Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:47, 03 сентября 2020
 Татьяна Потеряхина, директор разуменской школы № 4 «Вектор Успеха» (Белгородский район) 147

Читать вместе с учениками

Читать вместе с ученикамиФото: архив Деловой библиотеки г. Белгорода
  • Татьяна Потеряхина, директор разуменской школы № 4 «Вектор Успеха» (Белгородский район)
  • Статья

Как предмет «Родная литература» может вернуть у детей интерес к чтению

Вы когда‑нибудь задумывались, что у каждого поколения людей свои ценности, привычки, черты характера?! Сравнительно недавно была создана теория поколений. Согласно ей, каждые 20–30 лет рождается новое поколение людей. Вроде только мы поняли про поколение Z, как уже учёные начали выделять новое поколение. Поколение «Альфа».

У нового поколения есть свой личный аккаунт в соцсетях, где можно формировать индивидуальную ленту, исходя из своих предпочтений. Примерно 90 % современных детей уже к двум годам умеют пользоваться планшетами, а каждый пятый имеет личный гаджет в три-четыре года. Они родились в цифровую эпоху, виртуальный и реальный миры почти одинаковы для них. Это поколение детей «потребляет» информацию практически по 10 часов в день. В их мире картинка вытесняет текст. В потоке непрерывного виртуального общения они как рыба в воде. Причём предпочтут воспользуются чатом для мгновенного обмена фото и видео, чем будут сочинять пост для сетей. В поисковике не будут набирать текст, а воспользуются голосовым управлением.

Так и хочется воскликнуть, вспоминая классика:

«Здравствуй, племя

Младое, незнакомое…»

Да, может быть, соглашусь, что вступление к обозначенной мною же теме великовато, издалека. Но…Именно эта характеристика, а в ней выделение ключевых позиций, ценностей, интересов детей и подростков,
с которыми нам не просто придётся работать, а жить, осваивать, обучать и воспитывать, поможет обосновать не только мою личную, но и большой части педагогического сообщества Белгородчины точку зрения
на введение в учебный план предметной области «Родной язык и родная литература» в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Не буду скрывать, что это нововведение, как и всё новое, неизвестное, вызвало множество порой недоумённых, вопросов: «Зачем лишняя нагрузка?», «Разве просто русского языка и литературы не хватало?» (это не просто вопросы, это название статей, которыми пестрили издания). Особенно мне был интересен предмет «Родная литература (русская)».

 И вновь вспомнилось: «Глаза боятся, а руки делают». Стала вчитываться, разбираться, обсуждать, пробовать. Работая над документами и с документами, участвуя в вебинарах по теме, выписывала интересные для меня положения.

 Для организации обучения предмету «Родная литература (русская)» в школе должны быть созданы необходимые условия – подготовленные компетентные педагоги. А что, с предметом «Литература» не так? На мой взгляд, не так. Учитель, который взялся за «покорение» нового предмета, за освоение «целины», по моему мнению, должен «загореться», а может, и разозлиться в поиске ответов. Ведь «Родная литература (русская)» не должна дублировать, подменять предмет «Литература». Новый предмет, и я в этом искренне убеждена, расширяет горизонты, дополняет программу предмета «Литература». Программное содержание нового предмета интересно тем, что в него вошли авторы, произведения которых не изучались, а порой, ребята о них даже не слышали.

 Если в пятом классе при изучении сказки Николая Гарина-Михайловского «Книжка счастья» я была уверена в том, что урок получится (это и волшебное путешествие в поисках заколдованной царевны, и борьба со злым волшебником, и победа Счастья на земле); и формы, и приёмы работы сразу представились – эйдосконспект, изготовление книги своими руками – скрапбукинг, то изучение в восьмом классе произведения Александра Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке» уверенности в успехе не обещало. Ученики не знают этого автора; время, люди, события, описанные в новелле, далеки от современности. Но нет! Урок получился, сработало то, что в основных задачах к новому предмету называется гражданской самоидентичностью, на уровне ДНК школьников унаследованы черты русского характера: умение раствориться в любви, ценить настоящую дружбу, и самое главное – умение прощать и простить. А формы работы подсказали сами дети – составили карту мест, которые посетил главный герой, открыли виртуальную «Лавку старинных предметов», а в ней полку медальонов.

 И уже на первых уроках «Родной литературы (русской)» я увидела
и формирование метапредметных результатов — приобретение навыков работы с информацией, возможность работать с текстами: преобразовывать и интерпретировать содержащиеся в них знания, выделять главную и избыточную информацию, предоставлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, карт понятий, графических схем).

А теперь хочу вернуться к вступлению. Я говорила в нём о новом поколении «Альфа», о детях, которым очень просто определить важные и непривлекательные вещи, так как у них прекрасно развито критическое мышление. Значит, в процессе знакомства с биографией новых авторов и их произведений сыграем на основных умениях детей – выполнять несколько заданий одновременно. Это их увлечёт, а следовательно, им будет интересно. Интерес заставит вчитываться в текст, из него они смогут «добыть» нужные данные.

Читать вместе с учениками - Изображение Фото: Евгения Федорченко

Современные дети готовы к диалогу, но не к нравоучениям. Они ждут, что им не будут диктовать, что их будут слушать и слышать. И снова прекрасные возможности даёт предмет «Родная литература (русская)», потому что знакомит с современными авторами, с книгами, которые повествуют о великих и грустных исторических событиях, воздействуя на эмоциональное детское восприятие.

Необыкновенный детский отклик получила я на уроках родной литературы по произведению Ольги Громовой «Сахарный ребёнок», и не просто отклик, а дети сами предложили создать буктрейлер к этому удивительному произведению. А прочитав книгу Ольги Колпаковой «Полынная ёлка», дети воссоздали её (полынную ёлку) в реальности. Эти произведения ненавязчиво, но очень эмоционально погружают учеников в страшные годы репрессий. А что это, как не изучение истории родной страны через воздействие словом современного автора на душу ребёнка?!

Чтобы изучение этого предмета было не для галочки, а для жизни, считаю необходимым анализировать и такие противоречивые, но прямые, честные произведения, как «Мы приговариваем тебя к смерти»
Любови Романовой.
Не скрою, что урок родной литературы по этому произведению начался с молчания. Трудно было моим восьмиклассникам, детям нового поколения (да, еще не «Альфа», а Z) сформулировать свои чувства, мысли, впечатления. Но для этого мы и изучаем родную литературу, чтобы суметь понять ситуацию, описанную автором, понять, что двигало поступками героев, для чего всё это было. Конечно, огромная роль отводится учителю, который особым образом выстраивает диалог. Диалог культур. Диалог поколений. От его умения и опыта зависит подача материала, правильная подача. И может, молчание в начале урока по произведению Любови Романовой – это не провал, а успех. Дети задумались! А это ли не путь к формированию квалифицированного читателя? Путь формирования
у школьника сознательного планирования своего досугового чтения. Именно такую задачу ставит перед собой предмет «Родная литература (русская)».

Я считаю, что этому предмету быть и жить, так как именно родная литература с изучением произведений Анатолия Алексина, Юрия Кузнецова, Юрия Яковлева, Владимир Крупина, Елены Габовой способна вернуть в реальность новое поколение детей.

P.S.И еще есть мнение. Для того, чтобы родители не заставляли угрозами, а нередко и шантажом, окриками читать список литературы на лето, может, включить в него произведения современных авторов? Например, «Радугу для друга», «На качелях между холмами», «Формулу добра» Михаила Самарского; «Время всегда хорошее», «Я хочу в школу» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак; «Не предавай меня», «Янка», «Дети дельфинов» Тамары Михеевой…

 Я со своими учениками их прочитала. Что это даёт? На мой взгляд, приучает детей читать каждый день (а рука к этим книгам потянется, потому что они интересные), создаёт систему, а система формирует потребность. Такое чтение развивает интерес к слову (это увидела на опыте). А интерес к слову – интерес к классике литературы. И тогда мама не будет заставлять читать гоголевского «Тараса Бульбу» или пушкинскую «Капитанскую дочку».

Придёт интерес.

Но это лишь точка зрения…

Татьяна Потеряхина,

директор разуменской школы № 4 «Вектор Успеха» (Белгородский район)

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 5 (8), август 2020 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×