Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:31, 02 апреля 2021
 Маргарита Гаврыш, Виктория Литвин 1716

И не друг, и не враг, а — так?

И не друг, и не враг, а — так? Фото: Павел Колядин
  • Маргарита Гаврыш, Виктория Литвин
  • Статья
  • Маргарита Гаврыш, Виктория Литвин
  • Статья

Ученики, учителя и психолог размышляют, кто такой сосед по парте и каким он должен быть

Сосед по парте — кто он? Товарищ, вредный одноклассник, пустое место… Замечательно, когда дети за одной партой ладят. А если один мешает слушать учителя или постоянно обижает другого? Школьники рассказали, какие отношения у них сложились с их соседями, и поразмышляли, должны ли они сами выбирать с кем сидеть. Учителя поделились педагогической практикой, а психолог рассказала, зачем выстраивать деловые отношения с соседом по парте.

Анастасия Бондарева, 4 класс Северной школы № 1 Белгородского района:

Нам не разрешают садиться с кем хочешь, и мне это даже нравится. Но не всегда меня могут посадить с тем, с кем мне хорошо. Сейчас у меня впервые умный сосед по парте. Мы дружим, иногда разговариваем на уроках, но не отвлекаем друг друга. Я считаю его самым лучшим соседом по парте, которой мне когда‑либо попадался. Он не бросит в беде и объяснит всё.

Владимир Волобуев, 7 класс Яснозоренской школы Белгородского района:

Мы с моим соседом сами сели друг с другом. У нас хорошие отношения – мы дружим друг с другом. У нас общие интересы. После выходных делимся новостями. Понимаем и помогаем друг другу. Правда, в этом году из‑за пандемии в нашей школе все сидят по одному. Идеальный сосед не отвлекает тебя, ведь за партой в первую очередь нужно учиться. Думаю, если дети сами будут выбирать, с кем садиться, школьная программа будет лучше усваиваться.

Софья, 7 класс школы № 2 г. Строителя Яковлевского городского округа:

Я считаю, что не обязательно самим выбирать соседа по парте. Все одноклассники должны быть дружными и ладить с теми, с кем их посадили. А общаться на уроках я считаю необязательным. Сейчас сижу с соседом, который часто меня отвлекает. Я сильно сконцентрирована на уроке и не люблю, когда это происходит. Идеальный сосед — не надоедливый, тот, кто не беспокоит меня по пустякам.

Полина Мордовская, 9 класс, г. Белгород:

До этого у меня был сосед, который очень меня раздражал. Я молилась, чтоб меня от него отсадили. Время от времени нам удавалось сесть, как хотим. На все такие уроки я стала садиться со своим нынешним соседом. Потом старый сосед заболел, а когда пришёл, мой друг уже плотно закрепился на моей парте. Всё это великое переселение народов произошло без ведома учителя. Но она не особо против, так как я давно просила у неё возможность сидеть с кем‑то другим.

Вообще я считаю, что на разных уроках нужно сидеть на разных местах. Потому что хочется посидеть и с подругами по очереди, и с друзьями, и у отличника, списать на контрольной. Изначально места можно выбрать самим, если все, у кого физические ограничения, оказываются на нужных местах. А потом очень сильно болтливых пусть отсаживают учителя. Не должно быть так, чтобы приходилось сидеть с кем‑то, кто тебе не нравится, мешает. Если человек не может быть нормальным соседом ни для кого, пусть сидит один.

Дарина, 10 класс Центра образования № 15 «Луч» г. Белгорода:

Моя соседка по парте и, по совместительству, лучшая подруга — один из самых ответственных людей, что я когда‑либо встречала! Всегда помогаем друг другу, временами сотрудничаем, а разговоры о музыке и косметике — исключительно на переменах. Ученики должны сами выбирать соседа, потому что нередки случаи буллинга в классе, а также вероятность негативного влияния хулиганов на отличников и хорошистов. Приятный сосед по парте может скрасить школьные будни и помочь в беде. С другой стороны, поддержка дисциплины и сконцентрированность на предметах может стать для кого‑то нелёгкой задачей, когда так и хочется поболтать с другом. Но из‑за собственного контроля плюсы для меня более весомые.

Ульяна, 10 класс:

Мой сосед для меня в буквальном смысле пустое место. Никто не хотел идти за первую парту, а мне за последними ничего не было видно. Я выбрала удобство и теперь сижу одна. Я отвлекаюсь от урока, когда ко мне кто‑то садится за парту. И поэтому идеальный сосед тот, которого физически нет за твоей партой. Или очень тихий и не отвлекающий человек. Я за рассадку каждого ученика за индивидуальную парту. Ведь, с одной стороны, если соседа будет выбирать учитель, школьникам может быть некомфортно сидеть по разным причинам с выбранным одноклассником. С другой стороны мы, ученики, часто приглашаем с собой за парту друзей, а они любят отвлекать от учебного процесса.

Людмила Егорова, учитель начальных классов лицея № 9 г. Белгорода:

Мне кажется, первое, что должно быть между соседями по парте, — взаимопонимание. Я ученикам всегда говорю: дети, у нас может быть только два состояния — либо дружба, либо нейтральные отношения. Если честно, бывает у них какая‑то озлобленность друг на друга. С этим приходится работать. Беседую с детьми. Также стараюсь давать задания в паре, чтобы какое‑то общее дело зависело от каждого из них. 

Мне кажется, время меняется и школа меняется. Сейчас это совсем другой институт. И нужно по‑новому смотреть на поведение и рассадку детей тоже. Я считаю, что не обязательно сажать мальчиков с девочками, а «двоечников» с «отличниками», как это делали в наше время. Можно смело уходить от стереотипов и придумывать что‑то новое. Конечно, на первом плане здоровье. А с остальным можно экспериментировать.

Оксана Котельникова, учитель русского языка Центра образования № 1 г. Белгорода:

В основном я слушаю пожелания детей, особенно если класс мне незнакомый. Стараюсь сажать девочку с мальчиком. Мне кажется, когда сидит ребёнок другого пола, то вести себя плохо им становится стыдно. Учитель сначала сажает по своему плану, а в течение года ребёнок просит пересесть куда‑то. Учитель не всегда может понять, где ученику будет комфортнее сидеть. Особенно в старших классах дети должны выбирать, ибо они уже достаточно самостоятельные. Но это не должно мешать учебному процессу.

Сосед по парте очень сильно влияет на детей. Если сидит друг, то хочется пообщаться. Например, был случай, как двоечника посадили к отличнице, в которую он был влюблён. Ребёнок начал очень хорошо учиться. Стал круглым отличником. Но не всегда так работает. Иногда ребёнок видит, что сосед успевает быстрее, и начинает думать, что с ним что‑то не так. Таким детям нужно садиться с равным по успеваемости одноклассником. Если детям некомфортно сидеть вместе, это видно. Ребёнок дёргается, отвлекается или снижается успеваемость.

Светлана Бутенко, психолог, член ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов России:

На самом деле дружить с соседом по парте совсем не обязательно, но очень желательно уметь договариваться и находить компромисс. С соседом по парте ребёнку нужно уметь строить деловые отношения на уроке: понимать задачи, которые перед ними ставит учитель, уметь обсуждать их и разделять обязанности, согласовывать способы достижения результата.
Детей нужно обучать взаимопомощи, умению обращаться с просьбой, если это необходимо. Например, попросить ручку или самому поделиться письменными принадлежностями. А для этого ребёнку необходимы навыки общения и умения ставить себя на место другого.
Школа – это маленькая ячейка всего нашего общества. Во взрослой жизни нам приходится общаться с разными людьми, а общение – это тоже навык, который нужно приобрести. Ребёнок, который научится выстраивать здоровые отношения со сверстниками, вырастет во взрослого с адекватной самооценкой, способного отстаивать свои границы при уважительном отношении к окружающим, не испытывающего страха при сближении с другими людьми.
Иногда бывают в классе такие ученики, с которыми многие сидеть отказываются. В такой ситуации, на мой взгляд, лучшим вариантом является частое рандомное пересаживание детей. Не стоит изолировать «неудобного» ребёнка на последней парте или «наказывать» самого терпеливого ученика таким соседом. Особую значимость тут будет иметь работа классного руководителя, который изучит причины и постарается сплотить коллектив.
Отличники не обязаны брать на себя ответственность за обучение слабоуспевающих детей на уроках. Также нет каких‑то научных доказательств того, что рассадка детей в классе по гендерному признаку влияет на успеваемость детей. При рассадке детей в классе важно учитывать медицинские рекомендации учеников (у кого они есть) и то, что все дети должны научиться находить компромиссы друг с другом. Следовательно, каждый ребёнок должен уметь делить парту со всеми одноклассниками.

Маргарита Гаврыш, Виктория Литвин

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 8 (11), 2020 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×