Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:47, 30 июня 2021
 534

Николай Рухленко: «Все средства по нацпроекту «Образование» освоены на 100 %»

Об итогах реализации нацпроекта «Образование» рассказывает первый заместитель начальника департамента образования региона Николай Рухленко.

— Николай Михайлович, национальный проект «Образование» в 2020 году включал 13 региональных показателей. Какие это показатели и сколько средств получил регион в рамках нацпроекта?

— Сразу скажу, что все средства освоены на 100%. Выделялись они на реализацию нескольких региональных проектов. Например, «Успех каждого ребёнка» — здесь оценивались показатели охвата детей от пяти до 18 лет дополнительным образованием, занятиями в детских технопарках «Кванториум», в том числе и мобильных, и другими проектами, соответствующими приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации. Сейчас ежегодно около тысячи детей занимаются в этих региональных технопарках. Также учитывается число участников открытых онлайн-уроков, в том числе цикла открытых уроков «ПроеКТОрия», «Уроки настоящего» и других проектов, аналогичных по возможностям, функциям и результатам.

Другой серьёзный проект – «Современная школа», здесь важно было учесть число школ и детских садов, расположенных в сельской местности и малых городах, обновивших материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей. А также количество детей, которые занимаются по этим программам, и новых мест в школах и детских садах в сельской местности и посёлках городского типа.

Проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на увеличение количества школьников и студентов ссузов, которые используют федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для «горизонтального» обучения и неформального образования. Один из показателей – доля школьников и студентов ссузов, обучающихся по программам общего и дополнительного образования, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием цифровой образовательной среды, в общем числе обучающихся по указанным программам. Учитывается и доля образовательных организаций, реализующих программы общего, дополнительного и среднего профессионального образования с использованием платформы цифровой образовательной среды, в общем числе образовательных организаций. И другие показатели проекта «Цифровая образовательная среда».

Для проекта «Поддержка семей, имеющих детей» важны показатели по количеству родителей и законных представителей, которые воспользовались психолого-педагогической, методической и консультативной помощью. И то, какую поддержку получили (в том числе и с помощью НКО) люди, пожелавшие взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Один из важных показателей – доля граждан, которые положительно оценили качество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, от общего числа обратившихся за получением услуг.

На первый взгляд все показатели сформулированы сухим, казённым языком. Попробуй в них разберись. На самом деле всё достаточно просто. Доля – это соотношение, она определяется делением. Если взять, к примеру, всех детей в возрасте от пяти до 18 лет, приняв их за 100 %, и взять детей этого же возраста, которые охвачены дополнительным образованием, а затем соотнести две величины, то мы узнаем, как в области обстоят дела с охватом дополнительным образованием. Совсем даже неплохо. Проще говоря, 94 ребёнка из каждых 100 заняты в кружках, секциях и т. п. Это, что касается первого показателя.

Второй показатель не требует подсчёта процентов, а показывает в числовом выражении, насколько доступны в дополнительном образовании программы, связанные с приоритетными направлениями технологического развития страны. С этими задачами регион справляется.

Возьмём третий показатель. В России есть интерактивный онлайн-портал «ПроеКТОриЯ», позволяющий школьникам осознанно выбрать профессию и определить для себя возможности карьерного развития и роста. В режиме интернет-трансляции проводятся всероссийские открытые онлайн-уроки по профориентации. Это уникальный ресурс, если им пользоваться. А достоверную информацию о том, сколько человек им воспользовались, можно, подсчитав количество зарегистрированных на сайте. Департамент проводит большую информационную работу, чтобы как можно больше учеников обратились к этому порталу.

Интерес представляет и программа «Уроки настоящего». В рамках проекта в школах формируются студии от пяти до 15 школьников 7–11 классов. Студийцы встречаются в оффлайн и онлайн-режимах c ведущими учёными и технологами страны и мира и выполняют задачи, подготовленные научными лидерами проекта. Проект длится в течение всего учебного года — с сентября по май. По этим программам в Белгородской области дело тоже обстоит благополучно. Школы активно используют онлайн-ресурсы «ПроеКТОриЯ» и «Уроки настоящего».

С учётом корректировки на сумму экономии объём освоенных средств в рамках соглашения, заключённого между Министерством просвещения России и Правительством Белгородской области, составил 246,777 млн рублей. Из федерального бюджета получено 236,58 млн рублей, из областного – 10,197 млн. Кроме того, из областного бюджета на модернизацию учебного оборудования израсходовано 81,63 млн рублей. Это автоматизированные рабочие места для учителей.

В прошедшем году благодаря нацпроекту регион значительно улучшил условия для внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий. В 2020 году в сельских школах создано 42 «Точки роста», теперь в регионе их 87. «Точки роста» действуют в 21 муниципалитете.

В 2020 году в рамках нацпроекта «Образование» к стационарному «Кванториуму», который работает на базе 50-й школы г. Белгорода, прибавился мобильный технопарк «Кванториум». Это позволило дополнительным техническим образованием школьников шести муниципалитетов — Белгородского, Корочанского, Борисовского, Прохоровского районов, Шебекинского и Яковлевского городских округов.

«Технопарк «на колёсах» – это передвижная лаборатория с высокотехнологичным оборудованием, которую сопровождает команда педагогов-профессионалов. Занятия проходят для учеников 5 – 11 классов, в основном это проектная работа в группах. В летний период мобильный технопарк адействован в проведении различных профильных лагерных смен и других тематических мероприятий для детей.

 

Николай Рухленко: «Все средства по нацпроекту «Образование» освоены на 100 %» - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Впервые современное оборудование получили учреждения дополнительного образования, что повышает их привлекательность для детей. На базе Центра образования № 15 «Луч» Белгорода начал функционировать IT-куб, который предполагает прежде всего погружение в азы интернет-технологий, программирования, робототехники, дополненной, виртуальной и смешанной реальности. Главная ценность в том, что школьники получают комплексную предпрофессиональную подготовку по указанным направлениям.

Всего цифровое оборудование получили 85 школ региона. А две специализированные школы — Белгородская школа-интернат № 23 и основная школа № 23 Старого Оскола — получили оборудование для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, сделан большой шаг вперёд в развитии общего образования, в повышении его конкурентоспособности. Каждый ребёнок, где бы он ни жил, имеет право на получение качественного образования и на развитие своих талантов. Нацпроект существенно поменял жизнь прежде всего сельских школьников, потому что у них появилась возможность постигать азы наук, используя современное оборудование.

В области развивается сетевая форма реализации образовательных программ, к чему мы долгое время стремились. Теперь базу хорошо оснащённых школ активно используют соседние школы. Четверть школ региона применяет такую форму взаимодействия.

На более высокий уровень удалось поднять преподавание предмета «Технология» в соответствии с его современной концепцией.

— Расскажите об этом подробнее. Чем современные уроки технологии отличаются от привычных уроков труда?

— Это, прежде всего, возможность изучения предметной области «Технология» на базе организаций, в которых созданы высокооснащённые ученико-места, в том числе детских технопарков «Кванториум», а также возможность реализации программ в сетевой форме.

Сегодня, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, детей на уроках технологии должны научить ориентироваться в современной медицине, основах сельского хозяйства, производстве и обработке различных материалов, машиностроении, продуктах питания и сервиса, а также в информационной среде.

Сейчас все школы стараются шагать в ногу со временем, выполняя стандарт. Внедряются интерактивные формы уроков.

— Как обстоят дела с переходом на первую смену в тех школах, где ещё сохранялось двухсменное обучение?

— В 2020 году были созданы 600 новых учебных мест (школа на 100 мест в Таврово-10 и пристройка к Майской гимназии на 500 мест). В Старом Осколе в ближайшее время откроется новая школа на 1100 мест в микрорайоне Степной, так что там дети будут учиться только в первую смену. Пристройка к Комсомольской средней школе Белгородского района тоже позволит снять проблему с перегруженностью в этом учреждении. В текущем учебном году 4789 (2,9 %) учащихся 20 школ (это 3,6 % от общего количества школ региона) занимаются во вторую смену — в Белгороде, Белгородском районе, Старооскольском и Яковлевском городских округах. Проблема решается: в ближайшие годы будут построены около десятка школ.

— А как обстоят дела в дополнительном образовании?

— Мы добились существенного охвата детей дополнительным образованием (94,1 %). Это убедительный показатель удовлетворённости потребностей и запросов детей и родителей. Главное — сохранить значение этого показателя в условиях работы информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей Белгородской области». Четыре муниципалитета не выполнили показатели по охвату детей системой персонифицированного финансирования. Это Старооскольский городской округ, Белгород, Волоконовский и Красненский районы. На фоне перевыполнения другими муниципалитетами это выглядит непонятно.

С превышением на 8 % регион справился с оказанием услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям. Заслуживает внимания опыт работы консультационных центров при детских садах. Ощутима польза от развития менторства и наставничества.

— А дошкольное образование?

— Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию и длительное ограничение полноценной работы детских садов регион в полной мере достиг всех значений по доступности дошкольного образования для детей раннего возраста в рамках нацпроекта «Демография». Это сделано не только благодаря строительству детских садов. Активно создавались группы кратковременного пребывания, работали частные детские сады. Примечательно, что в результате освоения федеральной субсидии были созданы дополнительно 320 мест в 13 частных детских садах с лицензированием образовательной деятельности.

Доступность дошкольного образования для детей от полутора до трёх лет в области составляет 98,47 %, что выше, чем в ЦФО (93,96 %) и в России в целом (92,14 %). Доступность дошкольного образования от трёх до семи лет в регионе составляет 100 %.

Дополнительные показатели муниципалитеты в целом выполнили. Они связаны с результатами государственной итоговой аттестации, профильным обучением, организацией питания школьников.

— Каковы перспективы в работе с одарёнными детьми?

— В 2020 году в государственной школе «Алгоритм успеха» начал работу региональный центр по выявлению и поддержке одарённых детей — подобие общероссийского «Сириуса» в Сочи. Он станет точкой развития одарённости, где будут выявлять и поддерживать талантливых детей — участников олимпиад, конкурсов различных уровней, и всё это будет идти непрерывно. Планируется, что его торжественно откроют уже в сентябре 2021 года. Наш ориентир – охватить не менее 5 % от общего контингента детей программами развития талантов. В общей сложности это более 8000 детей. Образовательная деятельность центра включает реализацию интенсивных профильных краткосрочных образовательных программ по направлениям «Наука», «Спорт», «Искусство», «Социальная одарённость». Они будут проходить в формате учебных сессий, профильных смен и т. п. с глубоким погружением в учебный материал.

— Какие проекты реализуются в 2021 году?

— В 2021 году область продолжит участие в трёх проектах: «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребёнка», так как проекты «Учитель будущего» и «Поддержка семей, имеющих детей» теперь интегрированы в «Современную школу». Это никак не повлияет на деятельность двух организаций, ставших грантополучателями в 2020 году в рамках проекта «Поддержка семей, имеющих детей», все мероприятия будут выполнены через проект «Современная школа». Речь о Губкинском и Старооскольском центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Они окажут не менее 20 тысяч услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям. Кроме того, хорошей поддержкой нацпроекта стали региональный проект «Инфогид для родителей» и 343 Консультационных центра, созданных на базе детских садов.

— Что ещё в ближайшее перспективе развития нацпроекта «Образования» в нашем регионе?

— Будут созданы ещё 45 «Точек роста», это позволит дополнительно охватить 9744 ученика. Планируется достроить две начальных школ на 100 мест каждая в Белгородском районе. Две коррекционные школы обновят материально-техническую базу – это Губкинская школа № 14 для учащихся с ОВЗ и Валуйская школа-интернат для слепых и слабовидящих детей. 66 школ с низкими образовательными результатами получат адресную методическую поддержку с помощью федерального проекта «500+». В Белгородском институте развития образования обучат 249 специалистов для Консультационных центров детских садов. С сентября этого года начнёт работу Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (как структурное подразделение БелИРО). А это значит, что повышение квалификации приобретёт более высокий уровень, ведь в этом Центре обучение будет идти по программам, внесённым в Федеральный реестр и предварительно прошедшим серьёзную экспертизу. Ориентиры следующие: в этом году здесь повысят квалификацию уже 5 % педагогов и управленцев Белгородчины, в последующие годы – по 10 %.

И это далеко не полный перечень того, что планируется сделать.

Беседовала Елена Мельникова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×