Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:51, 20 октября 2020
 Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области 630

Итоговое сочинение: не шаблон, а творческий осмысленный подход

Итоговое сочинение: не шаблон, а творческий осмысленный подход Фото: Вадим Заблоцкий (архив)
  • Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области
  • Статья

Что надо знать при подготовке к письменному экзамену

Учителя-словесники, работающие в выпускных 11-х классах, всегда с нетерпением ждут объявления тематических направлений итогового сочинения. Их каждый год пять. Все предыдущие годы они включали два понятия, по преимуществу полярных, например: «Победа и поражение», «Дружба и вражда», «Добро и зло», «Гордость и смирение». Такой подход позволял создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений.

Итоговое сочинение проводится также для экстернов. Его по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления результатов при поступлении в вузы.

Напомним, что итоговое сочинение (изложение) введено в 2014/2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций выпускника, выявление уровня речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Глубина трактовки

В этом году количество направлений не изменилось, но теперь это не два полярных понятия. Главное их отличие – это глубина трактовки: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

На наш взгляд, направления очень интересные, позволяющие в полной мере проявить себя. Направление «Забвению не подлежит» предполагает размышления об исторических событиях, общественных явлениях, произведениях искусства, память о которых не имеет срока давности. О великих людях, чей вклад в науку, культуру или другие сферы поднял цивилизацию ещё на одну ступень развития. Направление «Я и другие» позволит рассуждать о человеке среди людей, о проблеме конфликта, понимания, что значит «быть собой». Не менее интересно направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». У выпускника в данном случае есть возможность рассказать о культурных запросах современников, их литературных пристрастиях, духовных ориентирах, жизненных оценках, отношениях с семьей и обществом. Можно сравнить существование современного общества и жизнь человека с предыдущим поколением, можно поразмышлять о том, чем наши потомки будут разительно отличаться от нас. «Время перемен» — это тема об изменениях, открытиях, вызовах, стоящих перед человеком и человечеством. Изменения происходят буквально на наших глазах, поэтому следует поразмышлять о причинах, которые приводят к переменам, какие последствия возникают, когда меняется мировоззрение человека, культура, социальная жизнь? Направление «Разговор с собой» даёт выпускнику шанс высказаться о внутреннем пространстве человека и словесных способах его исследования, о вопросах, которые человек задаёт себе, о внутренних переживаниях и, конечно же, поразмышлять на тему совести.

Наиболее активно в предыдущие годы использовались такие произведения: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Тарас Бульба», «Капитанская дочка», «Отцы и дети», «Гроза», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Обломов».

Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации и формой индивидуальных достижений абитуриента (до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял).

На написание сочинения в этом учебном году отводится три даты: 2 декабря 2020 года (основная дата), 3 февраля 2021 года (дополнительные сроки), 5 мая 2021 года (дополнительные сроки).

В дополнительные сроки пишут те, кто получил «незачёт», кто был удалён с экзамена за нарушение порядка, кто не смог явиться по уважительным причинам, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все причины подкрепляются документами).

В жанре рассуждения

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового сочинения. Темы сочинений формируются по часовым поясам. Конкретные темы итогового сочинения доставляются в регионы в день его проведения. Время написания итогового сочинения — 3 часа 55 минут. Итоговое сочинение пишется в жанре рассуждения. Экзаменационный комплект включает пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого тематического направления). Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения может быть «зачёт» или «незачёт».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объём и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность»).

Изложение тоже оценивается по двум требованиям (объём и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения», «Логичность изложения», «Использование элементов стиля исходного текста», «Качество письменной речи», «Грамотность»).

Для получения оценки «зачёт» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям (рекомендуемый объём сочинения — не менее 350 слов, изложения — не менее 200 слов и самостоятельная, а несписанная работа) и трём критериям («зачёт» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачёт» по одному из других критериев). Нужно иметь в виду, что максимальное количество слов в сочинении и изложении не устанавливается. Но если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее 150 слов, то выставляется «незачёт» за работу в целом.

При проведении сочинения участникам запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики и др.). Разрешается пользоваться только орфографическими словарями, которые выдаются комиссией по проведению итогового сочинения.

Сколько брать произведений?

Часто и выпускники, и родители спрашивают, на скольких произведениях нужно строить рассуждение? В критерии 2 указано, что достаточно опоры на один текст. Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами. Формулировки тем бывают разные: констатирующие («Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние»), цитатные («Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их». (Лев Толстой)»), в форме вопроса («Можно ли оправдать зло?»).

Функционал педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, — это помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента. Учительский комментарий к темам не предполагается. Но они должны быть доведены до сведения выпускников: написаны на доске, прочитаны, например, для слабовидящих школьников, розданы на парты, если есть возможность их распечатать. Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

Можно ли использовать Библию? Напрямую об этом нигде не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведёт к незачёту по указанному критерию.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры — загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

Результат итогового сочинения (изложения) как допуск к государственной итоговой аттестации действует бессрочно, а вот его результат для представления при приёме в вуз действителен в течение четырёх лет, следующих за годом написания.

До первой даты написания сочинения осталось уже меньше двух месяцев. Расслабляться не стоит. Необходим насыщенный тренировочный процесс, обеспечение которого за школами и муниципальными органами управления образованием, и ответственное отношение выпускников.

Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента –

начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 7 (10), 2020 г.

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×