Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:48, 25 июня 2020
 108

Белгородские школы РАН: первые итоги и новые «точки роста»

Белгородские школы РАН: первые итоги и новые «точки роста»Фото: Архив департамента образования Белгородской области
  • Статья

Работу белгородских школ РАН обсудили на онлайн-дискуссии

Значимым, уникальным событием в жизни системы образования Белгородской области стало создание трёх опорных школ под эгидой Российской академии наук. Напомним, что старт этой инициативы при поддержке Минпросвещения России был одобрен Президентом Российской Федерации, и наш регион стал одним из первых участников «Проекта по созданию базовых школ РАН». А в Белгородской области этот проект реализуется в рамках региональной стратегии развития образования «Доброжелательная школа».

Три образовательных учреждения – лицей № 9 и Шуховский лицей г. Белгорода, средняя школа № 20 с углублённым изучением отдельных предметов г. Старый Оскол – обрели официальный статус тим-лидеров. Но вместе с ним получили конкретное задание: давать качественное школьное образование, чтобы выявлять и обучать талантливых детей, ориентировать их на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. 

Прошёл год. Что сделано за непродолжительное время со времени запуска проекта? Какие уже есть «точки роста» для укрепления единого образовательного пространства: школа – вуз – предприятие? С какими проблемами столкнулись? Эти вопросы обсудили на онлайн-дискуссии секретарь комиссии по научно-организационной поддержке базовых школ РАН Александр Соломатин, представители регионального департамента образования, руководители опорных школ.

Качественное образование для обучающихся, которые ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки, повышение профессиональной квалификации педагогов, укрепление материально-технической базы школ – это задачи, с которыми успешно справляются участники проекта. И результатом этой активности стали образовательные результаты работы и школьников, и учителей. Так, 14 воспитанников лицея № 9 успешно прошли конкурсный отбор и стали участниками образовательных программ по физике, математике и литературе образовательного центра «Сириус». 141 проект разработали ученики 4–11-х классов старооскольской школы № 20 под руководством преподавателей вузов и учителей-наставников нашей школы. А Шуховский лицей стал инициатором проведения на базе БГТУ Первого технологического фестиваля имени В.Г. Шухова. В фестивале приняло участие более 300 учащихся школ Белгородской области.

Отдельный вопрос — повышение квалификации педагогов базовых школ РАН. Вот некоторые примеры решения этой задачи. Педагоги прошли очное обучение на базе образовательных центров и ведущих вузов Российской Федерации (МГУ им. М.Ломоносова, Высшая Школа Экономики и др.), стали участниками информационных и обучающих семинаров, научно-практических конференций по актуальным проблемам современного образования всероссийского уровня. А также принимали участие в работе круглого стола по вопросам поддержки научных исследований в базовых школах РАН при Президиуме Российской академии наук.

Уникальная специализация, новые лаборатории, лекции от звёзд науки – эти и многие другие ресурсы применяются в Белгородской области для реализации проекта по функционированию базовых школ РАН. Сотрудничество с инновационными предприятиями, научно-исследовательскими лабораториями и технопарками также обеспечено в нашем регионе.

Вместе с тем, руководители белгородских базовых школ РАН высказали необходимость расширить и географию ВУЗов-партнёров и качественно изменить содержание образовательных программ, сделав крен на практическую составляющую в связке «наука-образование-производство».

Есть и проблемы.

«Не получилось конструктивного взаимодействия с Белгородским институтом развития образования. Наши ожидания от организации научно-методического сопровождения школ РАН не оправдались. Институтом не предложено курсов повышения квалификации для педагогов по работе с одарёнными детьми или организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нет механизма сопровождения послевузовского образования молодых педагогов», — рассказала директор белгородского лицея № 9 Елена Петренко.

Онлайн-дискуссия об итогах работы школ РАН в Белгородской областиОнлайн-дискуссия об итогах работы школ РАН в Белгородской области / Фото: Архив департамента образования Белгородской области

Ещё один блок проблем, с которыми пришлось столкнуться всем участникам проекта, связан с пандемией коронавируса. Многие выездные мероприятия научно-практической направленности, включённые в индивидуальные образовательные маршруты школьников, пришлось отложить на неопределённое время. А ведь индивидуализация образовательного процесса является принципиальной, так как проектная и научно-исследовательская деятельность выстраивается на личных познавательных интересах.

«Не менее важна и постпроектная деятельность. Статус школы РАН – это новая высота, которую требуется ежедневно подтверждать и доказывать. Организационные, методические, управленческие мероприятия в белгородских школах РАН кардинально изменили образовательный процесс, синтезировав самый передовой научный и педагогический опыт. И ключевая роль в этом – руководителей школ, замотивированных на движение вперёд и вверх вместе со своим коллективом. Каждый учитель должен подтверждать своим трудом, что он достоин работать в школе РАН. Он должен уметь акцентировать внимание на том, что может работать и не бояться экспериментировать. А дети с первого класса должны понимать, что именно в школе Российской академии наук они овладеют исследовательскими умениями. Каждый воспитанник такой школы должен быть включён в эту деятельность», — резюмировал первый заместитель начальника департамента — начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Николай Рухленко.

Отметим, что именно по инициативе Николая Михайловича состоялось подведение итогов года работы в проекте. Но наша область уже готова поделиться опытом и на межрегиональном уровне, и на федеральном. Необходимо расширять географию сотрудничества и взаимодействия, чтобы совершенствовать инструментарий, технологии. И в этом смысле у руководителей опорных школ тоже немало интересных планов.

В частности, внедрение карты профессиональной активности педагогов, которая позволит автоматизировать мониторинг участия в мероприятиях за пределами непосредственного учебного процесса. Проект «Инициатива», призванный вдохновить педагогов на новаторство. Работа с педагогами-лидерами. Создание системы наставничества и шефства «Дети-наставники» – ключевой блок воспитательной работы.

Сами участники проекта, анализируя годовые итоги, убеждены, что большая часть его реализации впереди. И главная цель – трансформация не только образовательного пространства, но и менталитета всех участников. В школе РАН – новый учитель, новый ученик, новый родитель. Это люди, заинтересованные в общем результате: поднять уровень обучения на качественно новый уровень.

 По материалам департамента образования Белгородской области

Онлайн-дискуссия об итогах работы школ РАН в Белгородской областиОнлайн-дискуссия об итогах работы школ РАН в Белгородской области / Фото: Архив департамента образования Белгородской области
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×