Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:57, 02 июля 2020
 Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области 962

Белгородские школы государственного уровня

Белгородские школы государственного уровня Краснояружская школа № 1 Фото: Вадим Заблоцкий
  • Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области
  • Статья

Более 20 школ региона перешли в подчинение регионального департамента образования

Поиск эффективных механизмов управления системой образования сейчас выходит на первый план. В этой связи с января 2020 года 20 школ, расположенных в 19 муниципальных районах и городских округах Белгородской области, переведены из муниципального подчинения в региональное. Чуть ранее, с сентября 2019 года, государственным стал образовательный комплекс «Алгоритм успеха» (микрорайон «Улитка» в Белгородском районе). Другими словами, учредителем этих школ теперь стал департамент образования области и все они перешли в собственность региона. В числе указанных школ есть три опорные школы Российской академии наук (лицей № 9 и Шуховский лицей (Белгород) и школа № 20 с углублённым изучением отдельных предметов (Старый Оскол).

Новая образовательная сеть

Каждая из этих школ будет выступать в качестве опорной на своей территории по отношению к муниципальным школам-коллегам.

Главный ожидаемый эффект от принятого решения – это обеспечение единства и целостности образовательного пространства Белгородской области.

Следует отметить, что переданные школы разные по материально-техническому состоянию, но есть одно, что их объединяет, — это высокий уровень общего образования, эффективные технологии и практики, профессиональный поиск. Новая образовательная сеть позволит этот потенциал использовать в полной мере.

Понимаем, что предстоит большая работа по созданию нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию работы опорных школ.

Необходимо упорядочить взаимодействие между департаментом образования, муниципальными органами управления образованием, муниципальными школами, государственными школами, ставшими опорными, региональным институтом развития образования, региональным центром оценки качества образования и другими организациями. Общая координация этого процесса остаётся за департаментом.

Позитивный ресурс, актуальный опыт (сильные стороны) каждой опорной школы должны стать достоянием всего педагогического сообщества, то есть транслироваться. Вместе с тем каждая школа должна развивать и обогащать наработанный опыт. Интересной в этом плане стала проведённая департаментом встреча «Давайте познакомимся», где директор каждой опорной школы презентовал коллегам свои наработки.

Взаимодействие видится следующим образом: муниципальный орган управления образованием совместно с муниципальными школами определяет потребность в оказании помощи со стороны опорной школы, направляет соответствующую информацию в департамент образования, который организует дальнейшую работу. Для этого предполагается заключение трёхсторонних договоров о совместной деятельности. Основные направления сотрудничества: методическое обеспечение; предоставление учебно-материальной базы; организация дистанционного обучения учащихся муниципальных школ; организация обучения учащихся муниципальных школ по принципу «Мобильный учитель».

Методическое сопровождение деятельности опорных школ – это компетенция регионального института развития образования.

Эффективность и интеграция

На какие результаты делается ставка? Прежде всего — на повышение эффективности образовательного процесса, ориентированного на личностное развитие ребёнка. Это можно организовать с помощью территориальной интеграции школ. Кроме того, работа таких школ должна гарантировать каждому ребёнку возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность, исходя из его потребностей, интересов и способностей;

обеспечить эффективную реализацию системы предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников и учебно-методическую поддержку всем участникам образовательного процесса.

Показателями результативности будут считаться количество муниципальных школ, взаимодействующих с опорной школой по различным направлениям; количество педагогов муниципальных школ, получивших методическую поддержку в опорных школах и число учащихся, участвующих в мероприятиях, проводимых опорными школами.

Предупреждать и минимизировать риски поможет мониторинг, который позволит своевременно принять управленческие решения о более эффективном использовании ресурсов.

О роли директора

Очень много в работе опорной школы зависит от директора. Именно он является единоличным исполнительным органом образовательной организации, он лично принимает окончательное решение. Как сказано в законе (причём очень лаконично), «руководитель осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации, в соответствии с законодательством Российской Федерации». И это самое текущее руководство нужно обеспечивать непрестанно, без остановки, без пауз. Время выставляет очень жёсткие требования к современному руководителю. Сегодня никто не желает слепо ему доверять, бездумно выполнять его распоряжения. С каждым годом на руководящий состав возлагается всё больше и больше обязанностей. К тому же руководитель должен понимать, что именно он несёт личную ответственность за состояние дел в своей организации. Он не должен винить всевозможные обстоятельства и тем более своих подчинённых. Поэтому никакой опеки по мелочам со стороны департамента не будет. В приоритете – консультационная помощь.

Сегодня успешно управлять образовательной организацией не получится, если:

— руководитель не будет дружить с законом или у него не будет твёрдой внутренней установки руководить в соответствии с законами и уставом. Правовая культура руководителя – основа эффективной управленческой деятельности. В ходе проверок приходится слышать от руководителя: «Я не юрист». Даже наличие в штате образовательной организации юриста не принесёт пользы, если у руководителя не будет убеждения руководствоваться правовыми нормами;

— руководитель не будет обладать таким качеством, как самостоятельность, которое вытекает из закреплённой Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» автономии образовательной организации, под которой понимается «самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов». Сегодня руководителю нелишне иметь твёрдый характер, инициативность, решительность и смелость, умение ставить цели и воплощать их, способность решать проблемы. А ещё самостоятельность – это самоконтроль.

В этой ситуации значительно возрастает значение устава и того, что прописано в нём про обязанности руководителя. Немаловажное значение в повседневной практической деятельности руководителя организации имеет чёткое разграничение полномочий между организацией и учредителем, которое закрепляется в уставе. Предстоит большая работа в этом плане.

Вклад отдельной школы

Попробуем на примере Краснояружской школы № 1 показать, какой вклад как государственная она может внести в муниципальную и региональную сферы образования.

Школа все годы смело бралась за новые технологии, первой в районе внедрила индивидуальные учебные планы, профильное обучение, с опережением перешла на новые образовательные стандарты. Педагоги направили свои усилия на формирование функциональной грамотности.

Здесь учатся дети, временно проживающие в реабилитационном центре, так что в активе школы есть опыт кризисной педагогики.

В школе более семи процентов – это дети с ОВЗ.

Ключевые общешкольные дела проводятся на основе социального партнёрства. Праздники «Победная весна», «Посвящение в кадеты» и «Кадетский бал» имеют широкий общественный резонанс.

Программы воспитания, внеурочной деятельности и дополнительного образования отличаются социальной значимостью, в их основе — метод проектов.

Гордость школы – футбольная команда девушек «Виктория». Есть успехи в полиатлоне. Полиатлонисты – многократные призёры и победители международных, всероссийских и областных соревнований. Среди воспитанников — 12 кандидатов в мастера спорта. Во взрослой жизни — это офицеры Российской Армии, работники правоохранительных органов.

Школа сразу же активно включилась в реализацию региональной Стратегии «Доброжелательная школа». Здесь провели стратегические сессии, организовали переговорные площадки для педагогов, школьников и родителей; создали детский и учительский проектные офисы. Всё это способствовало погружению в идею доброжелательности.

С одной стороны, школа растит детей, живущих в посёлке Красная Яруга, и потому не имеет права неавторитетно выглядеть на уровне района. С другой стороны, школа вышла на государственный уровень, обретя более широкие возможности взаимодействия, и потому ответственна за качество образования уже и перед региональным сообществом.

В этой ситуации успех во многом будет определяться соответствующей мотивацией управленческой команды и педагогов.

В кабинете физики краснояружской школы № 1 В кабинете физики краснояружской школы № 1 / Фото: Вадим Заблоцкий

Компетенция школы по индивидуальному отбору на программы профильного и углубленного уровня обязывает к очень грамотным действиям и решениям.

Президент Российской Федерации поставил задачу войти в десятку лучших в мире по общему образованию. Судить будут по результатам участия российских школьников в международных исследованиях оценки качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS).

Поразмыслив над тем, что школа уже несколько лет активно применяет приёмы и методы, заложенные в этих исследованиях, коллектив решил, что вполне справится с ролью школы-лаборатории этих процессов. Все педагоги придерживаются правила: не заучивание материала, а его практическое применение. В качестве консультантов привлекают преподавателей БГТУ им. В.Г.Шухова, специалистов производств-партнёров. Только так можно добиться метапредметных результатов, которые сегодня становятся определяющими.

Многие ученики в этой школе — победители всероссийских, региональных и муниципальных (подчеркнём, очных) конкурсов исследовательских и проектных работ: «Первые шаги в науку», «Мы гордость Родины», «Мы – Белгородцы! Думай, решай, действуй». Недавняя победа в региональном конкурсе по электробезопасности и энергоэффективности ученика Ивана Литвинова свидетельствует, что школьники способны на глубокие исследования. Он разработал устройство, позволяющее увеличить КПД и срок службы светодиодных уличных прожекторов.

В ситуации кризиса дидактической культуры урока школа способна стать мастерской формирования и распространения этой культуры. Созданный в районе межмуниципальный методический центр и региональное сообщество в целом вполне могут рассчитывать на мастер-классы педагогов школы, многие из которых смогут претендовать на выполнение функций наставников и методистов.

Бережливое мышление

В последнее время бережливые технологии всё больше входят в школьную жизнь. У них есть внешнее проявление, например, визуализация, логистика. Но важнее внутренние установки: бережливое мышление, бережливое сознание, бережливая культура, бережливая педагогика, бережливая личность.

Предназначение бережливой школы видится прежде всего в демонстрации успехов учителя, в его позитивной мотивации, в бережливом на него воздействии и бережливом контроле. В Краснояружской школе № 1 проходят психологические практики и тренинги, автоматизированы процессы отчётности, чётко разделены полномочия, созданы рабочие места с современными техническими возможностями.

Для оптимизации индивидуальной нагрузки используются электронные карты занятости педагога и ученика.

Внедрён электронный документооборот, созданы базы с нормативными документами и локальными актами, с методическими материалами и рекомендациями.

Важнейшими из региональных проектов, наиболее отвечающих вызовам времени, стали «Организация образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Белгородской области в режиме «Школа полного дня»» и «Создание системы сопровождения учащихся общеобразовательных организаций Белгородской области, испытывающих трудности с освоением основной общеобразовательной программы» («К успеху вместе!»). Школа № 1 и здесь имеет наработанный опыт по этим проблемам, о краснояружском опыте работы школ полного дня писала газета «Доброжелательная школа Белогорья», в работе со слабоуспевающими учениками активно практикуются различные диадные отношения и связи. Например, когда на уроках и самоподготовке дети объединяются в пары: сильный — слабый, сильный — сильный, ученик – учитель, ученик – учитель-консультант. Это, действительно, срабатывает. И школа вполне готова стать региональной фабрикой процессов в рамках этих роектов.

Школа максимально использует воспитательные возможности приближающегося юбилея Великой Победы. Проекты «Горжусь своими родителями», «Алфавит доброжелательных истин», «Весёлая переменка», «Наука 6+», «Читающая школа», «Моя профессиональная проба» придумали в детском проектном офисе и их поддержал учительский. На первый взгляд, они отличаются простотой, на самом деле имеют глубокий смысл.

Ключевая фигура

Фигура классного руководителя была, есть и в необозримом будущем останется ключевой в школьном воспитании. Образно говоря, классный руководитель должен работать «в режиме онлайн и нон-стоп». Нужен новый классный руководитель – компетентный, лидер изменений, создатель коллектива, проводник в школе полного дня, помогающий выбрать успешный для каждого вид деятельности, справиться с проблемами в учёбе. Назидательные методы и формы работы и школьники, и родители сегодня однозначно отвергают, их интересуют социально-значимые, имеющие практическую ценность коллективные дела, волонтёрские акции. Например, такие — «Сети все возрасты покорны», «Пешком к здоровью», «Добро — родник милосердия», «Волна памяти». Краснояружская школа № 1 готова делиться своими наработками в этом вопросе со своими коллегами.

В режиме школы полного дня стало сложнее изыскать время для традиционных школьных мероприятий с массовым участием детей и родителей, активные мероприятия проходят в субботу, это поддержало школьное сообщество.

Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся педагог прошлого века, отмечал: «Любого работника — от сторожа до министра – можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно».

С учётом сказанного в школе инициировали проект «Ответственное отцовство». Опрос детей показал, что в отце они видят в первую очередь наставника, умного, тонко чувствующего душу своего ребёнка.

Школа – это территория здоровья. Традиционные мероприятия в системе работы краснояружской школы дополняются новыми формами. Так, детский проект «Яруга велосипедная» трансформировался в «Масс-старт». В велопрогулке с каждым разом участвуют всё больше детей, родителей и учителей. «Дни здоровья», которые проходят базе отдыха «Ивушка», включают в себя не только спортивные состязания, но и семейный отдых.

Школу здесь считают общим домом, и оформление его намерены приблизить к домашнему. Задумка на ближайшую перспективу – наполнить школу фотоснимками, отражающими жизнь семей.

Не провинция, а Малая Родина

Однажды на всероссийских соревнованиях по полиатлону в протоколе судейской комиссии среди трех призовых мест значились Красноярский край, Краснодарский край и Краснояружский …край. Судьи не ожидали, что чемпионов можно растить в школе, расположенной вдали от крупных центров, в провинции. А спортсмены школы убедительно напомнили большой России о своей малой родине.

Школа пока что капитально не отремонтирована, это в планах на 2021 год, и успехов в полиатлоне добивается, не имея современной спортивной базы.

Но потенциал школы в другом: в мощном педагогическом ресурсе, благодаря которому государственная краснояружская средняя школа, действуя сообща со своими партнёрами, сделает всё возможное, чтобы регион занимал лидирующие позиции в сфере образования, чтобы образовательный путь каждого ребёнка на Белгородчине стал доступнее, интереснее и ярче, чтобы доброжелательная школа стала реальностью.

Николай Рухленко,

первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области

По материалам № 3 (2020) газеты «Доброжелательная школа Белогорья»

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×