Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:03, 14 мая 2019
 58

Сказки, знакомые с детства

Сказки, знакомые с детстваЮрий Васнецов. Иллюстрация к сказке «Лиса и заяц». Из коллекций Белгородского государственного художественного музея
  • Статья

Иллюстрации к сказкам дополняют и углубляют содержание детской книги

Сказка – это один из жанров фольклора или литературы. Чаще это прозаическое произведение волшебного плана, у которого счастливый конец. Бывают они и грустными, и весёлыми, и, как правило, рассчитаны на детей. Каждый из нас, когда был маленьким, слушал их. Сначала эти интересные истории нам читала вслух или рассказывала мама. Мы переживали за героев, путешествовали с ними по разным странам, сражались со злом и побеждали его, выручали попавших в беду, удивлялись умению зверюшек говорить на человечьем языке, восхищались действиями добрых волшебниц и осуждали происки злодеев.

Прошло уже много времени, мы выросли, но до сих пор рассказываем своим детям те сказки, которые когда‑то узнали от своих родителей. Те самые, которые сложены были давным-давно и передавались целыми поколениями.

Ребёнок увлекается сказкой не только из‑за её содержания. Есть ещё один фактор, который определяет интерес к ней – это иллюстрации. И очень большое значение имеет художник, его талант, его понимание смысла и намёка произведения, насколько точно он «нарисовал» содержание.

Книжная иллюстрация дополняет и углубляет содержание детской книги, вызывает яркие эмоции, эстетически развивает маленьких читателей. Они всегда воспринимают иллюстрацию в единстве с текстом.

Особое место занимает книжная графика. Позволяя реализовать разнообразные художественные и выразительные средства, она часто выступает и как элемент оформления книг, и как самостоятельный вид изобразительного искусства. Она даёт возможность в полной мере раскрыться фантазии художника. Несмотря на безусловную привязку к литературному тексту, она может восприниматься как отдельное произведение и выставляться в залах художественных музеев как самостоятельное произведение.

В собрании Белгородского государственного художественного музея самой многочисленной коллекцией является графика – 2256 единиц хранения основного фонда и 389 – научно-вспомогательного. Из них 70 – иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, пословицам. Это «Иван-царевич и Серый волк», «Сивка-Бурка», «Лиса и заяц», «Алтайские героические сказания» и т. д. А иллюстрировали их художники Евгений Шитиков, Станислав Косенков, Евгений Кибрик, Алексей Шмаринов, Виктор Пензин, Андрей Дианов, Вячеслав Ромашов, Валерий Семёнов, Юрий Васнецов и другие.

О Юрии Алексеевиче Васнецове, его таланте, жизни и деятельности хочется рассказать подробнее.

Его работы – украшение раздела «Графика» коллекции Белгородского государственного художественного музея. Пять из них – иллюстрации к произведениям устного народного творчества. Этот художник создал свой собственный, неповторимый стиль. С детства мы любили книги со сказками «Ладушки», «Теремок», «Три медведя», «Заяц и лиса» и другими, проиллюстрированные Васнецовым.

Юрий Васнецов (1900 – 1973 гг.) родился в старинном русском городе Вятке в семье священника. Ещё в детстве его привлекал разнообразный ручной труд: он шил сапоги, с интересом переплетал книги. Ему нравилось мастерить и запускать в небо воздушного змея. А ещё он любил рисовать. После окончания школы (в 1919 году окончил Единую школу второй ступени) и службы в армии Васнецов приехал в Петроград, где поступил на живописный факультет Государственных свободных художественных мастерских. После окончания школы в 1926 году он сначала работал школьным учителем рисования, затем в издательстве «Детгиз». Первая детская книжка, которую он оформил, – «Карабаш» Виталия Бианки, затем русские народные сказки, где и раскрылся как блестящий иллюстратор.

Его работы наполнены оптимизмом и образностью. Яркий, насыщенный колорит точно передаёт атмосферу произведения, оттого они близки и понятны каждому ребёнку.

Например, обложка к книге «Народные песенки и потешки «Гусли-самогуды» – экспонат коллекции Белгородского художественного музея. Герои, изображённые на ней художником, красочны и нарядны. Тут и кот в красной рубашке и шапке, отороченной чёрным мехом, в модных сапожках, украшенных узором. Рядом коза в платье с кружевами кокетливо машет платочком, и зайчик, играющий на балалайке. Его, а также птичек, художник одел в голубую кофточку. Васнецову удалось передать атмосферу праздника, веселья, он наделил зверей человеческими эмоциями, точно передал их движения, настроение каждого. Как мало цвета, а какая сказочность! Рисунки светлые и радостные, они так понятны малышам!

Не менее интересна и обложка к русским народным сказкам, песенкам и потешкам «Небылицы в лицах» (входит в коллекцию БГХМ), которая очень точно передает содержание одной из них:

Была репа важная,

Дивилась старуха каждая:

Одним днем

Не обойдешь кругом.

Всей деревней ели

Целую неделю.

Одну корку положили,

Так телегу обломили.

В 1971 году художнику присудили Государственную премию СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок «Ладушки» и «Радуга-дуга». С живописными же работами, а в его творчестве были и такие, пейзажами и натюрмортами («Цветущий луг», «Натюрморт с вербой», и др.) зрители смогли познакомиться на выставках только после смерти мастера.

До конца жизни Юрий Алексеевич любил читать сказки, оживлять их своими работами.

 «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и её щедрой природе», — говорил мастер.

Ольга Титовская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×