Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:39, 05 марта 2021
 504

Дети и дорога

Как сфера образования помогает научить детей правильному поведению на дорогах

Случаи дорожно-транспортного травматизма с участием детей, к сожалению, продолжают иметь место как в Российской Федерации в целом, так и в Белгородской области. С одной стороны, общее количество ДТП с участием детей и подростков в регионе снизилось почти на 17 %. С другой, увеличилось число ДТП, которые произошли из‑за нарушения ПДД самими детьми. В 2020-м году таких ДТП было 34: 31 ребёнок пострадал и трое погибли. Каждое такое происшествие не остаётся без внимания, это предмет педагогического анализа начиная от детского сада или школы до департамента образования с принятием соответствующих мер.

ФГОСы не предусматривают…

Очевидно, что ребёнка следует как можно раньше учить грамотно, разумно и ответственно вести себя на дорогах. Если учесть, что почти 75 % белгородских дошкольников проходит через детские сады, а школьное образование является всеобщим, то многие, в том числе и должностные лица, кивают в сторону этих социальных институтов, ставя им в вину, что не научили. Оправдываться нет смысла, так как не за что; брать на себя вину — тоже. Постараюсь пояснить.

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд, да. Надо только познакомить его с правилами дорожного движения, и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Дети быстро их запоминают и так же быстро забывают. Дети ещё не умеют в надлежащей степени управлять своим поведением. Главная причина всего этого видится в том, что нет сегодня в школе обязательного предмета или учебного курса по основам безопасности дорожного движения. Нет не потому, что не хочет департамент. Федеральные государственные образовательные стандарты его не предусматривают, существует достаточно строгий набор предметов с указанием часов на их изучение, а Роспотребнадзор установил максимальную недельную образовательную нагрузку, превышение которой недопустимо. А именно наличие предмета обеспечивает системность в той или иной сфере знаний. Методика его изучения предполагает регулярное повторение ранее изученного с контролем знаний, умений, навыков. Сегодня в школах информация по безопасности дорожного движения представляется разрозненно: какие‑то сведения — через «Окружающий мир», что‑то фрагментарно через предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), который перестал быть сквозным, то есть обязательным на протяжении всех лет обучения.

Использование школьного пространства для обучения безопасному поведению на дороге в Клименковской школе Вейделевского района Использование школьного пространства для обучения безопасному поведению на дороге в Клименковской школе Вейделевского района / Фото: Вадим Заблоцкий

«Отрываете от дел…»

 Анализ показывает, что работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна быть направлена на три категории лиц: родителей, детей, педагогов. Дети учатся жить прежде всего у своих родителей. И детские сады, и школы проводят тематические родительские собрания, родительские лектории, семейные праздники-соревнования и другие мероприятия. Но определённой части родителей присуще пренебрежительное отношение к этим инициативам, проектам, акциям («отрываете только от дел, заняться вам нечем»). Дети из таких семей – это своего рода группа риска в будущем. И вот их‑то необходимо в первую очередь включать в просветительскую и воспитательную работу.

В той или иной степени безопасному поведению на дорогах обучает каждый детский сад. В 132 наиболее крупных детских садах региона с охватом почти 11 тысяч детей это направление является приоритетным. Возникает вопрос: это много или мало? Это оптимально на настоящий момент, потому что материально-техническая база, кадровые и финансовые условия не позволяют это обеспечить в остальных детских садах. В этих учреждениях создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда: центры безопасности, автогородки, что позволяет проигрывать различные обучающие ситуации. Безусловно, что мотивы правильного поведения на дороге у этих 15 % детей будут сформированы более основательно. Но расширять сеть подобных детских садов мы будем и в дальнейшем.

 У школ возможностей школ для обучения правилам безопасности дорожного движения больше.

Это, прежде всего, 87 Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданных в 21 муниципальном образовании в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В каждой «Точке роста» оборудованы кабинеты ОБЖ, наполненные современным оборудованием, позволяющим отрабатывать навыки оказания первой медицинской помощи. В каждой «Точке роста» занимаются ученики не только школ, на базе которых они созданы, но и близлежащих.

Внеурочная деятельность как составляющая основных образовательных программ тоже позволяет уделять внимание проблеме безопасности детей.

Институт классного руководства – каждый классный руководитель постоянно проводит с детьми классные часы и беседы, посвящённые в том числе и безопасному поведению на дорогах.

У дополнительного образования тоже много возможностей научить ребят навыкам безопасного поведения.

Зона обучению ПДД на территории Клименковской школы Вейделевского района Зона обучению ПДД на территории Клименковской школы Вейделевского района / Фото: Вадим Заблоцкий

Ориентироваться на реальные ситуации

Многие школы при планировании внеурочной деятельности в 2020/2021 учебном году учли рекомендации департамента и ввели учебный курс по безопасности жизнедеятельности, в котором представлены также темы по безопасности дорожного движения. Это хорошо. Такой курс ориентирован на реальные жизненные ситуации, позволяющие планировать, делать выбор, действовать и корректировать своё поведение в повседневной жизни. Необходимо активно изучать и применять позитивный зарубежный опыт. В этом плане актуальна практика Великобритании по ситуационному моделированию, что позволяет сформировать внутренний идеальный план поведения ребёнка.

В наших школах во второй половине дня организованы пятиминутки безопасности перед уходом школьников домой, просмотр видеофильмов, выступления агитбригад, проведение интеллектуально-познавательных и сюжетно-ролевых игр, целевых прогулок и экскурсий. Белгородская область принимает участие во всех всероссийских мероприятиях, которые рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации. Мы не можем делать выводы о воспитательном воздействии этих мероприятий на конкретного ребёнка сиюминутно, потому что результат, как правило, отдалён во времени, к тому же отсутствуют измерители воспитанности и сформированности навыка поведения на дороге. Но ни одна школа не стоит в стороне от этой работы.

В области имеется мобильный Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». В силу ряда причин этот мобильный Центр пока работает не в полную меру и не на все муниципальные образования.

Во всех школах действуют отряды ЮИД, проводятся соревнования «Безопасное колесо». Однако в работе с детьми, вышедшими из возраста ЮИД, наблюдается большой пробел. Молодёжь в возрасте от 15 лет остаётся не у дел. А именно в этом возрасте возникает желание выделиться, погонять по дорогам, почувствовать удовольствие от риска, и вот здесь как раз нужны подходы и формы, рассчитанные на интересы и потребности современной молодёжи.

Кадетские классы

В области достаточно развита сеть кадетских классов. В 17 муниципальных образованиях функционирует 121 класс инспекторов дорожного движения с охватом две с половиной тысячи учащихся. В 2021-м году готовы открыть такие классы Чернянский, Краснояружский, Волоконовский районы, Грайворонский и Валуйский городские округа.

Требует развития материально-техническая база школ по изучению ПДД. Сегодня она представляет то, что осталось от времён, когда в школах массово изучали профессию водителя (кабинеты, уголки, транспортные площадки, стационарные и мобильные автогородки, различные комплекты, комплексы, тренажёры и др.). В этом году удалось в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» приобрести семь комплектов для изучения ПДД на сумму один 1,6 млн рублей. Такие комплекты которые поступили в семь образовательных организаций семи муниципальных образований (Ракитянский, Ивнянский, Краснояружский, Ровеньский районы, Алексеевский, Губкинский, Грайворонский городские округа). К сожалению, по отрасли «Образование» на федеральном уровне не предусмотрены гранты на укрепление базы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

Немецкий опыт

Высокое качество работы по безопасности дорожного движения можно обеспечить только при высоком уровне профессиональных компетенций педагогов, осуществляющих эту работу. Никакие методы и технологии невозможно приложить к педагогу, обладающему низкими знаниями в сфере безопасности. Белгородский институт развития образования ежегодно проводит курсы для 70 педагогов. Считаем, что этого недостаточно. Восполнять пробел необходимо за счёт семинаров, которые могли бы проводить совместно с образованием работники ГИБДД. Необходимо расширять географию участия педагогов в региональных конкурсах «Лучший педагог по обучению основам безопасного движения на дорогах», «Лучшая образовательная программа дополнительного образования детей и подростков». Заинтересованности в этом пока явно мало.

Июльские изменения 2020 года в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части воспитания побуждают многое скорректировать. В школах обязательными с 1 сентября 2021 года становятся такие документы, как рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. Думается, что будет правильно, если в рабочие программы воспитания войдёт раздел «Дорожное и транспортное воспитание». В этом плане департамент уже сориентировал все школы и муниципальные органы управления образованием.

Интересные вещи в дорожном и транспортном воспитании мы подсмотрели в германском опыте. Когда мой внук — четвероклассник одной из немецких школ — сказал, что будет сдавать обязательный экзамен по велосипеду, я был удивлён. Программа окружающего мира в немецких школах включает изучение ПДД, устройства велосипеда и большой практический блок по освоению езды на нём с привлечением работников полиции. Оказывается, всё очень основательно и серьёзно. По результатам экзамена выдаётся официальное удостоверение. После окончания начальной школы велосипедисты с таким удостоверением становятся полноправными участниками дорожного движения, им разрешено на велосипеде добираться до школы, в которой они будут учиться, начиная с пятого класса. При этом ответственность ребёнка, родителей, школы, полицейских за конечный результат максимальна. Почему бы в области не взяться за подобный межведомственный проект?
Уникальное оборудование для зоны безопасности получила Курасовская школа Ивнянского района Уникальное оборудование для зоны безопасности получила Курасовская школа Ивнянского района / Фото: Вадим Заблоцкий

В настоящее время департамент разрабатывает подпрограммы по развитию воспитания детей в Белгородской области в рамках государственной программы «Развитие образования Белгородской области». Ещё одну подпрограмму — «Профилактика гибели несовершеннолетних от внешних факторов» с дополнительным финансированием на 2022 – 2025 годы — предполагается разработать в ближайшее время и реализовать в рамках государственной программы Белгородской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области».

Свою задачу сегодня департамент образования области видит в том, чтобы не допустить формального отношения всей образовательной вертикали к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Николай Рухленко,

первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента 

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 1 (13), 2021 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×