Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:06, 23 сентября 2020
 Екатерина Викторова, директор Белгородского регионального  центра психолого-медико-социального сопровождения 130

Современный подросток — какой он?

Современный подросток — какой он?Фото: молодёжная редакция "ЖурФикс", г. Белгород
  • Екатерина Викторова, директор Белгородского регионального  центра психолого-медико-социального сопровождения
  • Статья

Почему умение договариваться стало одной из приоритетных задач воспитания и образования

«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» – это выражение можно полностью отнести к главной цели медиации в образовании: превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей и педагогов).

Почему возникла необходимость в создании такой службы?

Во‑первых, происходит рост социального расслоения населения, что существенно затрудняет реализацию принципа равных возможностей развития личности в социальном контексте (что усиливает общую социальную конфликтность и конкурентность).

Во‑вторых, усиливаются миграционные процессы, которые провоцируют межэтнические и межконфессиональные проблемы.

В‑третьих, к сожалению, растёт количество асоциальных проявлений в детской среде (наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая девиантность и делинквентность – поступки, наносящие вред и отдельным людям, и обществу в целом).

В‑четвёртых, в современном обществе, увы, нередко роль семьи как института социализации личности очень низкая. Родители не контролируют поведение детей, не всегда пользуются авторитетом у своих чад, ощущается разрыв между поколениями: дети-родители-прародители (бабушки, дедушки).

Поэтому создание служб медитации становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

От возраста не зависит

«Маленькие дети — маленькие заботы, большие дети – большие заботы» — эта известная русская пословица давно утратила свою актуальность, и мнение о том, что проблемы детей растут с их возрастом – ошибочно.

Каждый ребёнок проходит несколько кризисных жизненных ситуаций. Когда родители рядом и помогают ему их разрешать, он учится вместе с ними преодолевать трудности. И эту способность человек переносит в свою взрослую жизнь.

Особенно ярко кризис проходит у подростков, с их протестами и конфликтами, нежеланием слышать взрослых и ориентировкой на мнение других «экспертов жизни», сверхпланами и реальными возможностями, видением только «чёрного и белого».

Так как же нам, родителям, оказать поддержку своему ребёнку-подростку, соблюдая принцип «Не навреди!»?

Во‑первых, необходимо понимать, кто такой современный подросток.

Современный подросток — это человек, который переживает возрастной кризис. Кризис – это когда что‑то старое должно исчезнуть, а что‑то новое — появиться. В случае подросткового кризиса – когда детские модели поведения, включающие послушание, следование воле взрослого, должны смениться взрослым поведением.

Взрослый ребёнок?

И тут проявляется первая характеристика современного подростка – нежелание взрослеть!

Последние десятилетия в нашем обществе укрепилась модель «детоцентризма», когда ребёнок стал смыслом семьи, «визитной карточкой» родителя. Детство сейчас — это огромная инфраструктура: детские медиа, политика, бренды. И подростки прекрасно осознают свой детский статус. При этом подростки плохо понимают, например, зачем идти в банк и за что‑то платить. Для них взрослый мир — какая‑то далёкая реальность.

И, заявляя о своих правах на взрослость, современные подростки ориентированы на свои права, при этом игнорируя обязанности и ответственность, скрываясь за статусами «… я еще маленький», «… он ещё ребёнок».

И поэтому, дорогие родители, включите подростка в реалии взрослой жизни: делегируйте ему домашние обязанности, заботу о престарелых родственниках, заботу о младших братьях и сёстрах; включайте его в обсуждение домашних и жизненных проблем семьи; прислушивайтесь, поддерживайте его эффективно принятые решения; обращайтесь за советом; просите у него помощи и поддержки.

Прагматизм – это следующая особенность современных подростков. Не стоит думать, что они не хотят учиться. Они хотят и учатся, но не всему, а тому, что им может пригодиться в жизни и, ещё лучше, прямо сейчас. География им неинтересна – достаточно купить билет на самолёт, и он домчит в точку назначения, а в путешествии на автомобиле выручит навигатор. Музыка холодных цифр им не слышна, если нет необходимости посчитать стоимость покупки или выгоду при совершении небольшой сделки. Русский язык интересен им ровно насколько, сколько требуется, чтобы написать сообщение в социальной сети. Заинтересовать их в состоянии лишь задания прикладного характера. Даже будущую профессию они выбирают из расчёта будущего трудоустройства и получения хороших денег. Самая престижная работа для них – свой бизнес.

Дорогие родители, наша с вами задача — показать современному подростку необходимость фундаментальных знаний как основы образованности человека, практического успеха в любой сфере современной профессиональной деятельности, поддержки интереса к человеку для других и для себя.

«Клиповая» жизнь

«Клиповость» мышления современных подростков это уже факт, с которым приходится считаться.

Мало кто из современных подростков воспринимает мир целостным и во всём ищет причинно-следственные связи. Вся жизнь в его глазах – череда ярких картинок, эпизодов. Им проще выполнить много мелких задач, чем одну линейную. Им интересен динамичный фильм, но неинтересен роман с медленно развивающимся сюжетом, с обилием подробных описаний внутренних переживаний героя. За день через современного подростка проходит огромное количество ярких впечатлений. Он листает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе. Это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Из положительных можно выделить способность к многозадачности или ускорение реакции.

В этом случае, дорогие родители, нам есть чему научиться у своих детей – многозадачности и выполнению нескольких дел одновременно, что и делают наши подростки; и научить подростков видеть смыслы, делать выводы, анализировать информацию. И для этого есть замечательный способ – семейный разговор и дружеская беседа. Большая к вам просьба — не лекция, не монолог, не нотация, а беседа между слышащими и слушающими родными людьми.

Запрещать не надо

Виртуальная реальность — это та особенность современных подростков, которая для многих из них стала главной реальностью. Подростки не шлют записок, они обмениваются краткими сообщениями. Они не фотографируют природу и достопримечательности, они снимают сами себя и отправляют фото друзьям. Кстати, среди подростков входит в моду обмениваться фотографиями в нижнем белье, купальных костюмах и без них…

Ответы на свои вопросы подростки ищут в глобальной сети, не напрягая свои извилины.

Само по себе виртуальное общение — это здорово. Можно знакомиться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и находить друзей в других городах. Но для успешной социализации подростка разговоров в мессенджерах недостаточно. Чтобы влиться в социум и построить успешную карьеру в будущем, нужно уметь общаться в реальной жизни.

И поэтому, дорогие родители, не пытайтесь заблокировать доступ ребёнка к социальным сетям и запретить ему переписываться. Подросток будет злиться и считать взрослых врагами. Вместо этого показывайте подростку, как можно устанавливать социальные контакты в реальной жизни: предложите записаться в новую секцию или пройти курсы дополнительного образования; отправьте в летнюю языковую школу или лагерь; вместе подумайте о варианте подработки с частичной занятостью.

Принцессы и супермены

Современный подросток рано осознает свой гендер – и это ещё одна его особенность.

Нынешние родители с детства привлекают внимание детей к роли «маленьких принцесс» и «маленьких суперменов». Годам к десяти дети отлично осознают свой гендер и иногда даже заводят первые романтические отношения. И когда ребёнок превращается в подростка, он отказывается от детских форматов поведения, и поэтому мы видим тенденцию к унисексусовременных подростков, т. к. гендерная роль для него знакома и неинтересна.

Дорогие родители, поддержите своих детей в понимании их половой идентичности, в понимании женственности и мужественности, в отношениях первой любви, встреч, разлук, ссор и потерь.

Наши подростки переживают чувства влюбленности, первой любви, дружбы – это прекрасные человеческие чувства и отношения, которые всегда были вне времени. Поделитесь вашими переживаниями и воспоминаниями об этом прекрасном времени с подростком. Это сделает вас ближе.

Дорогие родители, современные подростки действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не означает, что они хуже или лучше. Просто другие.

С современным подростком стоит познакомиться как с самостоятельной личностью, с человеком, который пока ещё остро нуждается в нас, но всячески старается не подавать вида. Ребёнку, который уже, возможно, выше вас ростом, точно так же нужна забота, внимание и поддержка, как и едва вставшему на ноги малышу.

Дорогие родители, планируйте счастье вашей семьи каждый день!

Екатерина Викторова,

директор Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 3 (6), 2020 г. 

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×