Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:29, 26 октября 2020
 Владислав Васильков, директор образовательного комплекса «Озёрки» Старооскольского городского округа 132

А у меня портфель в руке с огромной двойкой в дневнике…

А у меня портфель в руке с огромной двойкой в дневнике…Опять двойка. Картина Фёдора Решетникова. 1952 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
  • Владислав Васильков, директор образовательного комплекса «Озёрки» Старооскольского городского округа
  • Статья

Надо или не надо ставить ученикам плохие оценки?

Пожалуй, сколько существует школа, в которой ставят отметки, столько и ведутся споры вокруг этих самых отметок, особенно вокруг двойки. О ней слагают стихи, пишут картины, сочиняют песни. Что же это за отметка такая?

Сам себя наказал!

Прежде всего, двойка — это одна из отметок в системе оценивания в российской школе. Неудовлетворительную оценку ставят ученику в том случае, если он не владеет большей частью программного материала; отвечает, как правило, лишь при помощи наводящих вопросов учителя, неуверенно; в письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Все мы помним картину Фёдора Решетникова «Опять двойка». За двоечника переживает мать, его осуждает старшая сестра, над ним смеётся младший брат. И только собаке нет никакого дела до очередной двойки школьника, она просто радуется его возвращению из школы. И нам становится жаль этого мальчика, жаль его маму, которая устала переживать за каждую двойку своего сына. И эти бесконечные «неуды» становятся трагедией для всей семьи. Если вы помните, картина «Опять двойка» — это вторая часть художественной трилогии. Первая картина называется «Прибыл на каникулы». Третья — «Переэкзаменовка». На ней уже изображено летнее время, все ребята гоняют мяч по улице, зовут нашего двоечника с собой гулять, а он вынужден навёрстывать упущенное, сидя за учебниками и тетрадками. Выходит, сам себя наказал!

Не личное дело?

Ещё одна картина — «Обсуждение двойки» Сергея Григорьева — изображает заседание комсомольского комитета советской школы, где разбирается дело старшеклассника, получившего двойку. Мы понимаем, что двойка этого ученика перестала быть его личным делом и делом его семьи, а стала предметом внимания всего школьного коллектива. Тот самый двоечник, по всей видимости, спортсмен, стоит смущённо перед суровым обвинителем из комсомольского актива. Рядом сидит пожилая учительница и смотрит на него добрыми глазами. Может, это она и поставила ему ту самую злосчастную двойку, а теперь переживает не меньше, чем сам виновник этого заседания. Конечно, в наше время уже тяжело представить себе, что полученную кем‑то двойку обсуждают на совете старшеклассников или другом органе ученического самоуправления.

Обсуждение двойки. Картина Сергея Григорьева. 1953 г. Государственная Третьяковская галерея, г. МоскваОбсуждение двойки. Картина Сергея Григорьева. 1953 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Взлёты и падения

Что же несёт в себе двойка? С одной стороны, нам, учителям, кажется, что это стимул для того, чтобы ученик начал усерднее заниматься. Но такой стимул работает только в том случае, если ребёнок мотивирован на получение знаний, но в какой‑то момент расслабился и позволил себе немного полениться. Тогда она действительно имеет воспитывающий эффект и заставляет ребёнка начать серьёзнее относиться к учению. Опытные учителя иногда ставят такие воспитывающие двойки отличникам, чтобы подстегнуть их. Ведь для того чтобы в полной мере ощутить путь к успеху, нам всем периодически нужны не только взлёты, но и падения!

Но есть и другая группа учеников — и их, к сожалению, большинство, — которых двойка мотивирует не на получение новых знаний, а на то, как в следующий раз с наименьшими потерями обойти возникшие трудности. И тут на первый план выходят те самые многочисленные ГДЗ, которые оказывают ещё более разрушительное воздействие на учебную мотивацию школьника и окончательно расхолаживают его.

Двойка часто воспринимается учениками как личная обида, как жуткая несправедливость по отношению к себе. Школьник может принять отметку не как оценку его знаний в конкретный момент, а как оценку его личности, как проявление неприязни со стороны учителя. И тут может назреть конфликт.

#многодвоек_почему?

К сожалению, бывают и такие случаи, когда ребёнок просто утопает в двойках по какому‑то предмету. При этом учитель и родители отказываются обсудить этот вопрос. Учитель просто ставит двойки, считая, что родители, если они следят за успеваемостью ребёнка посредством электронного дневника, сами увидят сложившуюся картину и обратятся к учителю. Родители, в свою очередь, тоже не спешат связываться с учителем. В результате и учитель, и родители, как страусы, спрятали голову в песок и не замечают, что в центре этого конфликта остался ребёнок — один наедине с проблемой.

Родители вроде бы принимают меры для решения возникшей проблемы. Они нанимают репетиторов, пишут жалобы, выясняют правовой аспект, например, имеет ли вообще учитель право ставить двойки ученикам, чтобы потом, наверное, привлечь к этому делу юристов, заплатить адвокатам, подать на педагога в суд — то есть как‑то надавить на педагога сверху при помощи административных санкций.

Позиция учителя в этой ситуации тоже однозначно неконструктивна. То ли педагог пытается доказать собственную значимость и самоутвердиться за счёт этого ученика, то ли он считает, что его предмет, как в старом анекдоте, на пять знает только Господь Бог, то ли дело в чём‑то ещё, но в чём конкретно, необходимо выяснять как можно скорее.

Однако бывает и так, что учитель как раз не прячется, а своими многочисленными двойками пытается достучаться до родителей, которые сами всячески избегают общения с педагогом и таким образом затягивают конфликт. Но это ничуть не оправдывает ни педагога, ни родителей в данной ситуации.

Для начала родителям и учителю нужно не прятаться друг от друга, а как можно скорее связаться и попытаться выяснить причины низкой успеваемости, привлечь к разрешению вопроса классного руководителя. Если понимание не было достигнуто, нужно обратиться к администрации учреждения, написать заявление в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая есть в каждой школе. Мне кажется, уже на этом этапе большая часть вопросов будет снята. Уже после первой беседы найдутся время и желание и для дополнительных занятий, и для диагностики затруднений школьника, и для психологических тренингов по преодолению негатива в отношениях между учеником и учителем. Надо просто начать друг с другом разговаривать, просто говорить. Доброжелательно, заинтересованно, нацелившись на решение проблемы, а не пытаясь во что бы то ни стало доказать свою правоту и выйти из спора победителем.

Двойка – уже наказание!

Конфликт из‑за плохой оценки может возникнуть и в семье. Многие родители чересчур сурово относятся к оценкам своих детей. Увидев в дневнике у своего сына или дочери двойку, которая сама по себе уже является наказанием, они дополнительно ещё раз наказывают своих детей вместо того, чтобы разобраться и выяснить, какой пробел в знаниях привёл к этой оценке, и затем помочь своему ребёнку справиться с этой ситуацией.

Есть немало и других родителей, которые занимают довольно неконструктивную позицию в отношении педагога, осмелившегося поставить их ребёнку двойку. Эти родители всячески пытаются оберегать своих детей от любых стрессов. Они также часто сами не могут объективно оценить знания и способности к труду своих чад. Часто в таких семьях не стесняются высказываться о педагогах исключительно в негативном ключе, что и приводит к полному отрицанию авторитета учителя и последующей негативной мотивации к учёбе.

Над учительством всё время довлеет кем‑то когда‑то озвученный лозунг, что учитель ставит двойку не ученику, а самому себе. Поэтому двойка, поставленная этим лозунгом педагогам, мотивирует уже не учеников, а учителей искать обходные пути. Не секрет, что в современном образовательном сообществе сложилась ситуация, что часто учителю проще поставить нерадивому ученику тройку: те самые «три пишем, два в уме». Тогда у педагога не возникнет проблем с администрацией, с родителями ученика; ему не придётся писать никаких дополнительных индивидуальных образовательных маршрутов, планов индивидуальной работы.

И тут мы оказываемся в патовой ситуации: ученик видит, что можно получать тройки и переходить из класса в класс, не прилагая особых усилий. Родители тоже рады этой видимости некоторого благополучия. Все вместе они ожидают, что ребёнок окончит школу, получит аттестат — всё будет хорошо.

Но тут мы всё равно придём к негативному результату: на государственной итоговой аттестации всплывёт та самая двойка, и ученику вместе с учителем придётся в срочном порядке навёрстывать всё то, что не было усвоено за долгие годы обучения. Учитель уже начинает задумываться, а так ли уж он упростил себе жизнь тем, что своевременно не отреагировал на пробелы в знаниях, которые можно было устранить ещё в пятом, шестом, седьмом классах?

Всего лишь цифра!

Любая отметка должна быть максимально объективной и взвешенной. Ученики и их родители должны с самого начала понимать, как и за что ставится та или иная отметка. Не стоит с самого начала приукрашивать картину успеваемости, но и не нужно излишне отбивать охоту к учению низкими отметками. Учитель-профессионал чаще всего знает, когда стоит ребёнку поставить неудовлетворительную оценку, а когда лучше найти другой способ стимулировать его учебно-познавательную активность. Ведь знания школьников стимулируют совсем не отметки, а отношение учителя к своему делу. Если учитель заинтересован в результате своего труда, за ним и потянется школьник. А двойка — это всего лишь цифра.

Владислав ВАСИЛЬКОВ,
директор образовательного комплекса «Озёрки» Старооскольского городского округа

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 4 (7), 2020 г.

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×