и экскурсии — любимые виды активного отдыха детей и подростков, в них соединились романтика дальних дорог и спортивный азарт, испытание собственных физических и моральных качеств. Ребята приобретают необходимый социальный опыт, навыки взаимодействия с окружающими. В целом туризм решает целый комплекс задач и играет важную роль в образовательном и воспитательном процессах, связывая проверку компетенций с познавательными или научными задачами.

И сегодня основные формы туристской работы со школьниками – это туристские походы, соревнования, слёты. Проводятся массовые мероприятия с обучающимися – туристские праздники на природе как активная форма привлечения детей к путешествиям, к занятию спортом, укреплению здоровья, приобретения жизненно важных навыков. В Белгородской области детский туризм, туристско-краеведческая деятельность находятся в числе образовательных приоритетов.

Елена Алексеевна, Белгородчину пока нельзя назвать «туристической столицей». Вы изучали потенциал, каковы шансы у региона занять достойное место в туристическом кластере страны или мира?

— Да, мы провели исследования, которые дают основание утверждать, что есть все необходимые условия для интенсивного развития туризма на Белгородчине. Помимо многообразных природных и культурно-исторических ресурсов, выгодного экономико-географического положения, имеется развитая транспортная инфраструктура, система связи и телекоммуникаций.

Климат области — умеренно комфортный и благоприятный для туризма. 8–10 месяцев в году пригодны для туристско-рекреационных занятий. Состав горных пород, слагающих поверхность, экспозиция склонов отличается хорошей проходимостью и не препятствуют туристско-рекреационным занятиям. Овражно-балочный рельеф и знаменитые белгородские «стенки» (заповедные «Стенки Изгорья», меловые откосы) являются природными памятниками и могут быть использованы как объекты экскурсионного показа. Ландшафтно-экологические особенности региона пригодны для стационарного и кратковременного отдыха. Естественные ландшафты можно использовать в качестве объектов экологического и спортивно-оздоровительного туризма.
Знаменитые белгородские меловые «Стенки Изгорья» Знаменитые белгородские меловые «Стенки Изгорья» / Фото: архив Елены Фатневой

— Зачастую дети и взрослые едут за впечатлениями в дальние страны. И совершенно ничего не знают о том, что находится, что называется, «за околицей», за ближайшим перекрёстком. Что можно увидеть, не выезжая за пределы области?

— На территории региона расположены уникальные природные объекты, которые отличаются ландшафтно-экологической и эстетической ценностью. В любое время года естественные ландшафты: овражно-балочный рельеф и белгородские «стенки», которые являются природными памятниками, можно использовать в качестве объектов экологического и спортивно-оздоровительного туризма.

Красота и разнообразие пойменных пейзажей, глубина и течение рек позволяют развивать водно-прогулочные виды туризма. Кроме того, наш край обладает достаточными запасами минеральных вод, которые являются бальнеологическим ресурсом, другими словами, обладают лечебными свойствами. 

Наиболее ценные в эстетическом плане территории, на которых превалируют естественные сосновые и дубовые насаждения с преобладанием спелых и средневозрастных древостоев со средней сомкнутостью древесных пологов, а также территории с реликтовой флорой ледникового и послеледникового периодов. В видовом отношении наиболее разнообразны сосновые боры, ковыльные степи и разнотравные луга. Достопримечательностью Белгородской области являются кальцефильные сообщества – иссопники, тимьянники и сниженные альпы.

В настоящее время охранные площади Белгородской области составляют почти 2 %. Это и заповедники кластерного типа «Белогорья», и заказники, и памятники природы, и парки природы, дендрологический парк и ботанический сад.

Разнообразен и животный мир, который насчитывает более 12 тыс. видов. Среди них 60 видов млекопитающих, свыше 200 птиц, около 30 видов рыб, не менее 9 тыс. видов насекомых. Белгородская флора и фауна вызывают огромный познавательный интерес у учёных с мировым именем. Почему бы не знать его и нам?

— Куда вы посоветуете поехать?

— К рекреационно-привлекательным объектам относится, например, заповедник «Белогорье» — один из самых старых в России, где природоохранную деятельность начали с 1640 года. Многие представители охраняемой флоры числятся в Красной книге. Разнообразен и уникален животный мир заповедника. Заповедник «Белогорье» включает в себя несколько объектов. Например, «Лес на Ворскле», расположенный в Борисовском районе на правом берегу реки, является эталоном среднерусских нагорных дубрав. На территории 130 га трёхсотлетние исполины поднимают свои кроны на высоту 28 метров и достигают почти двух метров в диаметре. Невероятно живописна весной и летом целинная ковыльно-разнотравная степь – часть «Ямской степи». Здесь цветущие растения образуют яркий, необыкновенной красоты ковёр, то и дело меняющий свою окраску.

Начало сохранению «Леса на Ворскле» — вековой нагорной дубравы на р. Ворскла положило создание в 1640 году Хотмыжского участка Белгородской оборонительной черты. Природоохранное значение засечных лесов состояло в том, что их военно-стратегическая роль для государства определяла исключение здесь практически всех видов природопользования и, следовательно, сохранение старовозрастных насаждений. За вырубку деревьев в заповедном лесу могли приговорить к тюремному заключению или смертной казни. Также на заповедных участках запрещалось распахивать землю и прокладывать дороги.

«Сниженные альпы» дарят знакомство с реликтовыми растениями на меловых породах, сформированных на южных склонах Среднерусской возвышенности. Такие растительные сообщества можно увидеть на участках «Лысые горы», «Стенки Изгорья», «Ямская степь», в природном парке «Ровеньский». Эти сообщества, сочетающие пришлые и реликтовые растения, родственны горной флоре Сибири, Монголии, Южного Урала и, отчасти, Средней Европы. В Белгородской области они находятся на более низких отметках высот, чем субальпийский и альпийский пояс в горных районах. Возле села Маломихайловка сохранились исполинские реликтовые меловые сосны. Деревья растут на крутых меловых утесах на высоте 70–100 метров над долиной реки Нежеголи.

Многие, думаю, знают и о таком уникальном объекте, интересном во многих отношениях, как Лебединский карьер – самый большой в мире по добыче железной руды. Его можно рассматривать и как уникальное природное, явление и как неповторимый промышленный объект.

— Другими словами, для учителей географии и биологии, стремящихся разнообразить свои уроки, Белгородская земля – настоящий «Клондайк». Насколько повезло другим предметникам?

— Анализ культурно-исторических и социокультурных объектов показал, что у нас хороший потенциал и в этом отношении. К памятникам истории можно отнести целые населённые пункты: города Белгород, Алексеевка, Валуйки, Грайворон, Новый Оскол и Старый Оскол, посёлки Борисовка, Ивня, Бирюч, Ровеньки и Чернянка.

На территории области расположено множество памятников археологии (Крапивенское, Дмитриевское городища, Холковское городище с подземным монастырем). Крапивенское городище представляет собой комплекс археологических памятников на берегу реки Корень возле поселка Крапивное и хранит остатки нескольких древних культур. В V веке до нашей эры здесь жили скифы, затем на смену им пришли северяне – славянское племя, участвовавшие в образовании Киевской Руси. Среди тысяч извлечённых из земли предметов на территории городища – оружие, замысловатые украшения, иглы для шитья, обрывки древних свитков. Также Белгородская земля знаменита древними православными храмами и монастырями, в том числе и подземными, расположенными в меловых пещерах. Например, Холковский монастырь. Первое упоминание о нём относится к началу XVII столетия. Монахи жили в пещерах, выдолбленных в меловом холме возле села Холки. До сих пор неизвестно происхождение пещер – вырыли их сами монахи либо же они появились там раньше.

 Практически по всей области встречаются памятники архитектуры и градостроительства. Список памятников культурного наследия, расположенных на территории Белгородской области, насчитывает 2121 объект, 35 из которых имеют федеральный статус.

По результатам исследовании было выявлено, что наибольшей туристско-рекреационной привлекательностью обладают Алексеевский, Валуйский Шебекинский, Старооскольский городские округа, Белгородский, Волоконовский и Красногвардейский районы.

 Любителям этнотуризма придётся по душе посещение музейных комплексов под открытым небом, воссоздающих традиционный быт и промыслы русских крестьян прошлых столетий, включая, например, этнопарк «Ключи».

Особое место в туристско-рекреационном комплексе Белгородской области занимают объекты, связанные с событиями Великой Отечественной войны. Наиболее известные из них — государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», мемориальный комплекс «Курская Дуга» и другие места, посещение которых должно стать обязательным в ходе патриотического воспитания и проведения уроков истории, уроков мужества.

Экскурсия, поход, путешествие – все эти виды детского и юношеского туризма – отличные средства общественно-полезной деятельности и отдыха. Сегодня это понимают на всех уровнях власти. В 2018 году была принята Концепция развития географического образования в РФ. В ней содержатся основные направления и задачи государственной политики в области географии и ключевые механизмы её реализации, в том числе направленные на решение проблем в сфере детского туризма. Ведь он служит получению новых знаний; развитию моральных качеств личности; формированию уважения к истории, патриотического воспитания; физического развития, закалки и оздоровления.

Многое делается для поддержки и развития школьного и детского туризма на региональном уровне. Преподаватели географии, формируя у обучающихся представление о геокультурном пространстве Белгородской области, прилагают усилия для углубления краеведческого компонента. В настоящее время рабочая группа разрабатывает программу «География Белгородской области» (8–9 классы), рассматривает вопросы развития детско-юношеского туризма. Ведущая идея программы — реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций школьников, — уверена Алёна Пенченкова, старший методист кафедры естественно-математического и технологического образования БелИРО.

Виктория Горяйнова

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 3 (15), 2021 год
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×