Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:37, 09 декабря 2020
 Дмитрий Поляков, заместитель директора Старооскольского института развития образования 288

Речь человека — зеркало его самого

Речь человека — зеркало его самогоФото: https://orfo.pro
  • Дмитрий Поляков, заместитель директора Старооскольского института развития образования
  • Статья

Почему учить ребёнка правильно говорить нужно с раннего детства

Всё чаще в СМИ появляются сообщения о том, что постоянно растёт число россиян, не владеющих разговорным и правильным письменным русским языком. Среди причин такой ситуации часто называют ОГЭ и ЕГЭ: из‑за того, что ребятам приходится сдавать экзамен по русскому языку и литературе в виде тестирования. Так ли это? Конечно, нет!

Слово – тоже поступок!

На каждом уроке по всем школьным предметам ученики должны, отвечая устно и письменно, «проявить свои способности думать, чувствовать, сопереживать, сопоставлять, анализировать, понимать мир и себя, обнаружить достаточный уровень нравственной зрелости и эстетического развития». Эти слова Карена Шахназарова в Год культуры в России (2014 год) как нельзя точнее выражают сверхзадачу современной отечественной школы.

Великий писатель Лев Толстой утверждал: «Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека — зеркало его самого».

Действительно, в чём ещё с такой ясностью и открытостью отражается сущность человека, его ум, воспитание, образование? Можно создать безупречный внешний облик, который будет притягивать восхищённые взгляды окружающих. Но очарование может разрушиться, стоит только человеку заговорить. Если его речь груба, безграмотна, бессвязна, то эффект от первого впечатления неизбежно пропадёт.

Как же добиться гармонии между внешним и внутренним образом? Как сделать так, чтобы «зеркало» отражало всё хорошее, что есть в человеке? Этому, безусловно, надо учить. Процесс обучения связной речи должен начинаться ещё в детском саду и продолжаться на протяжении всего школьного обучения. Эта работа очень кропотлива и филигранна, а её результат затрагивает будущее каждого ребёнка, имеет прямое влияние на его взрослую жизнь, на его успешность в целом.

К проблеме развития речи школьников в разное время обращались в научных и методических работах лучшие учителя, методисты, психологи. Современный мир выдвигает новые требования. В связи с этим разработчики Федеральных государственных образовательных стандартов считают коммуникативную сторону развития личности одной из приоритетных задач школьного образования. Обучающиеся должны планировать сотрудничество с учителями и одноклассниками, для этого нужно уметь задавать вопросы, решать конфликты, ясно и точно выражать свои мысли, оценивать чужие высказывания, вступать в диалог. Очевидно, что коммуникативные умения относятся к универсальным учебным действиям, и неправильно полагать, что формированием грамотной речи должны заниматься только учителя русского языка и литературы на своих уроках. А разве школьники не создают письменные и устные высказывания на уроках истории, биологии, химии? Даже на уроках математики не обойтись без умения ясно и четко озвучить, например, решение задачи. Любой урок, внеклассное мероприятие предполагает общение, и от уровня владения средствами языка зависит качество взаимодействия участников. Поэтому развитие речи – это чёткая система работы всех учителей-предметников. Только объединив педагогические усилия, мы сможем сформировать эти умения у детей.

 

Как говорят смешарики?

Пересказ, ответ на вопрос, беседа с учителем, дискуссия, выступление на заданную тему, деловые игры, работа в парах или группе – всё это направлено на развитие коммуникативной компетенции. С введением ФГОС учителя и ученики стали активно использовать такие формы, как исследовательская работа или проект. Во многих школах созданы научные общества. Это объединение обучающихся, которые под руководством педагогов занимаются научной деятельностью, создают проекты и защищают их на конференциях. Такая работа как нельзя лучше помогает формировать культуру как письменной, так и устной речи. Проекты по русскому языку открывают большие возможности для изучения языковых явлений на примере живого материала.

Так, ученики 6–7 классов одной из школ Белгородской области исследовали речь героев мультипликационного фильма «Смешарики», знакомого им с детства. Прислушавшись к тому, как говорят герои, дети обнаружили ошибки как в использовании слов, так и в построении предложений. А с восьмиклассниками искали нарушения в речи ведущих популярных передач «Судьба человека», «Вечерний Ургант» и других. Уже в девятом классе этот проект был доработан, школьники составили полный речевой портрет ведущего Ивана Урганта. Таким образом, занятия научной деятельностью в сочетании с творческой ненавязчиво, исподволь влияют на становление личности ребёнка, направляют его развитие, позволяют ему чувствовать себя более уверенно в социуме, в том числе благодаря совершенствованию коммуникативных навыков.

 

Речь человека — зеркало его самого - Изображение Фото: https://orfo.pro

Основы развития речи

Хотя развитие коммуникативной компетенции происходит при освоении содержания всех учебных предметов, но только на уроках русского языка этот процесс носит целенаправленный характер. В программе по русскому языку предусмотрены специальные часы для развития речи, а также для написания сочинений и изложений. В пятом классе школьники рассматривают такие понятия, как текст, тема, основная мысль, стили речи. Они пишут сочинения повествовательного характера: «Памятный день», «Один из удачно проведённых вечеров», «Невыдуманный рассказ о себе». Также создают тексты-описания. В первую очередь, это всем знакомые сочинения по картинам. Отдельно прорабатывается описание предмета и животного. Уже в пятом классе дети знакомятся с самым сложным типом текста – рассуждением. Они пишут сочинение «Почему нужно беречь книгу?» В шестом классе целый раздел посвящён тексту и его особенностям. К изученным видам описания добавляется описание помещения, природы, местности, игрушки. Несколько раз в год шестиклассники составляют рассказ по сюжетным картинкам, рисункам, пишут рассказ на основе услышанного. Появляются отдельные уроки, посвящённые устному выступлению. Так, ребята готовят публичные выступления «Береги природу» и «Народные промыслы». Эти навыки пригодятся не только на уроках русского языка и литературы, но и на всех предметах без исключения. Семиклассники переходят к описанию внешности человека, его действий, в программе предусмотрены сочинения-повествования «Как наступает весна в вашем городе», «Я сижу на берегу». Школьники знакомятся с жанрами учебно-научной речи, в том числе с отзывом и докладом. Совершенствуют навыки публичного выступления. В восьмом классе школьники продолжают описывать человека, но уже добавляется сравнительная характеристика. Больше внимания уделяется рассуждению на дискуссионную тему. В девятом классе появляется новый вид сочинения – отзыв о картине и рецензия на кинофильм, также сохраняется сочинение всех трёх типов: описание, рассуждение, повествование.

Основой развития речи, как мы могли убедиться, является непосредственная работа с текстом, что доказывает выбор заданий для государственной итоговой аттестации в девятом классе. ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей: сжатое изложение, тестовая часть, сочинение-рассуждение. При оценке изложения учитываются следующие критерии: содержание (наличие всех микротем), приёмы сжатия, смысловая цельность, речевая связность и последовательность. Тестовая часть состоит из семи заданий, три из которых нужно выполнить, обращаясь к данному тексту. Они проверяют глубину и точность понимания содержания текста, позволяют выяснить, может ли ученик определить проблему, позицию автора и героя, насколько он знаком с синонимией, антонимией, выразительными средствами языка. Одним из критериев оценки сочинения-рассуждения является наличие примеров-аргументов из текста. Опять же, как видим, нужно уметь работать с информацией, извлекать её из материала большого объёма. А ведь формирование этого навыка прописано в образовательных программах по разным предметам. Если в школе есть единый подход к развитию речи детей на всех уроках, то это поможет им сдать все экзамены.

Речь человека — зеркало его самого - Изображение Фото: https://orfo.pro

Зачем нужно итоговое сочинение?

Современное поколение школьников все больше предпочитает виртуальное общение реальному. Язык, которым пользуются в социальных сетях, далёк от каких‑либо норм. В связи с этим упрощается и мышление, снижается индивидуальный запас слов, не формируется целостное мировоззрение, появляется неспособность критически оценивать факты. Об этом говорил и Алексей Николаевич Толстой: «Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое‑как – значит и мыслить кое‑как: неточно, приблизительно, неверно». Это, в свою очередь, влияет на формирование эмоциональной сферы подростков. В конечном итоге, все эти явления отражаются в речи. Чтобы избежать опасной ситуации и обратить более пристальное внимание на языковые навыки, в 2019-м году было введено итоговое собеседование по русскому языку в девятом классе. Его необходимость появилась после принятия Концепции преподавания русского языка и литературы. Это испытание является допуском к ОГЭ, оценивается по системе «зачёт/незачёт». Итоговое собеседование состоит из четырёх частей: чтение текста научно-публицистического стиля о выдающихся людях, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, составление монолога, участие в диалоге с собеседником. Ещё раз подчеркиваем, что все эти навыки являются межпредметными и должны формироваться каждым учителем. Осмысленное чтение – это основа основ любой учебной деятельности. Пересказ предполагает умение выделять главную и второстепенную информацию, делить текст на микротемы, что отрабатывается, например, на уроках истории, обществознания, физики и других. Без этого говорить об успешном освоении программы, действительно, нельзя. При подготовке к третьему заданию школьнику предлагают выбрать, какой текст он будет составлять: повествование, описание, рассуждение. Мы уже отмечали, что эта работа ведётся, начиная с пятого класса. Только отличие в том, что устная речь будет спонтанной, менее продуманной, неподготовленной. Темы монолога обязательно близки подросткам, они касаются мира увлечений, спорта, школы, семьи, праздников и традиций. Диалог с собеседником позволяет создать ситуацию естественного общения, в которой наиболее ярко раскрывается личность школьника.

Казалось бы, итоговое собеседование не требует каких‑то специальных знаний. На одной из конференций даже была озвучена мысль, что к этому испытанию не нужно специально готовиться. Его логика в том, что у школьника к девятому классу должны быть сформированы эти умения. Но почему же на практике всё оказывается по‑другому? Многие выпускники испытывают трудности при участии в собеседовании. Почему же многолетняя подготовка не приносит долгожданных результатов?

Одна из причин состоит в том, что к старшим классам мы всё больше внимания уделяем письменной речи, а не устной. Происходит перекос в сторону письменных ответов, конспектов, тестов. Ученики меньше говорят на уроках, что приводит к элементарному страху перед выступлением или даже просто перед диалогом с учителем. Они психологически не готовы к такому экзамену. Думаем, многим знакома ситуация: «Я знаю, что нужно ответить, а вот сформулировать и выразить мысль не могу». Поэтому на всех уроках нужно больше времени отводить на устный опрос, выслушивать каждого ученика, организовывать дискуссии в парах, в группах, учить не только высказывать своё мнение, но и доказывать его. Если у ребят будут требовать соблюдения норм только учителя-словесники, разве они смогут привыкнуть всегда красиво и правильно говорить? Нет, конечно! Пока не будет единых требований, пока каждый учитель не будет обращать внимание на ошибки в речи учеников, коммуникативные компетенции не будут сформированы в полном объёме. И с этой точки зрения введение нового экзамена – это не прихоть, а необходимость, направленная на решение важной проблемы.

Ещё одним испытанием, призванным проверить общие умения выпускников, является итоговое сочинение в 11-м классе. На сайте ФИПИ об этом из экзаменов сказано следующее: «Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал». Таким образом, итоговое собеседование в девятом и итоговое сочинение в 11-м классе – это результат многолетней работы всей школы. Это – результат всего того, чего достиг выпускник, изучая литературу, русский язык, историю и другие школьные предметы. Это – результат зрелости суждений, широты кругозора, умении воплощать мысли и чувства в словесную форму. Это – выражение себя как личности.

Что делать? Извечный вопрос, требующий однозначного ответа: учителям – учить, ученикам – учиться. А ещё читать, и ещё раз читать. Читать классику, статьи литературных критиков, литературоведческие эссе, очерки и комментарии. Наблюдать за правильным, грамотным языком писателей и литературных деятелей. Учиться вежливости и такту в обращении с устным и письменным словом. Овладевать историко-литературными знаниями и формировать речевые умения и навыки.

Дмитрий Поляков,

заместитель директора Старооскольского института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 5 (август), 2020 г.
Речь человека — зеркало его самого - Изображение Фото: https://orfo.pro
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×